Студенческая жизнь. Почему студенты плохо учатся и пропускают пары?Стр 1 из 2Следующая ⇒
Кейс «О пропусках студентов» Кейс по обучению студентов решать профессиональную педагогическую задачу «уметь мотивировать на деятельность». Ситуация: Кураторский час у академической группы первого курса. Куратор: «Уважаемые студенты! Одной из главных тем нашего кураторского часа – пропуски занятий по неуважительным причинам. Впереди полусеместровая аттестация, не за горами – сессия. Наша группа лидирует на факультете по количеству пропусков. Если в ближайшее время посещаемость группы не будет составлять 100%, то группу могут расформировать. Очевидно, что постоянные звонки – безрезультатно. Группа, мы с вами вместе должны найти решение из сложившейся ситуации». Задание:разработать модели (варианты) поведения студентов и куратора, которые бы позволили заметно повысить посещаемость академической группы.
Методические рекомендации Занятие проводится в форме кураторского часа с открытым обсуждением предложенных студентами моделей поведения. Куратор должен при необходимости задавать провокационные вопросы, которые бы побуждали студентов к анализу эффективности предложенных вариантов. Материалы к кейсу: Студенческая жизнь. Почему студенты плохо учатся и пропускают пары? То, что студенты не посещают лекционные занятия – это факт и это действительно проблема, которую исследуют, и уже зафиксированы некоторые закономерности. Так, не посещаемость зависит от того, на каком курсе учится студент. И этому есть логичное объяснение. Первокурсники сталкиваются с проблемой адаптации к новым условиям обучения. На втором курсе возможны проблемы со сверстниками и однокурсниками. На третьем курсе студенты «устают» от учебы из-за большого количества изучаемых предметов, часто возникает снижение мотивации к получению знаний, а также разочарование в выбранной профессии. Студенты, которые учатся на четвертом курсе, ищут дополнительный доход, совмещая учебу и работу. Чтобы установить причины снижения успеваемости студентов, а также низкой посещаемости ими лекционных занятий было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие студенты государственных и коммерческих вузов в общем количестве 194 человека. Следует отметить, что в результате анализа анкетирования была установлена разница колебаний ответов студентов, которые учатся в государственных и коммерческих вузах, она составила 2%. Какие же результаты были получены? 1. Среди всех опрошенных 42% (82 студента) посещают занятия каждый день. Регулярно посещают пары (менее 3-х пропусков по предмету) 44% респондентов (85 человек). Ходят только на практические занятия 18% студентов второго курса (18 человек). В силу различных обстоятельств 3% опрошенных (в количестве 5 человек) пропускают несколько занятий в неделю. 2% опрошенных (4 человека) отказываются посещать определенный предмет, потому как он им просто неинтересен. 2. 25% опрошенных студентов заявили, что пропускают пары по причине болезни. Они не относятся к разряду «должников», а в единичных случаях имеют 1-2 долга. 15% (29 студентов) объясняют свои пропуски параллельной занятостью на работе, причем среди них: 9% (то есть 6 человек) не имеют долгов по учебным предметам, им удается удачно совмещать работу и учебу. 17% пропускающих занятия (11 человек) отмечают, что их нерегулярное появление на парах можно объяснить неудачным или нестабильным расписанием, что является причиной плохого самочувствия, просыпания и пропусков по непонятным причинам. 14% опрошенных (26 человек) связывают свое отсутствие на занятиях с транспортными проблемами, неотложными делами, отсутствием интереса к предметам, ленью, а также холодом в лекционных аудиториях (30% или 56 студентов). 12% студентов, которые пропускают пары (23 человека), находят другие причины для объяснения: проживание в другом населенном пункте (3% или 6 человек), возможность переписать лекцию 2% (3 студента), личные обстоятельства 1% (2 человека), а 6% опрошенных (10 человек) предпочли не отвечать. 3. Что же нужно сделать для того, чтобы увеличить посещаемость лекций и практических занятий студентами? На этот вопрос были получены следующие ответы: Для 29% студентов стимулом к посещению занятий стали бы премиальные баллы по факту посещения ими этих же занятий. Этот ответ преимущественно дали те студенты, которые совмещают работу и учебу. 16% опрошенных желают, чтобы лекции были более интересными и «живыми», потому как монотонная диктовка материала под запись значительно снижает интерес к предмету. 15% студентов думают, что посещаемость лекций и семинарских занятий будет более высокой, если производить регулярный контроль посещаемости. 7% респондентов думают, что нужно стать более ответственными, бороться с собственной ленью, и тогда посещаемость точно увеличится. 6% отметили, что хорошего посещения занятий можно достичь в том случае, если производить проверочные опросы по материалу лекции. Это повысит интерес студентов к излагаемому материалу, увеличит количество оценок, будет способствовать получению экзамена по предмету «автоматом». 5% проголосовали за стабильное ежедневное расписание занятий.
2% опрошенных даже не знают, что может побудить студента лучше посещать пары. 1% думают, что преподаватели должны быть более благосклонными к студентам. 1% студентов считают, что бесплатные обеды – залог 100%-й посещаемости. 4. 34% опрошенных студентов считают, что никаких помех к получению образования у них нет (это те студенты, которые не пропускают занятия и не имеют долгов). 45% респондентов честно признаются, что главная причина неуспеваемости по учебе – это их собственная лень. 7% студентов (среди которых есть и должники и те, у кого долгов не наблюдается) винят преподавателей, которые: Не хотят помогать по своему предмету; Поздно предоставляют экзаменационные билеты; Относятся к студентам со злостью; Тихо и невнятно читают лекционный материал. 9% учащихся отмечают, что им мешает их личная жизнь. 5% респондентов жалуются на нехватку учебников. 5. Что касается нынче действующего процесса обучения, то он устраивает преимущественно всех студентов, которые приняли участие в опросе. Однако небольшие замечания все-таки есть: В основном студентов не устраивает неудобное расписание занятий, а также чередование смен обучения. Опрошенные отмечают, что гораздо удобнее было бы, чтобы занятия проходили в одно и то же время. В этом случае студенты, которые работают, не пропускали бы пар. Также студенты хотели бы, чтобы лекции были более интересными, побуждали к живой дискуссии и обсуждениям. Некоторым студентам не нравится быстрый темп лекции, а также продолжительность занятий. Множество студентов хотят видеть мультимедийное сопровождение лекций. Это повысило бы интерес к материалу и способствовало бы лучшему его усвоению. Отметим, что указанные данные – это исключительно ответы студентов. Но, чтобы построить эффективный образовательный процесс, нужно также учитывать мнения педагогов, психологов, и даже милиции. Например, психологи и педагоги отмечают, что основные причины неуспеваемости студентов, а также не посещаемости ими лекционных занятий – это низкая мотивация учащихся, проблемы с преподавателями, а также отсутствие профориентации. Поэтому интерес к выбранной профессии, а также предметам, которые студент изучает в вузе, пропадает. Важным фактором, который весьма влияет на поведение молодого человека до поступления в вуз, а также во время учебы, является родительски-детские отношения, в состав которых входит много факторов. Это атмосфера внутри семьи, личное отношение к молодому человеку, а также к той профессии, которую он выбрал. Каждый индивидуальный случай требует тщательного изучения психологом. Очень важными для студента являются отношения с одногруппниками. Если атмосфера напряженная, то нет ничего удивительного в том, что интерес к образованию пропадает. Важный аспект, который влияет на настроение личности – это финансовое положение. Возможно, это не совсем педагогическая или психологическая причина, но на ее основе могут развиваться серьезные личностные переживания и тревоги, что снижает интерес к процессу обучения и, как следствие, снижает успеваемость. Иногда успеваемость снижается у весьма способных студентов, которые пропускают пары из-за лени. Далее они сталкиваются с нехваткой информации, связь между темами предмета теряется, а дальше становится очень трудно разобраться в материале. А напоследок хочется отметить еще одну категорию «прогульщиков» - это те студенты, которые в курсе преподаваемой информации, своего рода вундеркинды, которые знакомы с изучаемым материалом еще со школы. Таких студентов меньше всего, потому преподаватели не привыкли расценивать студентов, которые пропускают пары, как вундеркиндов. (http://www.facultet.ru) Положение ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|