Здавалка
Главная | Обратная связь

Психология творчества в работах античных философов



“Если бы человек не привык всё усложнять, человечество бы до сих пор сидело бы в пещере с каменным топором”, - так сказал один проницательный человек о природе творчества.

Откуда берется эта непонятная сила и тяга к изменению и к совершенствованию всё и вся? Понять природу и происхождение творчества люди пытались с давних пор. В античной философии Платон представлял творческую силы как плод божественного волеизъявления. Творческое деяние человека было возможно только в условиях “умного” созерцания, которое являлась человеку как божественная одержимость животворящего духа.

Создание произведений искусства на основе обобщения многих наблюдений было подмечено еще Сократом.

По описанию его биографа Ксенофонта, в молодости Сократ был скульптором. Он часто заходил в мастерские художников, скульпторов, ремесленников и вел с ними беседы по разным вопросам искусства. Из его разговоров с ними, дошедших до нас благодаря Ксенофонту, видно, что Сократ прекрасно разбирался как к эстетических проблемах, так и в профессиональных тонкостях художественного мастерства. Так, в разговоре с художником Паррасием Сократ высказывает следующее суждение, говорящее об обобщенности художественного образа: “Так как нелегко встретить человека, у которого одного всё было бы безупречно, то, рисуя красивые человеческие образы, вы берете у разных людей и соединяете вместе, какие есть у кого, наиболее красивые черты и таким образом достигаете того, что все тело кажется красивым”.[6] Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М., 1938. Цит по: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.. 1984., с. 22/.

Аристотель вошел в историю как один основоположников теории искусства. Он подчеркивал в своих трудах творческую изготовленность искусства, которое “изображает не то, что есть и было, но только то, что может быть по вероятности или по необходимости.” В произведении искусства Аристотель видел идею перехода материи от бесформенности в нечто целостное и упорядоченное, из потенциальных возможностей в реальное существование. Этот переход он определял через термин “энтелехия”, что в переводе с греческого означает “имеющее цель в самом себе”. В сегодняшней практике эстетического воспитания этот термин приобретает новое значение и новое истолкование. Им можно обозначить развитие человека и его личностный рост, понимаемые как переход от необразованного, полудикого способа существования к образованному и цивилизованному, от существования биологического к существованию социальному, от животного к человеческому.

Для характеристики сущности искусства Аристотель помимо термина “энтелехия” использовал так же понятие “мимесис” (подражание), благодаря которому зрители и слушатели, созерцая трагедию или комедию и мысленно подражая их героям, могут испытывать различные чувства. В современной психологии принято говорить об эмпатии и идентификации зрителя и слушателя с героями художественного произведения, благодаря чему они могут жить одной жизнью с жизнью героев художественных произведений.

Аристотель - автор и создатель концепции катарсиса - /от греч. katharsis - очищение/. Этим термином обозначается очищение человека от тяжелых душевных переживаний в результате восприятия произведений искусства или специально организованных психотерапевтических процедурах. Он и сегодня широко используется в искусствоведении и медицине.

Развивая идеи Пифагора, Аристотель в трактатах “Поэтика” и “Политика” на примере исполнения религиозных песнопений так объясняет действие механизма катарсиса: “Аффекту, сильно действующему на психику отдельных лиц, подвержены, в сущности, все, причем действие отличается лишь степенью своей интенсивности; например [все испытывают ] состояние жалости, страха, а так же энтузиазма. И энтузиастическому возбуждению подвержены некоторые лица, впадающие в него под влиянием религиозных песнопений, когда все песнопения действуют возбуждающим образом га психику и приносят как исцеление и очищение. То же самое, конечно, испытывают и те, кто подвержен состоянию жалости и страха и вообще всякого рода прочим аффектам(...) Все такое лица получают своего рода очищение, то есть облегчение, связанное с наслаждением. Эти песнопения “действуют возбуждающим образом на душу и приносят как бы исцеление и очищение людям, подверженным “энтузиастическому возбуждению.[7] /История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т. М.,1962-1970., т. 1., с. 78./

Очень важным учением в философии Аристотеля было представление о калокагатии. Этим термином обозначалось слияние нравственных и эстетических свойств - этически “хорошего” и эстетически “прекрасного”. Аристотель вслед за своим учителем Платоном понимали калокагатию как гармонию внутреннего и внешнего. Под внутренним понималась мудрость и рассудительность, под внешним - эстетическое совершенство физического облика. В античности это находило свое выражение в скульптурах Фидия и Поликлета, в трагедиях Софокла и Эврипида.

Аристотель разрабатывал так же закономерности творческого мышления в рамках предложенного им учения об ассоциациях, связи явлениях между собой. В ассоциациях конец одной мысли является началом другой. Например, дерево - скрипка - оркестр - дирижер - публика - концерт. Ассоциативные связи образуются на основе сходства, контраста, близости двух явлений в пространстве и во времени. Согласно Аристотелю именно ассоциации являются основой любого мышления, в том числе и творческого.

Древняя Греция - была страной веселого и образованного народа, что проявлялось в многочисленных праздниках, бытовавших в народной жизни. Основные праздники творчества происходили на двух больших событиях - в честь покровителя всех муз Аполлона и в честь бога виноделия Дионисия.

Праздники в честь Дионисия происходили осенью, после сбора урожая винограда и приготовления молодого вина. Дионисий, как свидетельствуют легенды и мифы, играл на авлосе так называли деревянный духовой инструмент типа гобоя, который издавал резкий и пронзительный звук. Шествия в честь Дионисия совершались после значительного возлияния молодого вина, под грохот барабанов и пронзительные звуки авлосов. Под эту музыку больше двигались и танцевали.

Аполлон играл на кифаре - прародительнице нынешней гитары, которая была ему подарена самим Гермесом, посланником богов. Своей музыкой, строгой и возвышенной, Аполлон исцелял людей и предсказывал им их будущее. Музыку в честь Аполлона больше слушали и пели, под неё редко танцевали.

В результате этих праздников произошло впервые в истории произошло разделение музыки на два разных по своему характеру жанра - авлетику и кифаристику. Как мы можем видеть, уже в древние времена музыка начала обслуживать две разные сферы жизни. С течением времени это закрепилось в развитии соответствующих музыкальных и театральных жанров - музыки легкой и музыки серьёзной, фарса и трагедии, пантомимы и драмы.

В Древней Греции все жители полиса должны были регулярно принимать участи в хорейе. Этим словом именовалось сложное музыкально-драматическое действо, наполненной игрой на музыкальных инструментах, пением и танцами. Участие в этом действе объединяло присутствующих на нём сильными коллективными переживаниями.

Если человек не умел принимать в хорейе, то его называли словом “achoreutos” /ахореутос/, что в можно перевести как “Человек, не умеющий принимать участие в хорейе”. Синонимом achoreutos”- было слово “необразованный”. Время, конечно же, изменило значение слова “необразованный”. Но забывать о его происхождении, думается, не стоит.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.