Здавалка
Главная | Обратная связь

Коллективное бессознательное и его архетипы



Ученик З.Фрейда, великий швейцарский психолог Карл Юнг, разработал свой вариант психоанализа, объясняющий природу художественного творчества. К.Юнг отказался от подхода Фрейда, который, по его мнению, неоправданно рассматривал художественное творчество как выражение психопатических сексуальных комплексов художника. «Золотое сияние высокого творчества… меркнет после его обработки тем медицинским методом, каким анализируют обманчивую фантазию истерика… Как бы ни было оправдано применение биологически ориентированно психологии к среднему человеку, она не годится для художественного произведения и тем самым для человека в качестве творца», - пишет К. Юнг в работе «Архетип и смысл».

Источник художественного творчества, как считает К.Юнг, надо искать не в бессознательном авторской личности, а в той сфере мифологии, образы которой являются достоянием человечества. «Я назвал эту сферу соответственно коллективным бессознательным, ограничив её тем самым от личного бессознательного».

Согласно концепции К. Юнга в коллективном бессознательном опыте каждого народа - в мифах, преданиях, легендах - содержатся повторяющиеся образы и сюжеты, которые имеют между собой глубинное родство. Юнг назвал их архетипами.

Архетипы – это эмоционально-смысловые образования в ценностях племени и рода, которые характеризуются специфическим поведением, обеспечивающим их выживание. Они несут в себе определенные смыслы, значения и эмоциональные состояния. Архетипы помогают выживанию данного племени, рода и целого народа в сложных жизненных обстоятельствах. Они могут быть обнаружены в психике человека через сновидения и в процессе вхождения в так называемые измененные состояния сознания. Каждый из архетипов удовлетворяет совершенно определенные потребности и обладает своим собственным стилем поведения.

Согласно концепции К.Юнга основными архетипами коллективного бессознательного являются:

· Мать, который олицетворяет альтруистическое начало в личности, чувства единения с матерью, а так же с природой и растворения в ней вплоть до потери собственного Я.

· Герой, который олицетворяет стремление к борьбе за свободу и независимость, преодоление всяческих преград на пути достижения высокой и благородной цели.

· Старик, который олицетворяет философское восприятие жизни, принятие её сложностей и противоречий, умудренность опытом, а так же знание норм, правил, социальных предписаний и ограничений.

· Дитя, который символизирует спонтанность, высокую позитивную внутреннюю энергетику, непосредственность и способность к творческим действиям.

«Подробнее исследовав эти, - образы пишет К.Юнг, - мы обнаружим, что в известном смысле они являются сформулированным итогом огромного типического опыта бесчисленного ряда предков: это, так сказать, психический остаток переживаний одного и того же типа… В каждом их этих образов, - кристаллизировалась частица человеческой психики и человеческой судьбы, частица страдания и наслаждений, несчетно повторявшихся у бесконечного ряда предков и вы общем и целом принимавших один и тот же ход… Говорящий праобразами говорит как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечно сущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким образом высвобождает в насте спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых напастей и превозмогать даже самую долгую ночь. Такова тайна /воздействия искусства». /Юнг Карл Густав. Архетип и символ./

Через архетип, развертываемый художником, человек получает возможность обрести доступ к глубочайшим источникам жизни, которые иначе остались бы для него за семью замками. Здесь кроется социальная значимость искусства: оно неустанно работает над воспитанием духа времени, потому что даёт жизнь тем фигурам и образам, которых духу времени как раз всего больше недоставало.[11] / Юнг Карл Густав. Архетип и символ. М.. 1991.С. 283.

Далее, в третьей главе мы увидим, как эти архетипы отражаются в образах искусства.

Однако психоаналитический подход не смог полностью раскрыть всю подлинную природу художественного творчества, хотя оказал очень большое влияние на многих деятелей искусства, особенно западных. Психологический механизм этого феномена в 30-е годы ХХ-века был детально исследован и логически объяснен Л.С. Выготским в его классическом труде “Психология искусства”.

***







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.