Здавалка
Главная | Обратная связь

Понимающая психология В.Дильтея



В конце 19 века в психологии, благодаря исследованиям немецкого психолога Вильгельма Дильтея, стал разрабатываться другой подход, который утверждал, что социальный мир, мир человека нельзя познавать так же, как физический мир, познаваемый с помощью естественных наук.

В. Дильтей разделил всю психологию на два больших потока. Одно из её направлений – аналитическое, которое изучает мир, расчленяя его на «атомы» и затем соединяет при помощи ассоциаций в единое целое. В результате такого подхода личность человека предстает в некотором механистическом содержании, в котором закономерности душевной жизни сведены к законам физиологической деятельности мозга.

Другое направление связано с изучением человека в его неразрывной связи со своей культурой, с пониманием всех тонкостей его душевной жизни. В. Дильтей протестовал против изучения природы человека теми же объективными методами, которые приняты в естественных науках и утверждал в качестве основного подхода методы наблюдения, описания и понимания. «Природу мы объясняем, - говорил он, - а душевную жизнь понимаем». Дильтей назвал свой метод изучения человека «описательным», а его последователь - немецкий философ Э. Шпрангер назвал этот метод исследования «понимающей психологией». Ведущая роль в нем отводилась переживанию, при помощи которого человек познаёт окружающий мир.

В исследовательских принципах «понимающей психологии» лежало стремление изучать человека не при помощи аналитического знания, а на основе сопереживания и понимания его душевного состояния в процессе эмпатии. Под эмпатией понимался процесс вчувствования субъекта в душевный мир другого человека и переживания его проблем как своих собственных.

Большое значение в понимающей психологии отводилось самонаблюдению и интуиции. Но главным её открытием было утверждение свободы человека и независимости его духовной жизни от внешних причин и условий. Все эти положения непосредственно выводят «понимающую психологию» на тот способ познания мира, который характерен и для искусства.

Различия в этих двух подходах в обобщенном виде может быть представлена следующим образом:

Таблица 1. Изучение объектов в позитивистской и понимающей парадигме

Виды различий Позитивистская парадигма Понимающая парадигма
Общий подход Аналитический Эмпатический
Организационные методы Сравнительные. Эксперимент с четкими переменными Анализ структур Лонгитюд (долговременное наблюдение), Сбор и обобщение фактов
Отношения с предметом Субъект-объектные Субъект-субъектные
Характер наблюдения Формализованное, с конкретными единицами измерения Свободный, на основе интроспекции
Особенности анализа Контент-анализ на основе формализованных показателей Качественный, на основе исторических и биографических документов
Форма сбора данных Структурированный опрос Свободная беседа
Методы обработки Количественные, исключающие переживание Качественные, включающие сопереживание
Интерпретация Структурная, однозначная, на основе выявленных закономерностей Генетическая, на основе диалектического подхода, учитывающего многозначность возможной интерпретации

В гуманистической психологии, основателями которой в ХХ-веке вслед за Фрейдом явились американские психологи А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Г. Оллпорт, итальянец Ф. Перлз, подход «понимающей психологии» нашел своё продолжение и получил самую широкую поддержку. Вся современная психология и психотерапия в своих предпосылках строится на идеях понимающей психологии, основанной на умении психотерапевта вчувствоваться в душевней мир своего клиента и через это вчувствование помочь ему разобраться в своих проблемах.

Подход понимающей психологии оказался очень плодотворным для понимания психологических механизмов художественного творчества, на что проницательно указал в своей книге «Мир художника» А.А.Мелик-Пашаев. В самом деле, любому художнику для создания полнокровного произведения, будь то человек или явление природы, необходимо сначала вжиться в создаваемый образ, почувствовать в самом себе стихию его внутренней жизни и только после этого стараться воплотить его в своём материале – красках, интонациях, движениях танца и позах.

Гуманистическая психология утверждает, что первоисточником и главным двигателем творчества является глубоко укорененная в человеке потребность в самоактуализации, полной и свободой реализации всех тех сил, которые заложены в него самой природой. А это возможно лишь через творчество. Человек не может не творить в силу именно своей трансцендентной сущности, которая с необходимостью требует от него умения слушать свой внутренний голос, через него распознавать свои потребности и свою сущность. Если человек не следует своему природному призванию, не прислушивается к своему внутреннему голосу, говорящему ему о его жизненном предназначении и направлении движения, если он выполняет только то, что от него требуют окружающая среда или складывающиеся обстоятельства, он может серьёзно заболеть, стать невротиком и остаться на всю жизнь несчастным человеком.

 

Когнитивный подход

В современной гуманистической психологии существует довольно много различных направлений. Здесь помимо гештальт-психологии и психоанализа мы видим поведенческую, экзистенциальную и когнитивную психологию.

Творческая личность и особенности её мышления – богатое поле для научных исследований. Большой вклад в эти области когнитивной психологии внесли Аорон Бек и Альберт Эллис, занимавшиеся проблемами развития личности, а собственно творческого мышления – Джой Гилфорд и Поль Торренс. Последними двумя психологами была разработана концепция креативности (творческости), которую они рассматривали как универсальную познавательную способность человека. Все современные исследования в области творчества так или иначе продолжают развивать идеи этих двух выдающихся психологов.

Дж. Гилфорд выделил два типа мышления - конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление мы можем видеть на примере разгадывания кроссвордов, когда на поставленный вопрос возможен только один однозначный ответ. Дивергентный стиль мышления допускает возможность множество правильных ответов на один и тот же вопрос. По мнению Дж. Гилфорда именно этот стиль мышления является основой креативности. Его легко наблюдать на примере художественного творчества, когда, к примеру, один и тот же сюжет, одно и то же настроение или образ могут быть переданы бесчисленным количеством вариантов.

П. Торранс, вслед за Дж. Гилфордом определяет творческое мышление "как процесс чувствования трудностей, проблем, брешей в информации, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов" [12][ Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974, с. 47]. Творческий путь решения проблемы заключается в том, что человек пытается избегать тривиальные решения, и, выдвигая множеств гипотез, проверяет свои догадки, пока не найдёт нужное решение.

Креативный процесс независимо от проблемы, на которую он направлен, согласно исследованиям П. Торранса необходимо включает следующее:

1. Изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов.

2. Постоянное переформулирование проблемы.

3. Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе.

4. Использование невербальной модели мышления.

5. Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах. Напряжение может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом.

П. Торранс сформулировал также следующие критерии, на основании которых с может быть создан творческий продукт. Это - юмор, фантазия, восприимчивость к цвету и движению, наличие у ученого литературного и метафорического чувства.

Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980 г., сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:

1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче. Очень важным оказывается и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью. Оно характеризуется эстетической, экологической и оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

4. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.[13] Цит. по: Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. Ж.Вопросы психологии 1998, №4 с.123.

Для понимания природы творческого интеллекта и его разновидностей интересны данные, полученные английским психологом Х. Гарднером, который выделил семь относительно независимых интеллектуальных навыков и способностей, соответствующих двум главным признакам: 1. - формулирования и творческого решения проблем или нового подхода к решенным проблемам; и 2. - широкого использования и высокой оценки обществом.

1. Лингвистический интеллект, основанный на чувствительности к смыслу слов и эффективной вербальной памяти.

2. Логическо-математический интеллект - способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами, символами, понятиями.

3. Пространственный интеллект - способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме.

4. Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде.

5. Музыкальный интеллект - способность исполнять, сочинять и воспринимать эмоционально музыку.

6. Интраперсональный интеллект - способность понимать и опознавать собственные чувства.

7. Интерперсональный интеллект - способность замечать и различать темперамент, мотивацию и намерения других людей.

Все эти навыки, за исключением тех, которые относятся к математике, могут с успехом развиваться в процессе занятий различными видами художественного творчества.

Методы Вильямса

Американский психолог Вильямс, продолживший исследования Гилфорда и Торренса, предложил следующую модель развития творческой личности, учитывающей два указанных направления:

КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ТВОРЧЕСТВА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ  
Факторы Значение
Беглость мышления Придумывание возможно большего количества альтернативных ответов и идей на заданную задачу или проблему
Гибкость мышления Находить обходные пути решения проблемы, переходя от одного класса объектов к другому
Оригинальность мышления Умение давать необычные ответы, не согласующиеся с общепринятым мнением, нестандартность взгляда на предмет или проблему
Разработанность проблемы Умение дополнять, расширять, углублять то, что уже имеется. Из простого делать сложное.
  ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ТВОРЧЕСТВА И ИХ СОДЕРЖАНИЕ  
Способность идти на риск Уметь действовать в непредсказуемой и мало структурированной ситуации, полагаясь на интуицию и гипотезы
Усиленная поисковая активность Четкое видение идеала и разрыва между тем, что есть и что должно было быть. Способность к критическому отношению к единственно правильного решения
Широта кругозора и любознательность Стремление к новым знаниям, интерес к событиям и фактам, выходящим за пределы своей специализации, сильно развитая рефлексия
Богатое воображение Способность к визуализации образов, уметь представлять то, чего никогда раньше не было, хорошо развитая интуиция
     

 

Разработанный Вильямсом набор тестов на выявление творческих способностей детей (Creativity Assesment Packet) включает в себя:

1. Тест дивергентного мышления;

2. Опросник личностных творческих характеристик;

3. Тест для учителей и родителей, оценивающих творческие возможности данного ребенка.

Сегодня тест Вильямса получил широкое распространение во многих странах. В США он повсеместно используется для изучения творческих способностей как детей, так и взрослых.

Тест даётся в приложении.

В рамках когнитивного подхода было разработано большое количество специальных упражнений, речь о которых пойдет в девятой главе, посвященной методам развития творческого мышления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.