Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологические модели отражения действительности в искусстве.



 

Художественное творчество представляет собой вид деятельности, в котором окружающая нас жизнь, практический и духовный опыт человека предстает в виде особых отражений - художественных образов, создаваемых мастерами-художниками – поэтами, музыкантами, художниками, хореографами, скульптурами. При всём различии методов отражения жизни в различных видах искусства существуют, тем не менее, определенные психологические закономерности в том, каким образом искусство обрабатывает жизненный материал.

Согласно определению античных философов жизнь – это движение. Это определение блестяще дополнил наш выдающийся физиолог Н.А. Бернштейн, сказав, что движение – это живая материя.

Движение может иметь разные направления, разные степени интенсивности, но основными его векторами будут направления слева-направо и вверх- вниз. Пересечение этих двух векторов даёт удобную модель для объяснения целостности окружающего нас мира и его динамику.

Если мы придадим этим двум векторам параметры –медленно-быстро и спокойно-напряженно, то мы можем раскрыть и классифицировать расположение многих явлений, существующих в окружающей нас жизни. Мы начнем опыт моделирования с рассмотрения четырёх основных природных стихий, известных с древних времен: - воды, огня, земли и воздуха.

Таблица №1. Моделирование образно – смыслового значения природных стихий.

Напряженно

  Вода Медленно   Огонь     Быстро
    Земля       Ветер

Спокойно

И времен года:

Таблица № 2. Моделирование образно – смыслового значения природных времен года

Напряженно

    Осень Медленно Весна     Быстро
    Зима       Лето  

Спокойно

Основаниями для подобного моделирования послужили ответы многих испытуемых, которым задавался один и тот же вопрос: «Где, в каком квадрате на основе предложенных параметров лучше всего разместить указанные явления природы?»

В предложенных моделях кодируются внутренняя сущность природных стихий и времен года, которые можно скорее почувствовать, чем объяснить.

Подобные двухвекторные модели объяснения различных динамических процессов широко используются в современной науке.

В области психологии большое распространение получила модель темперамента человека, предложенная в своё время знаменитым английским психологом Гансом Айзенком. Придав тем же двум векторам значения интроверсии-экстраверсии и стабильности-нейротизма, исследователь получил следующую модель четырех классических типов темперамента.

Таблица 3. Модель темперамента по Айзенку

Нейротизм

Интроверсия   Меланхолик Ведущая эмоция печаль   Холерик. Ведущая эмоция гнев Экстраверсия
    Флегматик. Ведущая эмоция Спокойствие     Сангвиник Ведущая эмоция Радость      

Стабильность

Теперь мы произведем моделирование эмоций в музыке и в изобразительном искусстве.

Поскольку темперамент человека отражает наиболее существенные признаки эмоциональной жизни, а музыка нацелена на то же самое, то в этой модели мы можем заменить психологический параметр «нейротизм-спокойствие» на музыкальный параметр «мажор-минор», а «интроверсию-экстраверсию» - на параметр «медленно- быстро». Мы имеем право это сделать, так как нейротизм характеризуется беспокойством и тревожной минорной окраской, а спокойствие – мажором. Темп психической активности у интровертов, как правило, медленный и они довольно ригидны, то есть, мало подвижны в психическом отношении, а экстраверты отличаются более быстрым темпом психической жизни. Таким образом мы получаем модель отражения в музыке основных базовых эмоций человека:

Таблица 4. Моделирование темпераментов по Айзенку и характера музыки

Минор

Меланхолик Музыка медленная, грустная Чайковский, Осенняя песня Медленно Холерик. Музыка минорная, быстрая Шопен, Этюд №12 Быстро
Флегматик. Бородин, Ноктюрн Музыка медленная, мажорная Сангвиник. М Бетховен, Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша». Музыка быстрая, мажорная

Стабильность

 

Пользуясь этой же моделью, мы можем классифицировать по выражаемым эмоциям не только музыкальные произведения, но и картины различных художников. Для этого мы поменяем параметр мажора-минора на параметр колорита мрачный-светлый, параметр движения мы при этом трогать не будем.

Таблица 5. Моделирование эмоций в цвете в картинах художников

Колорит мрачный

Печаль В.Васнецов. Алёнушка Медленно Гнев М. Греков. Тачанка Быстро
Спокойствие   А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре Радость М Б.Кустодиев. Ярмарка

Колорит светлый

На основании этой модели мы можем так же классифицировать и особенности темперамента личности различных писателей, художников, композиторов. В искусствоведческой литературе существует большое количество высказываний различных деятелей искусства о том, что каждый композитор, писатель, художник всю жизнь создают одно и то же произведение, только под разными названиями. Такое единство творчества обусловлено предрасположенностью каждого большого Мастера к определенным сюжетам, образам и настроениям. И хотя Моцарт создал скорбный Реквием, а Чайковский праздничную увертюру «1812 год», их природные темпераменты, если судить их по жизненным проявлениям, оказываются диаметрально противоположными.

Таблица № 6. Классификация писателей, художников и композиторов по признакам им темпераментов.

Нейротизм

Меланхолики Гоголь Левитан, Чайковский Интроверсия Холерики Пушкин Айвазовский Лист Экстраверсия
Флегматики Крылов, Поленов Бородин Сангвиники Бомарше Семирадский Моцарт

Стабильность

 

Мы понимаем большой схематизм этой модели, но на наш взгляд, предлагаемые обобщения позволяют глубже отразить идею единства мира и взаимосвязи существующих в нём явлений.

Если мы пойдём глубже, то мы увидим, что архетипы коллективного бессознательного, которые были описаны в работах К. Юнга, так же могут укладываться в эту двухфакторную модель.

Каждый из открытых К.Юнгом архетипов имеет четкое эмоционально-смысловое содержание, которое может быть выражено как при помощи музыки, так и различных других видов искусства.

Таблица 7. Соотношение образного характера музыки и архетипических образов по К.Юнгу.

Минор

  Музыка медленная, грустная Архетип Матери     Медленно Музыка минорная, быстрая   Архетип Героя   Быстро
Музыка медленная, мажорная Архетип Старика /Мудреца/   ММузыка быстрая, мажорная   Архетип Дитя

Мажор

 

Мы можем с определенной долей уверенности сказать, что слабая представленность в индивидуальном сознании того или иного архетипа ведет к возникновению у человека соответствующих эмоциональных проблем в индивидуальном стиле поведения. Это проявляется в виде недостатка - либо гибкости и непосредственности, либо мужества и стойкости, либо способности к сопереживанию и альтруизму. Всё это приводит к трудностям при взаимодействии с социальным окружением и к соответствующим проблемам в здоровье.

Можно пойти дальше и предположить, что соответственно содержанию образов архетипов коллективного бессознательного в искусстве формируются различные жанры, несущие в себе отражение признаков определенного архетипа. Так, мы говорим о жизнерадостной комедии, о героической опере, о батальной и о лирической живописи.

В известной программе музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского различные жанры музыки представлены в виде марша, песни и танца. Но Д.Б. Кабалевский не смог дойти до еще одного жанра, отражающего важные эмоциональные состояния, имеющиеся в жизни человека. Это те, которые возникают в ходе молитвы, медитации и обыкновенного спокойного созерцания.

Таблица 8. Соотношение жанров музыки и архетипов по К.Юнгу.

Минор

  Архетип Матери   Песня   Медленно Архетип Героя   Марш Быстро
Архетип Мудрого Старца     Молитва     Архетип Дитя     Танец

Мажор

 

В более широком плане архетипы коллективного бессознательного проявляется в следующих жанрах искусства:

Таблица 9. Соотношение архетипов по К.Юнгу и различных видов искусства.

 

Минор

Архетип Матери Меланхолия Лирика Пейзаж Стихи Архетип Героя Героизм Трагедия Драма Батальная живопись
Архетип Мудреца Спокойное повествование Баллада Эпос Повесть Жанровая живо- пись Архетип Дитя Беззаботная радость Комедия, Оперетта Водевиль

Стабильность

 

В рамках этого подхода можно рассмотреть так же характер интонаций, движений и жизненных позиций, которые характерны для того или иного архетипа.

Таблица 10. Соотношение характера музыкальных интонаций, движений и жизненных позиций в различных архетипах.

Минор

  Архетип Матери   Интонации - нисходящие, Движения - пассивно-оборонительные, Позиция – защита от мира Медленно Архетип Героя   Интонации - восходящие, Движения - активно-наступательные, Позиция -завоевание мира или его разрушение Быстро
Архетип Старика /Мудреца/ Интонации - умиротворения, покоя и неподвижности Позиция - невключенность, мир, нейтральный отход от мира, спокойное созерцание Архетип Дитя     Интонации - радостно-приподнятые, – Движения легкие, быстрые Позиция – радостное принятие мира, впускание его в себя

Мажор

 

Моделирование архетипов может иметь решение и в цвете. Известный швейцарский психолог Макс Люшер разработал цветовой тест отношений, по которому можно выявлять индивидуально-личностные свойства человека в зависимости от того, какой цвет он предпочитает.[55] /См. об этом: Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство. М. 1990. стр. 25-30/

Таблица № 11. Соотношение выразительного значения различных цветов и характера человека в концепции Макса Люшера

Синий Пессимистичность Потребность в понимании. Избегание неуспеха. Женственность. Желтый Оптимистичность Спонтанность, неустойчивость интересов. Эмоциональная вовлеченность. Инфантилизм
Зеленый Упорство и стойкость. Ригидность Удержание позиции. Зрелость Красный Лидерство и самоутверждение Достижение успеха Агрессивность Мужественность

 

Согласно М. Люшеру предпочтение в выборе синего цвета соответствует слабому типу высшей нервной деятельности, т.е. меланхолику, в котором преобладает тревожность и динамичность торможения. Синий цвет выявляет потребность в любви, понимании и сочувствии, это потребность в глубоких привязанностях, при помощи которых человек хочет достичь укрепления своей жизненной позиции. Позитивное, доброжелательное отношение со стороны значимых других помогает преодолевать природную пессимистичность и тревожность эмоционального состояния подобного типа людей. Из других характеристик таких людей – вдумчивость, способность к глубоким переживаниям и к сопереживанию, миролюбие и склонность к избеганию конфликта, страх перед трудностями, нерешительность и пассивность в принятии решений. Нетрудно заметить, что общий эмоциональный тон синего цвета, его «атмосфера» хорошо гармонирует с эмоциональным содержанием архетипа Матери по Юнгу.

Те, кто ставят на первые позиции зеленый цвет, отличаются особым упорством и стойкостью при встрече с жизненными трудностями. Их отличает повышенная чувствительность к внешним социальным оценкам, устойчивость привязанностей и интересов, аккуратность и педантизм. Подчинение им неприятно, отсюда – стремление к социальному признанию.

Те, кто выбирает желтый цвет, отличаются повышенной эмоциональностью и акцентированной потребностью в насыщенном эмоциональном общении, без которого они никнут и увядают. Для таких людей важнее оказывается не результат деятельность, а общение по поводу деятельности, общение ради общения. Им так же свойственны определенный инфантилизм, неустойчивость интересов, экзальтированность и демонстративность поведения, а настроение подвержено резким колебаниям от слеза к смеху и обратно.

Те, кто выбирает красный цвет и его производные – оранжевый, терракотовый – выбирают сценический тип реагирования. Их характеризует потребность в активности, направленная на достижением цели, на овладение тем, что доставляет радость и наслаждением. Выбор этих цветов характеризует людей с мужественным складом характером, умеющих принимать решения, независимых и самостоятельных. Их свойственная высокая поисковая активность, мужественность и властность.. Раскованность чувств ведет к спонтанности поведения. При невротическом развитии при встрече с препятствиями такие люди проявляют импульсивность, агрессию и снижение самоконтроля.

Когда выбор красного цвета сопровождается выбором и синего тоже, то Люшер относил таких людей к идеально-гармоничным, так как в этом случает активность и определенная резкость красного цвета сглаживается мягкостью и сердечностью синего цвета. Однако по данным Л.Н. Собчик, исследовавшая этот вопрос, люди, выбирающие подобное сочетание цветов характеризует противоборство во внутреннем плане личности взаимно противоречивых тенденций, они имеют склонность к психосоматическим заболеваниям, в частности – к ишемической болезни сердца.[56]/ См. Об этом: Собчик Л.Н.Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990. С.25-30./

Как известно, основной тест Люшера насчитывает восемь цветов. Поэтому сочетание каждого из выше названных цветов с каким-либо другим начинает характеризовать личность с несколько другой стороны, обозначая её различные грани. Например, сочетание синего цвета с черным говорит об эмоциональной неустойчивости личности, ранимости и раздражительности. А сочетание в выборе фиолетового цвета с желтым говорит об эмоциональной незрелости и сниженности эмоционального контроля вплоть до истерических и эпилептоидных реакций.

Каждая из приведенных базовых эмоций выражает особое отношение человека к тем ценностям, которыми пронизана его жизнь в обществе. Это можно хорошо можно проиллюстрировать на примере отношения матери к своему ребенку. Она грустит, когда с её ребенком что-то не в порядке, она гневается, когда её ребенка обижают, она радуется когда ребенок здоров и хорошо развивается, она спокойна, когда находится с ребенком в безопасных условиях и может спокойно набираться сил.

Эстетическое воспитание вводит ребенка в круг архетипических образов, заставляя его переживать те или иные эмоции. Мы можем говорить о хорошем развитии эмоциональной сферы ребенка только в том случае, если он сможет легко испытывать не только те эмоции, которые предопределены его природным темпераментом, но и быть способным полно переживать все другие эмоциональные состояния. Музыка, живопись и танец - лучшие средства для развития этой способности.

Вопросы для повторения

1. Как виды и формы движения вы можете назвать.

2. Проанализируйте характер движения в различных жизненных ситуациях – на прогулке, на пожаре, в разговоре и в споре.

3. Согласны ли вы с предлагаемой классификацией природных явлений и принципом отражением их в искусстве? Или же, на ваш взгляд, здесь могут быть иные точки зрения?

Литература

1. Юнг К. Архетип и символ.

2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.. 2001.

 

***







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.