Здавалка
Главная | Обратная связь

Эстетическое и нравственное



Античные легенды донести до нас рассказ о том, как однажды греческого философа Диогена пригласили послушать игру на кифаре некоего молодого человека. К сожалению, молодой человек играл довольно плохо. Однако, когда он закончил свою игру, Диоген стал ему аплодировать.

- За что ты ему аплодируешь, - спросил Диогена его друг, который привел его, - ведь он так плохо играл?».

- Я за то ему и аплодирую, - отвечал Диоген, - что, не умея играть, он всё же играет, а не насильничает, не грабит и не убивает». Искусство таким образом, по мнению античного философа, является средством, которое предохраняет молодых людей от предосудительных проступков, увлекая их в другую сторону.

В двадцатом веке этот мысль Диогена была подтверждена многими исследователями, в том числе и американским социальным психологом Мартином Гардинером, который исследовал лиц, состоящих на учете в полиции штата Род-Айленд. Анализируя данные о многих тысячах жителей штата в возрасте до 30 лет, он сопоставлял их приводы в полицию с участием в музыкальной деятельности. Выводы Гардинера свелись к следующему: чем больше и активнее человек занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Лиц, умеющих играть с листа по нотам в полиции вообще не знали, настолько они были чисты в криминальном отношении. На более интересна в этом исследовании своеобразная «восходящая кривая музыкальности»: обычное музыкальное образование лишь уменьшало вероятность антисоциального поведения, музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшало эту вероятность очень сильно, а овладение сложными музыкальными навыками исключает всякий криминальный опыт.[46] (См. об том: Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. М., 2004.)

Таков один из самых простых ответов на вопрос о благотворном влиянии на человека занятий музыкой. Но есть и другие, более сложные, о которых речь пойдет ниже.

Идеи Л. Колберга

В среде специалистов, как занимающихся проблемами эстетического воспитания, так и просто образованных людей существует твердое убеждение в том, что «Прекрасное пробуждает доброе». Однако специальных исследований, которые могли бы связать эстетическое и нравственное и доказать это как на теоретическом уровне, так и при помощи специальных экспериментов, существует очень мало.

В этом плане представляют большой интерес исследования американского психолога Лео Колберга, всю жизнь изучавшего закономерности нравственного поведения людей во многих странах мира.

Л. Колберг выявил, что дети по мере свого развития движутся от более низкого уровня нравственного развития к более высокому. При этом в самых разных культуры несмотря на то, что они имеют разные ценности, при решении нравственных проблем оказывается много общего.

Нравственное поведение человека, согласно Л. Колбергу, можно условно разбить на три ступени – предсоциальный, социальный и постсоциальный. Каждая ступень разделяется на два уровня и таким образом получается шесть уровней нравственного развития человека.

На предсоциальной ступени люди ведут себя морально и не нарушают правила социального общежития потому, что опасаются наказания со стороны внешней авторитарной среды. При этом чувства другого человека и его переживания в расчет не принимаются. В другом случае люди следует правилам поведения и ведут себя хорошо, если им это выгодно, и они могут таким образом достигнуть своих собственных целей. На этом уровне правильным считается то, что честно, то есть, если есть равноценный обмен - «Как ты ко мне, так и я к тебе». Таким образом, у человека, находящегося на первой ступени нравственного развития, преобладает эгоцентрическая установка по отношению к другому.

На второй, социальной ступени человек строит своё поведении в соответствии с ожиданиями близких ему людей, с которыми у него сложились отношения доверия, уважения и взаимности. Здесь появляется потребность быть хорошим человеком в глазах значимых других людей и появляется так называемая «перспектива третьего человека» - умение смотреть на себя со стороны и оценивать своё поведение с позиции стороннего наблюдателя. На этой ступени начинает звучать знаменитое евангельское «Золотое правило нравственности» - «Поступай по отношению к другому человека так, как бы ты хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе». И в обратной формулировке – «Не делай ничего другому такого, чего бы ты не хотел по отношению к самому себе». Человек на этой ступени может рассматривать ситуацию, учитывая как свою точку зрения, так и ту, на которой стоит его собеседник. На этой же ступени появляется понимание значимости общественных интересов и профессиональных обязанностей. При этом личные интересы могут отходить на второй план и оказываться подчиненными этим интересам и обязанностям.

На третьей, постсоциальный ступени в отношениях между людьми превалирует общественный договор, соблюдение которого выступает в виде чувства долга перед законом, необходимости социальной защиты и соблюдением перед законом равенства прав любого и каждого. На этом уровне человек добровольно, без принуждения со стороны берет на себя обязательства по отношению к обществу, к семье, дружбе, работе и стремится твердо их соблюдать. Правильность поведения основывается на следовании общечеловеческим ценностям, принципам справедливости, понимании необходимости равенства прав человека перед законом и уважении к человеческому достоинству.

Эта ступень нравственного развития пронизана человеколюбием и одухотворена эмпатией, которой Л. Колберг в проблемах нравственного поведения придавал огромное значение. В одной из своих работ он писал о то, что забота о благосостоянии других людей, «эмпатия» или «принятие на себя роли другого человека» - необходимое условие предотвращения морального конфликта, это истоки морали и стимулы для продвижения от одной ступени нравственного развития к другой. Стимулом в развитии морали является моральная забота о других людях.

Таким образом, если мы сравним психологические характеристики процесса восприятия искусства и сущность нравственного поведения, то без труда можно видеть, что в обоих случаях присутствуют механизмы эмпатии как основное условие успешности и того, и другого. Поэтому развивая эстетическую восприимчивость, мы неминуемы развиваем не только способность к художественному восприятию, но и поведенческую эмпатию, а значит – и нравственное поведение.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.