Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды творчества и его источники



В основе художественного творчества лежат стремления и умения художника перерабатывать и прообразовывать свои жизненные впечатления в образы искусства. По тому результату, который в этом случае достигается, творчество делят на продуктивное и репродуктивное, субъективное и объективное. Различные сочетания этих двух векторов творчества могут быть представлены в следующей модели:

Продуктивное

Хороший ученик Субъективное   Мастер Объективное
  Плохой ученик   Ремесленник  

Репродуктивное

Продуктивное творчество – создание такого продукта, который важен для окружающих какими-то своими свойствами. Это может быть и выпечка хлеба, и написание научной статьи, и исполнение роли в театре. Согласно Фрейду первый продуктивный творческий акт, который человек совершает в своей жизни, это когда маленький ребенок сходит на горшок и потом гордиться этим своим «произведением» перед своими родителями. Родители этому очень радуются, потому что говорит о хорошей работе желудка у ребенка.

Репродуктивное творчество– повторение в своей деятельности того, что было ранее сделано другими. Такое сплошь и рядом встречается в процессе обучения, когда ученик должен для приобретения знаний и навыков заучивать и повторять то, что было уже известно до него.

Объективная ценность продуктов творчества признается за теми из них, в которых вскрываются до толе неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою, создаются произведения искусства, не имевшие аналога в истории культуры.

В субъективной ценности творчества продукт может быть нов только для его автора, но не представляет особой ценности для окружающих, как это можно было бы видеть на приведенном выше примере с маленьким ребенком. Таковы по большей части рисунки, танцы, песенки и другие продукты детского творчества, ценность которых заключается в их способности развивать способности и личность ребенка.

Исходя из этой модели мы получаем четыре социальные роли, в которых по-разному отражается подход человека к своему делу.

Хороший ученик - тот, кто может хорошо воспроизвести только то, чему его научили.

Плохой ученик - тот, который всё понимает по-своему и воспроизводит чужой опыт с ошибками.

Ремесленник - тот, кто не делает больших ошибок, но выполняет свою работу рутинно, то есть, по шаблону и стереотипно, не внося в неё ничего нового. Поэтому его деятельность не развивает ни продукт, ни самого автора, ни исполнителя.

Мастер - тот, кто вносит в свою деятельность объективную новизну, которая высоко оценивается окружающими из-за её ощутимого вклада в развитие общества.

Процесс личностного развития и вхождения в профессию начинается с репродуктивно-субъективного творчества ученика и выходит на уровень объективно-продуктивный, который характеризует мастера своего дела.

Но не только высшие достижения творчества важны для общественной жизни. Можно сказать так, что любой вид творчества, если он имеет какую-то пользу для развития личности, должен приветствоваться.

Интересная и содержательная жизнь всегда связана с творчеством, проявления которого весьма разнообразны. Это может быть не только создание диковинных технических приборов или сочинение романов и стихов. Это может быть любой акт, в котором человек становится перед проблемой выбора, будь то решение о вступлении в брак, поступлении в институт, либо переезд в другой город в поисках интересной работы. Чем более сложна жизнь и чем большее количество выборов и решений необходимо принять человеку, тем больше и чаще от него требуется проявление творческих способностей.

Быстро изменяющаяся окружающая жизнь постоянно требует от человека психологической гибкости, всё новых способов приспособления к этим изменениям, которые связаны с преодолением трудных условий существования, будь то недостаточность питания, здоровья, или несправедливость в социальных отношениях. Эти преодоления связаны с многочисленными усилиями и борьбой, что вызывает огромную гамму чувств, которая затем отражается в произведениях искусства. Выготский не случайно указывал на то, что в основе творчества всегда лежит момент плохой приспособленности, из чего возникают потребности, стремления и желания к более лучшим условиям существования. И поэтому, видимо, не зря в народе говорят, что “нужда - мать изобретения”.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.