Здавалка
Главная | Обратная связь

Воспитательная функция



Воспитательная функция искусства связана с познавательной самым непосредственным образом. Поэтому рассмотрение искусства как одного из эффективных способов воспитания на основе положительного или отрицательного примера имеет такую давнюю историю, что и отношение к нему как способу познания. Часто одно оказывается неотделимым от другого. Это вполне естественно, потому что знание о каком-либо предмете или явлении всегда включает в себя и отношение к нему - положительное или отрицательное. Подлинное произведение искусства всегда включает в себя оценку художником того, что он изображает и выражает. Что такое “хорошо” и что такое ”плохо” многие люди впервые узнают не только от родителей, но и из детских сказок, мультфильмов и песен. Зрители и слушатели, созерцатели и потребители произведений искусства через процессы сопереживания делают эти оценки достоянием своего личностного опыта. Это и используется идеологами, философами, политиками и педагогами в воспитательных целях.

Эстетика - красота формы и этика - красота содержания в классическом произведении искусства выступают в единстве. Традиция опять-таки восходит к античности, когда Пифагор, Платон, Аристотель утверждали это единство этического и эстетического, прекрасного и нравственного в своих трактатах. В трудах античных философов было разработано главное понятие античной эстетики, - калокагатии - от греч. calos - прекрасный и agathos - хороший, нравственно совершенный, все вместе обозначающее ту красоту, которая заключена в гармонии внешнего и внутреннего. Под внутренним понималась мудрость, осуществление которой в жизни и приводило к калокагатии.

Вот, например, что писал античный историк Ямвлих о позиции Пифагора на этот счет: “ Считая, что это попечение о людях проще всего осуществлять через органы чувств, с помощью которых можно созерцать прекрасные формы и виды, слушать прекрасные песни и ритмы, он сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душевных сил. Он также придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела”. Для своих учеников Пифагор упорядочил и привел в систему так называемые “настраивающие” и “смягчающие” мелодии, с божественным искусством придумав сочетания некоторых диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и приводил страсти души (печаль, гнев, жалость, глупую зависть, страх, различные влечения, ярость, желания, пустые фантазии, низкие чувства, горячность), если они незадолго до этого беспорядочно возникали и усиливались, в противоположное состояние, восстанавливая добродетельные свойства каждой из них с помощью нужных мелодий, словно с помощью правильно смешанных лекарственных средств”.[25] Ямвлих. Жизнь Пифагора. Изд-2-е. М.. 1998, с.53/. Помимо музыки пифагорейцы использовали для исправления души избранные места из поэм Гомера и исторических хроник Гесиода.

Наконец, А.С. Пушкин в своём знаменитом стихотворении “Памятник “ прямо говорит о том, что он долго будет жить в народной памяти именно за то, что в свой жестокий век он восславил свободу и “милость к падшим призывал”.

В истории искусства, однако часто бывало и такое, когда на него неправомерно возлагали всю ответственность за всё то зло, которое имелось в обществе. Еще Аристотель, признавая за искусством огромную нравственную силу, указывал на то, что оно, тем не менее, не способно прямо и непосредственно превращать зло в добро и делать из злодея и преступника добропорядочного человека. Для того, чтобы искусство морально и нравственно смогло подействовать на человека, надо чтобы в самом человеке уже имелись какие-то зерна и крупицы добра. А за это, в конечном счете, отвечает всё общество в целом, ибо как справедливо заметил знаменитый американский философ Ралф Эмерсон, “По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранные урожаи, нет, о нем говорит качество человека, которого производит страна”.

Мы не можем, однако, обойти и тот факт, что искусство, используемое в идеологических целях, может не только освобождать человека, но и закрепощать его. В годы Советской власти многие художники претерпевали гонения на своё творчеств, которое не укладывалось в догмы социалистического реализма.

В 1962 году на художественной выставке в Манеже, посвященной 30-летию МОСХА побывал тогдашний лидер партии Н.С. Хрущев и жестко раскритиковал её. Известный российский художник Элий Билютин, участник той знаменитой выставки вспоминает, как много позже, в 1991 году в том же Манеже к нему подошел один важный партийный деятель и спросил его: «Элий Михайлович, вы знаете, почему партия всегда выступает против непривычной живописи и музыки?» И пояснил: «Живопись, как и музыка, - выражение духовной свободы человека. А это опасно, потому что духовно свободный человек неуправляем» Я возразил: вы же разрушаете творческую личность… На что получил ответ: «Лучше разрушить личность, чем дать ей свободу».[26] / Элий Белютин. Искусство – это восстание. Беседа с художником журналиста Евгения Крушельницкого. Газ. Московская среда. № 14(20) 20-26 апреля 2005 г.

 

Гедонистическая функция

Hedone- в переводе с греческого означает “наслаждение”. Рассмотрение искусства как удобного и доступного способа развлечения имеет очень давнюю традицию, уходящей своей историей в давние времена. Об этой функции искусства писали еще Платон и всё тот же Аристотель, указывавшие в своих трактатах, какое искусство может быть полезно для воспитания молодёжи, а какое вредно.

В средние века, в эпоху Возрождения ориентация на развлечение при помощи искусства возникла как общественная реакция в ответ на суровые и аскетические требования церкви, требования с её стороны отношения к жизни как юдоли скорби и страданий. Воспевание чувственных радостей жизни, приходящихся на ту эпоху, мы можем видеть на картинах Рабле и Рембрандта, в повествованиях Боккаччо, Свифта и Казановы, в музыке для праздников Вивальди и Генделя.

Использование искусства в целях развлечения не противоречит его природе. В современной жизни огромное количество людей - рабочие на фабриках и заводах, служащие различных банков и фирм вынуждены заниматься из дня в день стереотипной, монотонной и далеко не всегда интересной работой. Такая серая и скучная жизнь требует своей компенсации в виде развлекательного искусства, позволяющего отвлечься от монотонности будней и хотя бы в воображении погрузиться в другой мир - полный ярких эмоций и переживаний. Причем в качестве развлечений сегодня всё чаще выступают не только развлекательные музыкальные теле-шоу, но и фильмы, в которых оказывается много агрессии и жестокости.

Но если публика требует от художника только развлечения, то это оказывается губительным как для неё, так и для художника. Наглядным примером служит судьба талантливого художника Чарткова из повести Гоголя “Портрет”. Погнавшись за деньгами и начав рисовать портреты богатых клиентов, этот художник со временем потерял своё дарование. Когда он решил написать что-то стоящее, он не смог этого сделать. Его рука, привыкшая совершать только стереотипные движения, несовместимые с передачей тонких оттенков красок и линий, оказалась непослушной для воплощения его замысла.

Стремление к удовольствию и обратное стремление - избежание наказания в виде какого-либо страдания по человечески очень понятно и без всяких психологических теорий. Заметим, однако, что на этом простом правиле выживания строится концепция современной так называемой поведенческой психотерапии.

Многие философские концепции и теории прошлого строились на этом нехитром допущении, гласящем что главная цель человека в жизни - получение им как можно большего количества удовольствий. Современная психология после достижений психоанализа и гуманистической психологии далеко ушла от этих примитивных взглядов на природу человеческого поведения. Но они оказались достаточно живучи в сфере эстетики. Прекрасным и красивым долгое время объявлялось то, то доставляло приятность, наслаждение и ощущения удовольствия. Подобное отношение мы часто можем увидеть у подростков и у взрослых людей с неразвитым вкусом.

Но высшие достижения в любом виде искусства становятся возможными только тогда, когда достигается необходимое равновесие между прекрасной внешней чувственной формой и воплощаемым в этой форме духовным содержанием. Соответствие прекрасной формы глубокому содержанию, их уравновешенность, целостность и единство рождает ту самую гармонию, которая составляет тайну высокого искусства, делая его “классическим”.

В античном мифе Гармония - дочь Афродиты и Арея. Афродита, согласно канонам греческой мифологии - богиня любви и красоты, Арей - бог войны. В том, что Гармония является дочерью богини красоты и бога войны, нет случайности. В этом понятии отражаются предоставления древних греков о гармонии как единстве двух противоположных начал - любви и ненависти, красоты и уродства, Космоса и Хаоса.

Любопытно, что в “Одиссее” Гомера слово “гармония” употребляется наравне со словами “скрепы” и “гвозди”. Так, Одиссей, строя свой корабль, сбивает его гвоздями и гармониями, то есть скрепами. И поэтому слово “гармония” можно понимать и как некое средство, помогающее достижению целостности и единства предмета. В художественном произведении под подобной гармонией понимается единство прекрасной формы и глубокого содержания.

Каждому художнику знакомы пресловутые “муки творчества”, связанные с тем, что то или иное содержание никак не может вылиться в прекрасную совершенную форму, либо прекрасная внешняя форма никак не может наполниться достойным её содержания. Воспринимаемая при этом деформация убивает эстетическое впечатление. Но когда же такое единство есть, возникает та самая Гармония, которая является важнейшей характеристикой совершенного произведения искусства.

В развлекательном искусстве, будь то комедия, популярный шлягер, детектив или “дамский” роман красивая и броская внешняя форма часто превалирует над глубиной содержания. Сегодня это можно проследить на многих произведениях популярной культуры /поп-культуры/, в изобилии преподносимой современным шоу-бизнесом через средства массовой информации. Но такое искусство оказывается бесполезным для осуществления личностного роста индивида. А именно такой рост способен доставить человеку его наивысшее счастье на земле.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.