Здавалка
Главная | Обратная связь

К эстетическому воспитанию



Современные методы как эстетического, так и художественного воспитания включают в себя огромное количество самых разных подходов. В области массового музыкального воспитания в стране получили широкое распространение приемы и методы, разработанные благодаря исследованиям Д.Б. Кабалевского, Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева.

В области изобразительного искусства получили широкую известность программы, разработанные под руководством Б.М. Неменского, Ю.А.Полуянова, Н.Фоминой. В области литературы получили заслуженное признание программы, подготовленные Л.Стрельцовой и Н. Тамарченко, Г.Кудиной и З. Новлянской. Благодаря работам Л.Предтеченской и Л. Рапацкой в старших классах школы сегодня успешно ведется курс интегративный курс «Мировая художественная культура».

 

Долгое время подход к изучению искусства в общеобразовательной школе был во многом такой же, как и в обучении предметам естественно-научного цикла. Музыку и изобразительное искусство преподавали примерно так же, как физику и географию. К сожалению, отголоски такого подхода к музыкальному воспитанию продолжают звучать и в наши дни. Так, например, авторы коллективного труда «Музыкальное образование в школе» задаются в нем таким вопросом: «Какие сущностные характеристики мы можем выделить в содержании школьного предмета «Музыка», которые и станут требованиями к методике и одновременно критериями её эффективности?» Авторы так отвечают на заданный ими самими вопрос: «Основное требование к методике – философско-научный уровень постижения музыкального искусства, целиком и полностью построенный на диалектической логике».[49] ( Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. и др. Музыкальное образование в школе. М., 2001, с. 57. Но как в таком случае быть с такими произведениями искусства, которые не укладываются в законы диалектической логики, например картинами Сальватора Дали, Пикассо или Кандинского, в которых все перевернуто, непонятно, что конкретно изображено и в то же время их произведения считаются шедеврами мирового искусства?

В сфере эстетического воспитания в отечественной педагогике долгое время преобладал формально-описательный подход к объяснению природы искусства.

В одной из своих работ более четверти века назад известные исследователи пробюлем эстетического воспитания отмечали: «В преподавании изобразительного искусства проблема «содержательной формы» не находит должного места. Ребенка учат главным образом изображать предметы по правилам реалистического рисунка, а не находить выразительный образ внутреннего содержания изображаемого; при ознакомлении детей с картинами акцент делается чаще всего на чисто сюжетные моменты… В специальных исследованиях выявляется результат такой подготовки – неразвитость эстетического восприятия взрослых людей, их неспособность к усвоению подлинного смысла картины, которое они подменят домыслами по поводу внешнего сюжета. Причина этого – полное невладение «языком» художественной формы.»[50]

З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев. Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания». Вопросы психологии, 1979 №3./

 

После введения в процесс эстетического воспитания программ, разработанных под руководством Б.М. Неменского и Д.Б. Кабалевского методический уровень преподавания искусства значительно повысился. Однако проблем остаётся еще очень много, что связано с недостаточным количеством учителей, которые могли бы преподавать искусство на уровне современных требований.

 

Искусство нельзя изучать так же, как изучается математика и физика, потому что методы познания жизни в искусстве принципиально отличны от методов познания в науке. Представление об этом различии даёт следующая таблица:


Таблица 1. Отличия в характере изучения искусства и научных дисциплин.

Характеристики учебно-воспитательного процесса Научные дисциплины Предметы искусства
2. Особенности нагрузки на мозг Преимущественно работает левое полушарие Преимущественно работает правое полушарие
3. Приоритеты развития Понимание мира на основе мышления Понимание мира на основе эмоций и чувств
4. Понимание предмета Преимущественно на основе рассуждений и логики Преимущественно на основе эмпатии, интуиции и идентификации
5. Главный объект изучения Внешний предметный мир и его структура Внутренний духовный мир человека
6. Характер восприятия Аналитический, дробный Синтетический, целостный
7. Характер мышления Преимущественно вербальный, абстрактно-отвлеченный Преимущественно невербальный, чувственно-конкретный
8. Ведущие способы мышления Анализ и синтез, Сравнение и противопоставление, Классификация и систематизация, Гиперболы, Агглютинации, Типизация, Метафоры,
9. Направленность и специфика мышления Однонаправленное, конвергентное Разнонаправленное, дивергентное
10. Ведущие психические познавательные процессы Мышление Память Ощущения Восприятие Воображение
11. Главный способ выражения идеи и истины Понятийное, через мысль Художественное, через образ
12. Результат воспитания Умственное развитие Нравственное развитие
13. Результат обучения Профессиональный рост Личностный рост

 

Специфика искусства, основанная на пробуждении у учащихся способности к эстетическому переживанию учитывалось в традиционной педагогике, как правило, во вторую очередь. В преподавании искусства торжествовал искусствоведческий подход. Главной задачей многих педагогов в общеобразовательной школе было научить детей на уроках музыки и изобразительного искусства сумме некоторых технических навыков, которые позволяли бы им элементарно петь, рисовать, аналитическим разбираться в этих и других видах искусства. Но всё это далеко от истинного понимания искусства.

Можно заключить, что массовое художественное воспитание шло по тому же пути, что и профессиональное художественное образование, только в сильно облегченном варианте. Молчаливо предполагалось, что для того, чтобы ребенок научился понимать искусство, его надо всего лишь обучить специальным умениям, знаниям и навыкам. После их освоения ребенок может легко войти в намеченный педагогом мир искусства. При этом часто использовались методы авторитарные педагогики, главной особенностью которой было подчинение учащегося воле и авторитету учителя и освоение в первую очередь предметного мира.

С возникновением в российском обществе перестроечных процессов на смену авторитарной педагогики пришли парадигмы гуманистической педагогики, которые во главу угла поставили прежде всего развитие личности самого ученика. Этот кардинальный поворот в целях обучения и образования породил за собой целый ряд последствий, которые в обобщенном виде могут быть представлены следующим образом.

Таблица 2. Сравнение традиционных и новых подходов в эстетическом воспитании

Основные характеристики учебного процесса Традиционные методы Современные методы
1. Главный объект изучения Предметный мир Личность учащегося
2. Характер отношений с изучаемым миром Субъект-объектные Субъект- субъектные
3. Приоритет отношения к предмету Теоретический Духовно-практический
4. Особенности задействованного мышления Понятийное, связанное с изучением теории и истории искусства Художественное, связанное с изучением эмоций и чувств
5. Цели обучения Освоение учащимся умений, знаний и навыков в области искусства Развитие чувств и через них - личности учащегося
6. Результат обучения Владение техникой и формальным мастерством Понимание художественного образа как отражение внутреннего мира человека
7. Форма подачи учебного материала Монолог учителя Диалог учителя и ученика
8. Форма взаимодействия учителя и учащихся Преобладают фронтальные методы работы Преобладают групповые методы работы
9. Характер поощрения в процессе обучения Поощряется традиционный подход в использовании техники и материала В использовании техники материала и в изображении приветствуется новаторский подход
10. Преимущественный вид творчества Репродуктивный Продуктивный
11. Отношение к самостоятельному творчеству учащихся Не поощряются личностный подход и самовыражение Поощряются самовыражение и личностный подход

 

 

Все эти различия в подходах имеют ситуационные особенности. Анализ практики показывает, что если процесс обучения происходит в профессиональном учебном заведении, то в них преобладает традиционный подход, связанный с акцентом внимания педагога на развитие технических навыков учащегося. Если же процесс обучения происходит в общеобразовательной школе, то в практике передовых учителей художественного цикла преобладают современные подходы гуманистической педагогики, которые были представлены выше. Использование же подходов, которые практикуются в профессиональных художественных учебных заведениях, для эстетического воспитания в общеобразовательной школе надо признать неоправданным.

В заключении хотелось бы привести высказывание французского писателя Анатоля Франса, который сказал как-то, что самую большую опасность для искусства представляют «Художник, который не является мастером, и Мастер, который не является художником». Видимо, гармоническое развитие этих двух начал при занятиях искусством и даст тот необходимый воспитательный эффект, который отличает эстетически воспитанного человека.

 

***

 

Вопросы для повторения

1. Как возникло искусство?

2. Что такое эстетические потребности и какова их природа

3. Перечислите основные функции искусства в обществе. Какая из них вам ближе всего?

4. Что такое эстетическое воспитание и для чего оно необходимо?

5. В существует различие между традиционными и новыми подходами в эстетическом воспитании?

6. Назовите авторов основных программ художественного воспитания в нашей стране.

 

Рекомендуемая литература

1. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966, С. 37.

2. Шестаков В.П. Эстетические категории, М., 1983, с. 250./

3. Баумгартен А. Эстетика. - “История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли”, т. II, с. 455/

4. Аристотель. Поэтика. М., 1957.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1965.

6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: Педагогика, 1987. -144.

7. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству. Ж. “Вопросы психологии. 1998, № 1.

8. Ямвлих. Жизнь Пифагора. Изд-2-е. М.. 1998.

9. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.. 1984.

10. Эстетика. Словарь. М.. 1989.

11. Кристал Г. Нарушение эмоционального развития при аддиктивном поведении. В кн. “Психология и лечение зависимого поведения”. М.. 2000, С. 109/

12. Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор. В кн. Психология и лечение зависимого поведения. М., 2000, С. 18

***







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.