Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема творчества в гештальт-психологии



Способность к творчеству, будь оно научное или художественное современная психология относит к функции правого полушария, которое способно охватить предмет изучения целостно и во всем его единстве.

Долгое время в психологии творчества была очень популярна ассоциативная теория, пока её не сменила другая, пришедшая из гештальт-психологии. Основная идея этого подхода заключалась в том, что новая идея и новое представление возникают на основе интуитивного постижения проблемы, внезапного озарения - инсайта. Она предстает как целостный образ, так называемый гештальт, в котором отдельные элементы - мысли, идеи, образы сливаются в единую целостную композицию, имеющей четкую, определенную и законченную структуру. Если изменить в структуре какой-то один элемент, то образуется новый гештальт. Так бывает, к примеру, когда мы смотрим на какой-либо предмет или явление с другой точки зрения. Так, одна и та же картинка в зависимости от угла зрения может восприниматься то как лицо молодой женщины, то - как лицо старухи.

Психологи, работающие в рассматриваемом направлении, любят приводить в качестве примера музыкальное произведения, в котором отдельные средства музыкальной выразительности - мелодия, гармония, ритм, фактура, тембр и громкость звука создают целостный музыкальный образ, передающий определённое настроение. Изменится какой-то из этих элементов и возникнет новый образ, новый гештальт.

В гештальт-психологии большое значение придаётся умениям, навыкам и способностям воссоздавать целостный образ на основе реконструкции и развития какой-либо одной мысли, наблюдения, фразы, линии или интонации. В биологии и антропологии ученые на основании всего лишь одной единственной кости могут воссоздавать целостный облик как животного, так и человека. В искусстве мастером такого воссоздания целостного образа на основе одной какой-либо его детали были Чехов, Бальзак, Паустовский. Великий русский музыкальный критик Владимир Стасов говорил про музыку «Камаринской» Глинки, что в ней заключена вся русская музыка как дуб в жёлуде. Чайковский на основе короткой попевки, взятой из русской народной песни “Во поле береза стояла”, создал грандиозный финал своей Четвертой симфонии.

Еще одним важным элементом гештальт-психологии является включение в неё феномена незаконченного действия. Открытие было сделано в 1927 году российским психологом Б.В.Зейгарник. Его суть заключается в том, что человек лучше запоминает те действия, которые по каким-либо причинам остаются незавершенными. Это объясняется тем, что напряжение, которое возникает в начале действия, требует своей разрядки в завершении. Если человек задумал совершить некоторое действие, но по каким-либо причинам не смог его выполнить, то в коре головного мозга у него образуется застойное возбуждение, которое с необходимостью требует своего завершения. Это состояние вызывает сильное беспокойство, которое проходит только тогда, когда действие завершено. Например, необходимость кому-то срочно позвонить по телефону при невозможности это сделать по каким-либо причинам знакомо каждому человеку. Поэтому несчастная любовь, в которой происходит разрыв отношений на пике страсти, помнится очень долго, как действие, которое не получило своей завершающей разрядки.

У людей искусства, занимающихся художественным творчеством, богатство фантазии вызывает огромное количество образов людей и ситуаций, которые настойчиво требуют своего запечатления в разнообразных образах – литературных, поэтических, изобразительных, сценических, музыкальных, хореографических. Если этого не происходит, то художник становится больным в буквальном смысле этого слова. Этим объясняется неудержимая тяга к творчеству, столь характерная для всех выдающихся мастеров художественного творчества.

 

4. Проблема творчества в современной гуманистической психологии

 

Психология в течение долгого времени в изучении человека придерживалась тех же методов, которые был разработаны в рамках естественно-научного подхода. Этот направление исследований получило в психологии название позитивистской. Позитивистский подход в психологии предполагал изучение человека примерно так же, как ботаники изучают природу, а физики и химики– строение материи. Научные выводы делались на основе данных конкретных экспериментов с точными данными, которые можно было бы подвергать математической обработке. Такой подход в исследовании исключал понимание человека на основе чувств, что значительно обедняло процесс его познания.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.