Здавалка
Главная | Обратная связь

Функциональная асимметрия головного мозга и её влияние на творческий процесс



Одна из наиболее существенных черт личности художника связана с его особой психической организацией. Здесь мы видим и высокую впечатлительность, и наблюдательность, и склонность к эмоционально-чувственному восприятию мира. Известно, что И. П. Павлов делил всех людей на два типа: на “мыслителей” и “художников”, в зависимости от преобладания у одних людей первой сигнальной системы, /отвечающей за эмоциональную сферу/, и второй сигнальной системы, связанной со словом.

Исследования, проведенные в 60-е годы ХХ-го века английским физиологом Робертом Сперри, показали, что подобные различия могут быть связана с преимущественной работой либо правого полушария, либо левого. Канадский нейрофизиолог Уильям Пенфилд стимулировал у своих пациентов при помощи слабых электрических токов определенные зоны правого полушария, вызывая при этом у них яркие картины различных воспоминаний. Его пациенты могли отчетливо видеть себя в разных ситуациях, слышать звуки духового оркестра или рождественского пения в церкви. При этом они ощущали себя одновременно в двух ситуациях – и в своём детстве, ив операционной. Как только стимуляция мозга током прекращалась, обрывался и поток воспоминаний.

Исследования за рубежом Р.Сперри и У.Пенфилда, а в нашей стране В.Ротенберга и В.Аршавского показали, что левое полушарие отвечает за переработку вербальной информации, в которой линейные связи логически связаны друг с другом при помощи слова, цифры или какого-либо символа. Правое полушарие отвечает за восприятие и память бессловесных зрительных, цветовых и слуховых образов, за передвижения тела в пространстве. Оно отвечает так же за работу интуитивного мышления, полет фантазии, создание острот и сновидений. В правом полушарии хранится и ранний доречевой детский опыт ребенка, не умеющего пока еще выражать себя в словах. Существуют веские доказательства, что именно правое полушарие является тем резервуаром, в котором хранится бессознательный опыт человека.

Левое полушарие даёт однозначные ответы в определении и описании того, что творится вокруг нас. Благодаря этому люди могут понимать друг друга, называя черное черным и белое – белым. Но оно оказывается бессильным для восприятия мира во всех его противоречиях и красках. При поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов их артистические способности не страдают. При поражении правого полушария способность к поэтическому творчеству пропадает несмотря на полную сохранность обыденного мышления и речи.

Главное отличие в работе левого полушария от правого состоит в том, что последнее отражает мир во всех существующих в нем взаимосвязях, которое плохо поддаётся логическому конструированию. Как отмечает В. Ротенберг, «Каким бы обширным словарным запасом мы ни располагали, наша речь, подчиненная законам логического мышления, будет отражать только отдельные связи между воспринимаемыми предметами и явлениями».[58] /Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. // В кн. «Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения». М., 1982.

В то же время правое полушарие может отражать действительность сразу в нескольких смысловых значениях, во всех существующих взаимосвязях. Учитывая эту особенность творческого мышления, в тестовых заданиях Торренса кирпич можно было использовать не только как строительный материал, но и как гирю, как противовес, как средство для чистки посуды, как средство для рисования на асфальте, как пепельницу. Можно произнести звук «А» так, чтобы он выражал либо вопрос, либо удивление, либо страх, либо радость, либо отказ от чего - либо. Всё это может быть выражено и достигнуто только за счет работы правого полушария.

Имеются предположения, что сам Фрейд был скрытым левшой, и у него самого правое полушарие было развито очень сильно, что помогло создателю психоанализа интуитивно проникать в бессознательные сферы психики. Так, известный американский психолог Эрик Эриксон, считающийся в своей стране после Фрейда психологом номер два в двадцатом столетии, отмечал удивительное “зрительное любопытство” Фрейда, которое позволяло ему проникать в тайный смысл содержания снов его пациентов еще до выведения окончательных словесных формулировок.

Открытия в современной психофизиологии говорят о том, что преимущественная активизация правого полушария связана не только с творческими возможностями, но и с депрессивным фоном настроения. Выражение “мрачный гений” биографы часто относят к характеристикам многих философов, поэтов и композиторов, страдавших от приступов тяжелой меланхолии и глухой тоски. Художественное творчество являлось для многих из них спасительным средством, спасавшим от тяжёлых переживаний. В момент творчества неминуемо включается левое полушарие, которому свойственны эйфорические переживания. Это несколько сглаживает депрессивную работу правого полушария и делает восприятие жизни более гармоничным.

Самым ярким доказательством этому могут служить жизнеописания Гоголя и Зощенко, по которым видно, что для них творчество было тем единственным средством, которое на определенное время спасало их от мучительного душевного ада эмоциональных переживаний.

Интересно, что с помощью психоанализа Зощенко удалось вылечить самого себя от глубокого невроза, в котором он пребывал долгие годы. Этот опыт излечения Зощенко замечательно описал в своей книге “Перед восходом солнца”. Однако по мнению известного детского писателя Корнея Чуковского, хорошо знавшего писателя до курса его самолечения и после, Зощенко после своего самолечения потерял ту божественную искру таланта, которая была ранее в его рассказах. Они стали довольно обыденными и мало интересными. Видимо, не случайно, что, по свидетельству В.Иванова, многие мастера художественного слова, такие как Владимир Набоков, Анна Ахматова, немецкий поэт Рильке отрицательно, и даже враждебно относились к психоанализу. Работа психоаналитика связана с активизацией у пациента левого, аналитического полушария. Эта активизация, связанная с переводом неясных образов и смутных воспоминаний в точные и понятные слова, осознание через них внутреннего конфликта, положительно сказывается на самочувствии художника, но, вероятно, может в определенных случаях лишать его дара творчества. Предчувствуя это, многие художники поэтому предпочитают оставаться несчастными, но творцами, чем счастливыми, но с потерянным талантом. [59] /Иванов В.В. Бессознательное,, функциональная асимметрия, язык и творчество. В сб. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. IV, Тбилиси, 1985, с. 254-259.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.