Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема творчества в отечественной психологии



 

Поиск истоков, объясняющих природу творчества, неизбежно приводит к философским основаниям этого процесса. Среди работ многих философов, пытавшихся объяснить природу и предназначение творчества в жизни человека, мы остановимся на концепции выдающихся русского философа Николая Бердяева, для которого тема творчества и творческого призвания человека являлась, по его собственным словам, основной темой его жизни.

Н. Бердяев о творчестве

Под творчеством Н.Бердяев понимал не создание культурных продуктов, «а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию…творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общественный, космический и социальный характер. Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя. Поглощенность собой подавляет, выход из себя освобождает». / Бердяев Н. Самопознание. М.. 1990, с. 197./

Книга Н.Бердяева "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" раскрывает предложенный им принцип "антроподицеи" – оправдание человека в творчестве и через творчество.

В начале двадцатого века, когда Н.Бердяев писал свою книгу, в христианском сознании российского общества торжествовал принцип «теодицеи», который утверждал законченность мира, завершённость его творения как божьего откровения. Н.Бердяев же в своем творчестве утверждал отказ от традиционализма и от "теодицеи" как главного принципа христианского сознания. Центральной идеей книги "Смысла творчества" стала идея творчества как откровения человека, как совместно с Богом продолжающегося творения. Н. Бердяев говорит о тварности бытия, о совершающемся в нём приросте, в котором достигается прибыль без всякой убыли. О творящем и творчестве говорит тварность самого бытия в двух смыслах: есть Творец, сотворивший тварное бытие, и есть возможности для творчества человека в самом тварном бытии, поскольку человеку был сотворен по образу и подобию Божию. Мир сотворён не только тварным, но и творческим. И поэтому человек вынужден быть творцом. Потому что «Творчество есть ответ человека на призыв Бога… Творчество есть продолжение миротворения».[15] /Бердяев Н. Самопознание. М.. 1990. С.200/

Творчество в мире возможно потому лишь, пишет Н.Бердяев, - что мир творим, т.е. тварен. Мир, не сотворённый, не знавший творческого акта прибыли и прироста бытийственной мощи, не знал бы ничего о творчестве и не был бы способен к творчеству. Проникновение в тварность бытия приводит к осознанию противоположности между творчеством и эманацией. Если мир творится Богом, то творческий акт присутствует и творчество оправдано. Если же мир лишь эманирует из Бога, то творческого акта нет и творчество не оправдано. В подлинном творчестве ничто не убывает, а всё лишь прибывает, подобно тому как в Божьем творчестве мира не убывает Божественная мощь от своего перехода в мир, а прибывает мощь новая, не бывшая.

Творчество есть дитя свободы. Его тайна в том, что «в нем есть новизна, не детерминированная миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий творческий акт… В этом смысле творчество есть творчество из ничего.» /с. 199/.

Современная гуманистическая психология вслед за Н.Бердяевым говорит о трансцендентной сущности человека, то есть генетически заложенной в нём способности постоянно выходить за пределы своего собственного существования, невозможностью ограничиваться удовлетворением только своих биологических потребностей, касающихся еды и продолжения рода. С той же природной необходимостью, с которой из маленького семечка вырастает большое дерево, человек вынужден постоянно расти и изменяться сначала в биологическом, а затем и в социальном плане.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.