Здавалка
Главная | Обратная связь

Парадоксы и тайны искусства



Большой вклад в развитие психологии художественного творчества внёс психодинамический подход, разработанный в рамках психоанализа.

Одной из тайн искусства и его загадочным парадоксом является то, что в нем показываются и отражаются те ситуации и явления, которых человек избегает в жизни. Драмы личной жизни, несчастные случаи и природные катаклизмы, катастрофы и войны, потери близких и предательства составляют содержание многих произведений искусства. Объяснение этим загадкам может быть дано, - как считал Л.С.Выготский, - только на основе анализа бессознательной душевной жизни.

Детские игры, фантазии и мечты взрослых людей являются, согласно психоанализу, формами проявления бессознательного, в которых проявляются любимые человеком эротические либо какие-то иные влечения.

Согласно Фрейду художественное творчество есть особая сублимация (то есть, перевод в другую форму) сексуального влечения, не находящего возможности для своего прямого удовлетворения в реальной жизни. Сублимация, по мнению автор психоанализа - универсальный механизм психологической защиты, благодаря которому были созданы многие открытия в науке, искусстве, в общественных движениях и реформах.

Фрейд полагал так же, что по своей природе художественное произведение выполняет ту же функцию, что и сновидения человека. Если человек не находит возможности удовлетворить свои потребности /главным образом сексуального характера/ в реальной жизни, он начинает удовлетворять их в своих снах и фантазиях. Известно, что после хороших снов настроение человека в состоянии бодрствования днем значительно улучшается. В сновидениях и фантазиях происходит разрядка накопившихся напряжений и проработка внутренних конфликтов, в результате которых человек чувствует себя лучше. Это оказывается возможным благодаря снятию внутриличностного напряжения, вызванного неудовлетворенными желаниями и суровой жизнью. Аналогичная картина наблюдается и после создания художественных произведений. Только в одном искусстве еще бывает, отмечал Фрейд, что томимый желаниями человек создаёт нечто похожее на их удовлетворение, и что эта игра воображения - благодаря иллюзиям - вызывает такое же действие аффектов, как если бы она была чем-то реальным.

Фантазии и мечты художника, выраженные при помощи художественных образов - это его своеобразные сны, которые погружают зрителей и слушателей в подобие мягкого наркоза, отодвигающего от них на некоторое время трудности жизни и дающие силы для поддержания надежды. За то удовольствие, которое зрители и слушатели получают от художественного произведения, они одаривают художника своим благосклонным вниманием, и он получает в конце концов то, что хотел - деньги, славу и любовь. Искусство в данном случае выступает как способ добиться желаемого через художественное творчество, через которое осуществляется компенсация неудовлетворенных желаний.

Благодаря своим компенсаторным функциям на весь мир прославились голливудские и индийские фильмы, в которых основным сюжетом был рассказ о том как чистильщик сапог или продавщица цветов становятся богатыми и преуспевающими людьми. В своё время в нашем отечественном прокате огромный успех имел фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», сделанный по этим нехитрым голливудским канонам. Многие современные отечественные, так называемые “дамские” романы, повествуют о встрече Золушки с богатым принцем, увозящем её из тусклый обыденной жизни в мир ярких красок и необыкновенных приключений. В жизни такое случается редко, поэтому недостающая яркость впечатлений компенсируется восприятием соответствующих произведений искусства. Хорошо об этом сказал Александр Блок:

Ты проклянешь в мученьях невозможных

Всю жизнь за то, что некого любить!

Но есть ответ в моих стихах тревожных:

Их тайный жар тебе поможет жить.

 

Благодаря компенсаторной функции искусства человек может проживать чужие жизни и переживать чужие судьбы как свои собственные. Этим самым он расширяет границы своей личности и границы своей жизни до просторов всей Вселенной. Он может жить событиями прошлых эпох, быть участником далеких событий, переживать чувства, которые в обычной жизни ему бывают недоступны. Компенсаторная функция искусства позволяет человеку жить в лоне Культуры и чувствовать себя неотъемлемой частицей всего Человечества.

В рамках психоанализа Фрейд много говорил и о катарсисе, о котором речь шла выше. По Фрейду это просветленное состояние возникает, когда человек очищается от груза тяжелого аффекта, вспоминая травматический эпизод из своей жизни и повторно переживая его. Если при компенсации художественное произведение дополняет жизнь человека недостающими положительными переживаниями, то при катарсисе оно избавляет его от угнетающих и тяжелых переживаний.

В катарсическом переживании имеющееся в сознании сильное аффективное переживание благодаря восприятию произведения искусства усиливается и доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в рыданиях и слезах, после чего на человека нисходит состояние легкого оглушения и успокоения. Американский психолог П. Фарнсуорт в своей работе “Социальная психология музыки” сравнивал подобный метод разрядки нервной энергии с тушением пожара в американской прерии. Когда в прерии в результате удара молнии возникает пожар, то, учитывая направление ветра, американские индейцы поджигают прерию с другой стороны таким образом, чтобы два направления огня могли двигаться навстречу друг другу с тем, чтобы столкнуться в определенном месте. После встречи двух потоков огня пожар быстро стихает, так как гореть оказывается больше нечему.

Катарсическое очищение и просветленное состояние сознания может возникать не только при изживании травматических эпизодов жизни, но и при воспоминании приятных событий. Об этом – рассказ К.Паустовского «Старый повар». В нем описание действия музыки Моцарта благодаря которой старый повар перед смертью смог вспомнить самые прекрасные и волнующие моменты своей жизни.

О нечто похожем - в песенке Аллы Пугачевой

Нельзя вернуть любовь и жизнь

Но я артист, я повторю.

***







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.