Психологические модели отражения действительности в искусстве.
Художественное творчество представляет собой вид деятельности, в котором окружающая нас жизнь, практический и духовный опыт человека предстает в виде особых отражений - художественных образов, создаваемых мастерами-художниками – поэтами, музыкантами, художниками, хореографами, скульптурами. При всём различии методов отражения жизни в различных видах искусства существуют, тем не менее, определенные психологические закономерности в том, каким образом искусство обрабатывает жизненный материал. Согласно определению античных философов жизнь – это движение. Это определение блестяще дополнил наш выдающийся физиолог Н.А. Бернштейн, сказав, что движение – это живая материя. Движение может иметь разные направления, разные степени интенсивности, но основными его векторами будут направления слева-направо и вверх- вниз. Пересечение этих двух векторов даёт удобную модель для объяснения целостности окружающего нас мира и его динамику. Если мы придадим этим двум векторам параметры –медленно-быстро и спокойно-напряженно, то мы можем раскрыть и классифицировать расположение многих явлений, существующих в окружающей нас жизни. Мы начнем опыт моделирования с рассмотрения четырёх основных природных стихий, известных с древних времен: - воды, огня, земли и воздуха. Таблица №1. Моделирование образно – смыслового значения природных стихий. Напряженно
Спокойно И времен года: Таблица № 2. Моделирование образно – смыслового значения природных времен года Напряженно
Спокойно Основаниями для подобного моделирования послужили ответы многих испытуемых, которым задавался один и тот же вопрос: «Где, в каком квадрате на основе предложенных параметров лучше всего разместить указанные явления природы?» В предложенных моделях кодируются внутренняя сущность природных стихий и времен года, которые можно скорее почувствовать, чем объяснить. Подобные двухвекторные модели объяснения различных динамических процессов широко используются в современной науке. В области психологии большое распространение получила модель темперамента человека, предложенная в своё время знаменитым английским психологом Гансом Айзенком. Придав тем же двум векторам значения интроверсии-экстраверсии и стабильности-нейротизма, исследователь получил следующую модель четырех классических типов темперамента. Таблица 3. Модель темперамента по Айзенку Нейротизм
Стабильность Теперь мы произведем моделирование эмоций в музыке и в изобразительном искусстве. Поскольку темперамент человека отражает наиболее существенные признаки эмоциональной жизни, а музыка нацелена на то же самое, то в этой модели мы можем заменить психологический параметр «нейротизм-спокойствие» на музыкальный параметр «мажор-минор», а «интроверсию-экстраверсию» - на параметр «медленно- быстро». Мы имеем право это сделать, так как нейротизм характеризуется беспокойством и тревожной минорной окраской, а спокойствие – мажором. Темп психической активности у интровертов, как правило, медленный и они довольно ригидны, то есть, мало подвижны в психическом отношении, а экстраверты отличаются более быстрым темпом психической жизни. Таким образом мы получаем модель отражения в музыке основных базовых эмоций человека: Таблица 4. Моделирование темпераментов по Айзенку и характера музыки Минор
Стабильность
Пользуясь этой же моделью, мы можем классифицировать по выражаемым эмоциям не только музыкальные произведения, но и картины различных художников. Для этого мы поменяем параметр мажора-минора на параметр колорита мрачный-светлый, параметр движения мы при этом трогать не будем. Таблица 5. Моделирование эмоций в цвете в картинах художников Колорит мрачный
Колорит светлый На основании этой модели мы можем так же классифицировать и особенности темперамента личности различных писателей, художников, композиторов. В искусствоведческой литературе существует большое количество высказываний различных деятелей искусства о том, что каждый композитор, писатель, художник всю жизнь создают одно и то же произведение, только под разными названиями. Такое единство творчества обусловлено предрасположенностью каждого большого Мастера к определенным сюжетам, образам и настроениям. И хотя Моцарт создал скорбный Реквием, а Чайковский праздничную увертюру «1812 год», их природные темпераменты, если судить их по жизненным проявлениям, оказываются диаметрально противоположными. Таблица № 6. Классификация писателей, художников и композиторов по признакам им темпераментов. Нейротизм
Стабильность
Мы понимаем большой схематизм этой модели, но на наш взгляд, предлагаемые обобщения позволяют глубже отразить идею единства мира и взаимосвязи существующих в нём явлений. Если мы пойдём глубже, то мы увидим, что архетипы коллективного бессознательного, которые были описаны в работах К. Юнга, так же могут укладываться в эту двухфакторную модель. Каждый из открытых К.Юнгом архетипов имеет четкое эмоционально-смысловое содержание, которое может быть выражено как при помощи музыки, так и различных других видов искусства. Таблица 7. Соотношение образного характера музыки и архетипических образов по К.Юнгу. Минор
Мажор
Мы можем с определенной долей уверенности сказать, что слабая представленность в индивидуальном сознании того или иного архетипа ведет к возникновению у человека соответствующих эмоциональных проблем в индивидуальном стиле поведения. Это проявляется в виде недостатка - либо гибкости и непосредственности, либо мужества и стойкости, либо способности к сопереживанию и альтруизму. Всё это приводит к трудностям при взаимодействии с социальным окружением и к соответствующим проблемам в здоровье. Можно пойти дальше и предположить, что соответственно содержанию образов архетипов коллективного бессознательного в искусстве формируются различные жанры, несущие в себе отражение признаков определенного архетипа. Так, мы говорим о жизнерадостной комедии, о героической опере, о батальной и о лирической живописи. В известной программе музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского различные жанры музыки представлены в виде марша, песни и танца. Но Д.Б. Кабалевский не смог дойти до еще одного жанра, отражающего важные эмоциональные состояния, имеющиеся в жизни человека. Это те, которые возникают в ходе молитвы, медитации и обыкновенного спокойного созерцания. Таблица 8. Соотношение жанров музыки и архетипов по К.Юнгу. Минор
Мажор
В более широком плане архетипы коллективного бессознательного проявляется в следующих жанрах искусства: Таблица 9. Соотношение архетипов по К.Юнгу и различных видов искусства.
Минор
Стабильность
В рамках этого подхода можно рассмотреть так же характер интонаций, движений и жизненных позиций, которые характерны для того или иного архетипа. Таблица 10. Соотношение характера музыкальных интонаций, движений и жизненных позиций в различных архетипах. Минор
Мажор
Моделирование архетипов может иметь решение и в цвете. Известный швейцарский психолог Макс Люшер разработал цветовой тест отношений, по которому можно выявлять индивидуально-личностные свойства человека в зависимости от того, какой цвет он предпочитает.[55] /См. об этом: Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство. М. 1990. стр. 25-30/ Таблица № 11. Соотношение выразительного значения различных цветов и характера человека в концепции Макса Люшера
Согласно М. Люшеру предпочтение в выборе синего цвета соответствует слабому типу высшей нервной деятельности, т.е. меланхолику, в котором преобладает тревожность и динамичность торможения. Синий цвет выявляет потребность в любви, понимании и сочувствии, это потребность в глубоких привязанностях, при помощи которых человек хочет достичь укрепления своей жизненной позиции. Позитивное, доброжелательное отношение со стороны значимых других помогает преодолевать природную пессимистичность и тревожность эмоционального состояния подобного типа людей. Из других характеристик таких людей – вдумчивость, способность к глубоким переживаниям и к сопереживанию, миролюбие и склонность к избеганию конфликта, страх перед трудностями, нерешительность и пассивность в принятии решений. Нетрудно заметить, что общий эмоциональный тон синего цвета, его «атмосфера» хорошо гармонирует с эмоциональным содержанием архетипа Матери по Юнгу. Те, кто ставят на первые позиции зеленый цвет, отличаются особым упорством и стойкостью при встрече с жизненными трудностями. Их отличает повышенная чувствительность к внешним социальным оценкам, устойчивость привязанностей и интересов, аккуратность и педантизм. Подчинение им неприятно, отсюда – стремление к социальному признанию. Те, кто выбирает желтый цвет, отличаются повышенной эмоциональностью и акцентированной потребностью в насыщенном эмоциональном общении, без которого они никнут и увядают. Для таких людей важнее оказывается не результат деятельность, а общение по поводу деятельности, общение ради общения. Им так же свойственны определенный инфантилизм, неустойчивость интересов, экзальтированность и демонстративность поведения, а настроение подвержено резким колебаниям от слеза к смеху и обратно. Те, кто выбирает красный цвет и его производные – оранжевый, терракотовый – выбирают сценический тип реагирования. Их характеризует потребность в активности, направленная на достижением цели, на овладение тем, что доставляет радость и наслаждением. Выбор этих цветов характеризует людей с мужественным складом характером, умеющих принимать решения, независимых и самостоятельных. Их свойственная высокая поисковая активность, мужественность и властность.. Раскованность чувств ведет к спонтанности поведения. При невротическом развитии при встрече с препятствиями такие люди проявляют импульсивность, агрессию и снижение самоконтроля. Когда выбор красного цвета сопровождается выбором и синего тоже, то Люшер относил таких людей к идеально-гармоничным, так как в этом случает активность и определенная резкость красного цвета сглаживается мягкостью и сердечностью синего цвета. Однако по данным Л.Н. Собчик, исследовавшая этот вопрос, люди, выбирающие подобное сочетание цветов характеризует противоборство во внутреннем плане личности взаимно противоречивых тенденций, они имеют склонность к психосоматическим заболеваниям, в частности – к ишемической болезни сердца.[56]/ См. Об этом: Собчик Л.Н.Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990. С.25-30./ Как известно, основной тест Люшера насчитывает восемь цветов. Поэтому сочетание каждого из выше названных цветов с каким-либо другим начинает характеризовать личность с несколько другой стороны, обозначая её различные грани. Например, сочетание синего цвета с черным говорит об эмоциональной неустойчивости личности, ранимости и раздражительности. А сочетание в выборе фиолетового цвета с желтым говорит об эмоциональной незрелости и сниженности эмоционального контроля вплоть до истерических и эпилептоидных реакций. Каждая из приведенных базовых эмоций выражает особое отношение человека к тем ценностям, которыми пронизана его жизнь в обществе. Это можно хорошо можно проиллюстрировать на примере отношения матери к своему ребенку. Она грустит, когда с её ребенком что-то не в порядке, она гневается, когда её ребенка обижают, она радуется когда ребенок здоров и хорошо развивается, она спокойна, когда находится с ребенком в безопасных условиях и может спокойно набираться сил. Эстетическое воспитание вводит ребенка в круг архетипических образов, заставляя его переживать те или иные эмоции. Мы можем говорить о хорошем развитии эмоциональной сферы ребенка только в том случае, если он сможет легко испытывать не только те эмоции, которые предопределены его природным темпераментом, но и быть способным полно переживать все другие эмоциональные состояния. Музыка, живопись и танец - лучшие средства для развития этой способности. Вопросы для повторения 1. Как виды и формы движения вы можете назвать. 2. Проанализируйте характер движения в различных жизненных ситуациях – на прогулке, на пожаре, в разговоре и в споре. 3. Согласны ли вы с предлагаемой классификацией природных явлений и принципом отражением их в искусстве? Или же, на ваш взгляд, здесь могут быть иные точки зрения? Литература 1. Юнг К. Архетип и символ. 2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.. 2001.
*** ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|