Здавалка
Главная | Обратная связь

ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА (справка)




Для развития творческих навыков ТРИЗ-педаго-гами накоплен большой фонд учебных изобретатель­ских и исследовательских задач в таких областях, как физика, биология, экология, техника и бизнес. Для каждой возрастной группы разрабатывают­ся алгоритмические процедуры, методики. Они по­зволяют учащимся изобретать новое, самореализо­ваться в творчестве. Следует различать ознакоми­тельный и инструментальный2 уровни освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качествен­ного инструментального обучения в ТРИЗ-педагоги-ке является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания. Особое место занимает курс развития творчес­кого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями. На сегодняшний день издано более 40 методичес­ких пособий,книг по педаго­гической тематике. Материа­лы по педагогике составляют значительную часть публика­ций журнала "ТРИЗ"3. Систе­мой профессиональных раз­работчиков, консультантов и преподавателей "ТРИЗ-ШАНС" издается регулярный сборник статей "Педагогика+ТРИЗ".

ТРИЗ-педагогика как научное и педагогичес­кое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу прежде всего была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г. С. Альтшуллера'.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой лич­ности, подготовленной к решению сложных проб­лем в различных областях деятельности. Ее отли­чие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта,»накопленного в области создания методов решения изобретатель­ских задач. Конечно, этот опыт переработан и со­гласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фо­кальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в се­бя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалис­тов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретатель­ской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники с помо­щью педагога изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

ЛИТЕРАТУРА

Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: Дет. лит., 1989.

Альтшуллер Г. С, Вертким И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия твор­ческой личности. — Минск: Беларусь, 1994.

Березина В. Г., Викентьев И. П., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. — СПб.: Изд-во Буковского, 1995.

Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига, 1993.

Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.

Вопросы психологии. —1975. — № 5. — С.166.

Гин С. И. Мир человека: Методическое пособие для учителей 1—2 классов. — Гомель, 1993.

Гин С- И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель, 1995.

Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. — Минск: ПК ООО "ПолиБиг", 1997.

Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. — Кишинев: Лумина, 1988.

Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. — Кишинев: Лумина, 1989.

Иванов Г. И. ...И начинайте изобретать! — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во,1987.

Камин А. Л., Камин А. А. Физика собственными силами: Учебник для 7 класса по программе развивающего обучения. — Харьков—Москва: ННМЦ "Развивающее обучение", 1996.

Клеймихина Т. В., Крейнина С. А. От Незнайки до... — СПб.: Акцидент, 1996.

Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. - СПб.: Изд-во ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1995.

Нестеренко А. А. Страна загадок. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1993.

Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем?: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990.

Тимохов В. И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. — СПб.: Изд-во ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1996.

Трифонов Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения.— СПб.: Изд-во ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1995.

Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. — Гомель: ИПП "Сож", 1995.

Шустерман 3. Г. Новые приключения Колобка. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Дерзкие формулы творчества: Сборник/Сост. Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: Карелия, 1987.

Нить в лабиринте: Сборник/Сост. Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: Карелия, 1988.

Правила игры без правил: Сборник/Сост. Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: Карелия, 1989.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.