Здавалка
Главная | Обратная связь

Прогрессивные матрицы Равена

В 1936 году в Великобритании был разработан тест Progressive Matrices, предназначенный для оценки уровня развития общего интеллекта индивида. В нем проверялась способность к установлению логических отношений с использованием абстрактного невербального материала. С тех пор этот тест широко применяется в разных областях психологической диагностики как методика, обладающая высокой валидностью и надежностью, простая в применении и допускающая групповое обследование.

Дж. Равен совместно с Л. Пентроузом разработали три варианта теста. Первый, созданный в 1936 году, был черно-белым и предназначался для обследования детей от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 65 лет. Второй – цветной, более простой вариант методики, – был создан в 1949 году. С его помощью можно обследовать детей от 5 до 11 лет и взрослых старше 65 лет, а также людей, имеющих языковые затруднения. Существует еще один вариант матриц – для высокоинтеллектуальных индивидов.

Два первых варианта являются невербальными методиками, третий вариант включает в себя вербальную часть. Все три варианта строятся по общему принципу и используют в качестве стимульного материала абстрактные геометрические фигуры с рисунком, организованным по определенному принципу. Общий смысл заданий заключается в следующем: испытуемому предъявляются рисунки с элементами, связанными между собой определенной зависимостью; одного элемента не достает. Испытуемому необходимо проанализировать матрицу с пропущенным элементом и выбрать недостающий элемент из 6–8 предложенных ему.

Выполнение заданий требует от человека хорошей концентрации внимания, способности к оперированию умственными образами, логического мышления, развитых мыслительных операций (таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение). На успешность выполнения теста влияет также уровень развития пространственных способностей, индуктивного мышления, точности восприятия.

Цветной вариант теста (для детей и пожилых личностей) состоит из трех серий, различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12 матриц с пропущенными элементами.

В черно-белом варианте – для взрослых – пять серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных матриц, расположенных по принципу возрастающей сложности (всего 60 матриц). Сложность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Предполагается, что первые пять заданий серии А испытуемый выполняет с помощью экспериментатора, затем он работает самостоятельно. Подразумевается, что в процессе выполнения заданий происходит обучение – каждое последующее задание строится на основе опыта, полученного при выполнении предыдущих заданий. Само название теста – "Прогрессивные матрицы" – подразумевает наличие некоего прогресса.

При выполнении заданий всех серий индивид, проходящий обследование, должен проанализировать структуру заданного образца, выявить характер связей между элементами, определить отсутствующий элемент, сравнить предложенные ему элементы и выбрать из них подходящий. Но сами серии строятся по разным принципам:

Серия А построена по принципу установления взаимосвязи в структуре матриц. Задание испытуемому: дополнить недостающую часть основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Для этого ему необходимо тщательно проанализировать структуру основ-
ного изображения, произвести дифференцировку элементов и определить связи между ними. Затем, обнаружив эти же особенности в одном из нескольких фрагментов, дополнить недостающую часть структуры.

Серия B: во всех заданиях этой серии от индивида, проходящего обследование, требуется найти аналогии между парами фигур с разными элементами. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена фигура в каждом случае и исходя из этого выбрать недостающий элемент.

Серия C основана на определении принципа сложного прогрессивного изменения фигур по горизонтали и вертикали. Фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, обогащаются новыми элементами. Принцип этого изменения и требуется обнаружить, для того чтобы выполнить задание.
Серия D строится на основе принципа перегруппировки фигур в матрице. Индивид, выполняющий задания, должен выявить суть этой перестановки фигур, происходящей по горизонтальному и вертикальному направлению.

Серия E является самой сложной. При выполнении заданий испытуемому необходимо произвести анализ фигур, составляющих основное изображение, и составить недостающую фигуру из ее частей. Примеры матриц даны на рисунках 1, 2, 3.


Существуют формы теста для индивидуального и группового обследования. Время выполнения теста не ограничено, но, как правило, не превышает 20 минут. Инструкция к выполнению теста очень проста: "На рисунке сверху пропущена одна фигура. Снизу изображены 6–8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры на бланке". Пример бланка дан на рисунке 4.


Рисунок 4. Пример бланка теста Равена

В случае проведения группового обследования на выполнение методики дается 20 минут. Необходимо строго следить за тем, чтобы все тестируемые одновременно (по команде) начали и закончили выполнять задания теста.

Обработка полученных результатов осуществляется по следующему принципу: за каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Подсчитывается количество баллов по каждой из пяти серий, и вычисляется общая сумма полученных баллов. По специальной таблице полученные баллы переводятся в шкальные оценки (проценты) в соответствии с возрастными нормами.

По результатам теста Равена можно выделить пять степеней интеллектуального уровня:
1-я степень – более 95% – высокий интеллектуальный уровень
2-я степень – 75–94% – интеллект выше среднего
3-я степень – 25–74% – средний уровень интеллекта
4-я степень – 5–24% – интеллект ниже среднего
5-я степень – ниже 5% – умственный дефект

Нормы теста были получены на выборке из 1407 детей, 3665 военных и 2192 гражданских подданных Великобритании. Надежность теста – 0,70–0,90, валидность (корреляция с успешностью обучения) – 0,72. Имеются данные о том, что "Прогрессивные матрицы" Равена, как и другие тесты оценки уровня развития интеллекта, более валидны для прогнозирования успешности профессионального обучения, чем профессиональной деятельности (см. В.А. Бодров, 2001). Тем не менее, согласно данным соответствующих исследований, уровень интеллекта оказывает влияние на успешность профессиональной деятельности, причем это влияние сильнее на более сложные и высокоточные виды
профессиональной деятельности, чем на более простые и не требующие высокой точности.

Тест Равена является невербальным, то есть для его выполнения не требуется умения читать и писать. Он основан на использовании устных инструкций и невербальных заданий. Предполагалось, что эта методика может применяться для обследования и сравнения людей из различных культур, говорящих на разных языках, с разным уровнем образования (и даже совсем неграмотных). Экспериментальные исследования, проведенные в разных европейских странах, показали, что нормы, установленные на выборке испытуемых Великобритании, пригодны для других стран. Однако было ясно, что для людей, живущих в резко отличающихся условиях, эти нормы не могут быть использованы, поскольку в этих группах на результаты теста может оказать влияние уровень образования. Кроме того, в этих группах на показатель теста воздействует и фактор научения (то есть индивиды, знакомые с тестом, выполняют его задания лучше, чем те, кто видит тест впервые).

Тест Равена хорошо коррелирует с другими тестами интеллекта: так, например, корреляции с тестом Векслера составляют 0,70–0,74. Благодаря этому, а также простоте проведения обследования и обработки данных, "Прогрессивные матрицы" применяются в целях диагностики чаще, чем другие, более сложные и трудоемкие тесты интеллекта. В последние годы в нашей стране все чаще специалисты в области психодиагностики используют компьютерный вариант "Прогрессивных матриц" Равена. Его авторы – И.Н. Гильяшева и Л.Г. Савицкий.

Этот тест может оказаться весьма полезным для быстрой оценки интеллектуального уровня кандидатов на ту или иную должность. Хотя он, в отличие, например, от теста Векслера, не позволяет выявить и оценить качественные характеристики мыслительной деятельности человека, особенности его памяти, внимания, широту кругозора, но он дает возможность определить общий интеллектуальный уровень, что нередко бывает необходимо для прогнозирования профессиональной пригодности кандидата.

ВОПРОСЫ О ТЕСТЕ РАВЕНА

Вопрос: Иногда при отборе кандидатов в группы профессионального обучения проводится диагностика их интеллекта с помощью различных тестов, в том числе и прогрессивных матриц Равена. Для чего это делается?

Ответ: Диагностика уровня развития интеллекта перед обучением проводится с разными целями. Одна из них, и, возможно, основная, заключается в необходимости отбора в группу для обучения людей с более или менее сходным интеллектуальным уровнем. Как показывают исследования, индивиды, отличающиеся по уровню развития интеллекта, обучаются с разной скоростью. Следовательно, для того чтобы процесс обучения в группе проходил эффективно, необходимо, чтобы в ней не было людей, сильно отличающихся по интеллекту.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.