Здавалка
Главная | Обратная связь

Эстетическое и умственное



Эстетическое воспитание через воспитание художественное оказывается неразрывно связано не только с личностным ростом человека, но и с его профессиональными достижениями. Чем выше уровень развития художественного вкуса демонстрирует данный человек, тем больше есть оснований говорить о более высоком интеллектуальном развитии человека. Специальные исследования на этот счет, проведенные немецким психологом А. Эрком среди представителей науки - физиков, химиков, математиков показали, что чем значительнее достижения ученых в своей области, тем больший интерес проявляются они к искусству. На вопрос, какой вид искусства они предпочитают, почти все ученые поставили на первое место симфоническую и камерную музыку. Далее следовали литература, театр, изобразительное искусство.

Другой известный психолог Фрэнсис Бэррон при обследовании различных групп творческих работников - писателей, художников, архитекторов, физиков, обнаружил, что лица с более высокими творческими способностями предпочитают сложные асимметричные рисунки, требующие определенных усилий для восприятия. При этом эстетические предпочтения художников и ученых высокого ранга оказались сходными. И те и другие сошлись в симпатиях к творчеству Пикассо, Модильяни, Сезанна, Тулуз-Лотрека, чьи произведения отличаются высокой степенью структурной сложности и требуют соответствующей подготовки, развитого когнитивного, то есть, познавательного стиля.

Известно, что Эйнштейн любил играть на скрипке и полагал, что “настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса.” В своем творчестве он делал попытки найти такие музыкальные и цветовые образы, которые соответствовали бы его физическим и геометрическим идеям.[45] /Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество. В кн. “Бессознательное: природа, функции, методы исследования. т. IV, Тбилиси, 1985, с. 259./

Свою знаменитую формулу теории относительности Эйнштейн представлял в виде причудливой раковины, как бы соединяющей воедино пространство и время.

Отсюда вывод - сложные по своей когнитивной структуре произведения искусства в чем-то сродни сложным когнитивным построениям современной науки. Потребность в восприятии сложных произведений искусства есть отражение сложной когнитивной организации человека. Художественное и эстетическое воспитание, развивая чувственную сферу растущего человека, исподволь подготавливает его творческие достижения в зрелом возрасте в самых разных областях, в том числе и тех, которые далеки от искусства.

В исследованиях американского психолога Х. Шродера и его сотрудников было установлено, что индивиды, менее развитые в когнитивном отношении, в сложной ситуации чаще склонны во взаимоотношениях с другими людьми к “контратаке”, чем индивиды, с высокой когнитивной сложностью. Говоря проще, чем человек умнее, тем чаще он и добрее. Исследования на материале деловых игр показали, что те участники, для которых характерна простая когнитивная структура, не способны рассматривать ситуацию с точки зрения другого человека, изменять восприятие ситуации и предвидеть её исход. Они быстрее действуют, чем пытаются предварительно про- анализировать создавшуюся ситуацию.

Была обнаружена связь между типом когнитивной структуры и иррациональным поведением. Для людей со сложной когнитивной структурой их поведение всегда служило средством достижения поставленных целей, в то время как у лиц с простой когнитивной структурой их агрессивное поведение являлось обычной реакцией на стрессовую ситуацию.

На основании этих исследований мы можем сказать, что сложный когнитивный стиль жизни является благом как для отдельного человека, так и для всего общества в целом. Именно люди с развитой когнитивной сферой являются двигателями прогресса. Без них общественная жизнь хиреет, замирает, топчется на месте и не может двигаться вперед.

Эстетическое воспитание, нацеленное в том числе и на развитие художественного вкуса, способствует развитию и формированию у членов общества сложного когнитивного стиля. На начальных этапах развития художественные предпочтения оказываются сдвинутыми в сторону тех произведений искусства, которые имеют простую форму, яркие краски и выражает понятные эмоции, будь радость или печаль.

На стадии развитого вкуса сдвиг предпочтений оказывается сдвинутым в сторону произведений искусства, обладающих сложной структурой, для понимания которых оказывается необходим сложный когнитивный стиль. Таковыми чаще всего оказываются классические произведения искусства.

Надо учитывать, что то, что может быть признано простительным в предпочтениях детского возраста и подросткового возраста, оказывается мало симпатичным на этапе взрослости. Обладание грубым или тонким вкусом неминуемо сказывается как на отдельном типе и характере личности, так и на нравах всего общества в целом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.