Здавалка
Главная | Обратная связь

Психология художественного творчества



Введение. Предмет и задачи курса “Психология художественного творчества”

Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, а так же производства и организации. Психология художественного творчества - новый предмет, который повсеместно вводится сегодня во многих вузах культуры и искусства. Изучая этот предмет будущие артисты - музыканты, певцы, актеры, режиссеры, художники учатся необходимому мастерству и осмыслению получаемых профессиональных навыков.

Несмотря на огромные различия в материале, с которым работают представители различных творческих профессий, имеются, тем не менее, некоторые общие закономерности, присутствующие во всех видах художественного творчества. Их знание необходимо каждому артисту, если он хочет стать настоящим профессионалом в своем деле.

В какой бы области художественного творчества ни подвизался работник искусства, ему необходимо знать специфику создания художественного образа во всех сферах искусства. Искусство театра, музыки, живописи основаны на умении выражать и мысли чувства на невербальном уровне, при помощи пластики, интонаций, красок, мимики, жеста и движения. Умение выражать одно и то же эмоциональное состояние при помощи разных видов искусства, (хотя бы в двух-трёх) – то, к чему должны стремиться студенты вузов культуры и чем должны владеть педагоги школ искусств, если они хотят быть настоящими профессионалами своего дела.

Не секрет, что многие, даже состоявшиеся большие артисты, бывают не знакомы с психологическими тонкостями и секретами своего мастерства. В некоторых случаях они даже посмеиваются над теми, кто пытается эти законы изучить и преподавать, говоря при этом, что главное дело в искусстве в таланте и в интуиции художника, а всякие там знания и премудрости без настоящего таланта ничего не дадут. Во многих случаях с такими высказываниями можно согласиться. Однако у тех же самых мастеров возникают очень большие трудности и проблемы, когда они начинают пытаться передать свой опыт и знания молодым артистам - своим ученикам. Не обладая необходимым багажом знаний для осмысления тонкостей своей профессии, они начинают учить по методу, в основе которого лежит принцип “Делай как я”. С точки зрения современной дидактики и психологии обучения подобный метод признается как самый несовершенный и самый неэффективный, дающий самые плохие результаты. Миф о непознаваемости творческого процесса несмотря на все достижения современной психологии оказывается очень живучим. И он очень мешает развитию художественного таланта во всех сферах искусства.

Условно всех специалистов, занимающихся искусством, можно классифицировать по тому, насколько хорошо они владеют необходимыми профессиональными знаниями и соответствующими умениями. Их можно было расположить по предлагаемой ниже схеме.

Умеет

САМОУЧКА Не знает ПРОФЕССИОНАЛ Знает
  СОЗЕРЦАТЕЛЬ /ДИЛЕТАНТ/ ТЕОРЕТИК

Не Умеет

 

Приведем любопытное свидетельство знаменитого музыкального теоретика раннего средневековья создателя нотоносца, Гвидо Аретинского: “ Что такое музыкант? - спрашивал он, и сам же себе отвечал - Музыкант - это тот, кто размышляет о музыкальных законах и владеет умением петь, ибо между музыкантами и певцами большая разница ; одни говорят, другие знают, что такое музыка, ибо тот, кто делает, чего не знает, зовется скотом”.[1] / Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966, С. 37/

В Средние века, вторя Гвидо Аретинскому, итальянский композитор Д. Царлино в трактате “Установление гармонии” писал: “Тому, кто пожелает судить о вещах, относящихся к искусству, нужно владеть двумя вещами: во-первых, быть умудренным в делах науки, то есть в теоретической части, а затем быть опытным в делах искусства, то есть в практике... музыкант- практик без знания теории или теоретик без знания практики всегда может заблуждаться и составлять неверное суждение о музыке”.[2] / Там же, С. 507-508./

Думается, что можно смело перенести эти суждения на артиста любой другой специализации, ибо только соединение теории и практики рождает настоящего профессионала.

В любой сфере искусства можно найти тех высоко профессиональных художников, у которых мастерство оказывается тесно связанным со знанием того, что они делают, на уровне современных достижений психологии. Но надо признать, что таких специалистов, в общем, немного. Еще меньше оказывается тех, кто владеет общими законами творчества, которые применимы к любой специализации в сфере искусства. Этим объясняется то, что введение в вузы искусства такого специального предмета, как “Психология художественного творчества” сталкивается с большими трудностями. Если, к примеру по таким предметам, как “Общая психология” или “Педагогика”, мы имеем огромное количество учебников и пособий самых разных авторов, то по дисциплине, излагаемой на страницах данного учебного пособия, мы имеем всего несколько названий. Классическими и до сих пор не устаревшими и не потерявшими своего значения являются монографии Л.С. Выготского “Психология искусства” и Б.М. Теплова “Психология музыкальных способностей”. До этого была прекрасная работа французского психолога Т.Рибо «О психологии творческого воображения». Но эти труды не являются, к сожалению, учебными пособиями. Вышедшие за последнее десятилетие книги и учебные пособия на эту тему A. А. Мелик-Пашаева, А.Л. Гройсмана, Е. П. Крупника, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Н.В. Рождественской в определенной мере решают эту проблему. Однако обобщающего учебного пособия пока в художественной педагогике не имеется.

Если рассматривать область психологии художественного творчества по разным источникам, то во многих работах по истории искусства, искусствоведению и эстетике мы можем найти огромное количество интересных фактов, наблюдений и высказываний деятелей искусства, пытавшихся осмыслить свою деятельность и передать свой опыт своим ученикам.

Сегодняшние методы и приемы обучения в творческих вузах конкретному виду искусства - музыке, живописи, актерскому мастерству, хореографии и т.д. основаны как на собственном опыте Мастера, так и на обобщении опыта мастеров прежних поколений, познавших тайны своего ремесла. Но все эти тайны должны быть поняты и осознаны на фундаменте общих психологических закономерностей. Психология художественного творчества при всей её специфичности - это только одна из ветвей общей психологии, и только она может дать этой дисциплине необходимую научную базу.

Обобщение этого опыта и подведение под него психологическую базу было одной из главных задач данного пособия.

Предметомданного курса является изложение общих психологических закономерностей художественного творчества, приложимых к любому виду искусства. К его задачам мы отнесем раскрытие особенностей творческой личности художника и закономерностей его художественной деятельности, а так же изложение тех методов, которые ведут к развитию художественного таланта. Главное здесь - иметь в распоряжении служителей Мельпомены приемы совершенствования собственной творческой природы, психофизического аппарата артиста, его слуха, голоса, зрения, мимики, пластики, навыков перевоплощения. Подобный тренинг нужен и необходим не только актерам, но и артисту любой специализации - и музыканту-инструменталисту, и вокалисту, и художнику, и танцору, и хореографу, и режиссеру, словом всем тем, кто стоит перед алтарем Аполлона.

Всё это, по глубокому убеждению автора, даст молодым служителям муз, вступающим в жизнь, необходимую опору в их профессиональных исканиях, возможность легче проходить через неизбежные и необходимые “муки творчества”, поможет обрести нужную стойкость и уверенность в своих силах в движении по трудной и благородной стезе артиста-художника.

Согласно исследованиям Проппа, существует ограниченное число тем и сюжетов, присутствующих в общечеловеческой драме жизни. Но невозможно подсчитать количество самых разнообразных романов, живописных полотен и симфоний, спектаклей и балетов, которые эти темы и сюжеты раскрывают. Точно так же, несмотря на огромное количество методов и приемов, которые используются художниками для создания своих произведений, в них всегда можно найти некоторые общие психологические законы художественного творчества, так или иначе всегда присутствующие при создании любого произведения искусства. Их изучение - увлекательное путешествие в мир творческого освоения жизни в форме художественного образа. То, как это происходит в различных видах искусства с точки зрения современной психологии, составляет содержание этой книги.

Психология художественного творчества - наука, которая родилась на стыке многих дисциплин. Помимо методики обучения различным художественным дисциплинам, она опирается на общую психологию, на психологию способностей, возрастную психологию, психологию индивидуальных различий, а так же философию, социологию и эстетику. Данные этих исследований так же будут отражены в предлагаемом учебном пособии.

Своеобразие произведений искусства зависит не только от таланта художника. Оно зависит так же от исторических и социальных условий, от культуры, в которой растёт и развивается художник, его генетических особенностей в виде темперамента и способностей, наконец, от особенностей личности и психологии его наставников и учителей. К.С. Станиславский в своих записных книжках однажды отметил: “Творчество артиста - это психофизиологический процесс. Возможно ли изучать творчество, не имея никакого представления ни о физиологии, ни о психологии человека?” Ответ напрашивается сам собой - невозможно. Поэтому пристальное рассмотрение проблем художественного творчества с точки зрения современной общей психологии, психологии творчества и психологии личности даст начинающему артисту надёжный фундамент для осознания секретов овладения своей замечательной профессией.

 

***







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.