Здавалка
Главная | Обратная связь

Познавательная функция



Первый из этих ответов связан с познавательной функцией искусства. Познание мира через его образ и представление - один из самых первых способов познания человеком окружающей действительности. Древние наскальные рисунки растений, животных и птиц, их изображения, сделанные из глины и дерева, представляли собой попытки передачу знаний и жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Известно, что Аристотель рассматривал искусство как средство для приобретения и познания мудрости. То удовольствие, которое испытывают люди, созерцая произведения искусства, определялось им как “интеллектуальное развлечение”, как “радость узнавания”, ибо “приобретать знания весьма приятно не только философам, но равно и прочим людям... На изображение смотрят (они) с удовольствием, потому что, взирая на них, могут учиться и рассуждать, что ( есть что-либо ) единичное, например, что это - такой-то; если же раньше не случалось видеть, то изображение доставит удовольствие не подражанием, но отделкой, или краской, или какой-нибудь другой причиной того же рода”.[22]/Аристотель. Поэтика. М., 1957, С. 50/

Понимание искусства как особого способа мышления и познания жизни с помощью образов было широко представлено в работах В.Г. Белинского, который видел различие между наукой и поэзией “не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание”.[23] / Белинский В.Г. Полн. собр. соч. , т. Х, М., 1956, с.3/.

С нашей точки зрения познание жизни через искусство даёт человеку возможность погрузиться и жить в лоне Культуры, что позволяет ему проживание не только одной своей жизни, но и жизни других людей, живших в другие времена, в других странах и на других континентах. Поэмы Гомера и трагедии Шекспира, лирические стихотворения японского средневекового поэта Басё и американской поэтессы Эмилии Дикинсон, органные хоралы Баха и симфонии Шостаковича входят в его духовный мир как непременные спутники полноценного существования. Это даёт поклоннику искусства возможность чувствовать себя Гражданином мира, вбирающим в себя все достижения человеческого духа за всю историю его существования.

Однако, познавательную парадигму искусства нельзя считать абсолютной и истиной в последней инстанции, поскольку только познанием функции искусства никак нельзя ограничить. В частности, с критикой познавательной концепции искусства выступал Л.С. Выготский, потому что такая концепция, по его справедливому замечанию, “несет в себе совершенное непонимание формы художественного произведения, бьёт мимо цели и не даёт разъяснение психологии искусства как таковой”. [24]/Выготский Л.С. Психология искусства. с.57/. К тому же теории, объясняющие искусство только как работу мысли, игнорирующие значение переживаний и аффектов, вынуждены исключить из своего объяснения такие важные области искусства, как музыка, архитектура, поэзия. “Для нас. - писал Л.С.Выготский, - совершенно очевидно, что те интеллектуальные операции, те мыслительные процессы, которые возникают у каждого из нас при помощи и по поводу художественного произведения, не принадлежат к психологии искусства в тесном смысле этого слова. Это есть как бы результат, следствие, вывод, последействие художественного произведения, которое может осуществиться не иначе, как в результате его основного действия”./ Там же/

Этой критике познавательной концепции искусства противостоит другая, связанная с обоснованием развлекательной функцией искусства, иначе называемой гедонистической.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.