Здавалка
Главная | Обратная связь

Темперамент и акцентуации



Помимо интроверсии и экстраверсии, о которых шла речь выше, в современной психологии имеются и другие классификации и типологии личности, которые могут представлять интерес для психологии творчества. Наиболее известная классическая классификация темпераментов была дана древнегреческим врачом Гиппократом, который поделил людей на сангвиников, флегматиков, меланхоликов и холериков.

Холерики в своем поведении часто нетерпеливы, суетливы и вспыльчивы, они обладают резки, порывистыми движениями и страстной речью со сбивчивыми интонациями. Они склонны к резким переменам настроения и прямолинейны в отношениях с людьми. Они любят риск и находчивы в споре. Соответственно музыка им нравятся такая же - бурная, энергичная и порывистая. Таким темпераментом обладали и такую музыку писали Бетховен, Берлиоз и Лист.

Сангвиники веселы, жизнерадостны и общительны. Они - душа любого общества, балагуры и весельчаки, легко переживают неудачи и неприятности. Они отзывчивы и не чувствуют скованности в общении с новыми людьми. Они могут быть выносливы и работоспособны, если дело, которым они занимаются, им интересно. Однако однообразная и кропотливая работы их утомляет и быстро наскучивает. Их речь - быстрая и громкая, с живыми жестами и выразительной мимикой. Соответственно им по нраву подходит музыка живая, веселая и энергичная. Такую мы найдем у композиторов Моцарта, Россини, Прокофьева, Вивальди.

Флегматиков характеризует общая сдержанность, неторопливость, обстоятельность, спокойствие не только в обычных, но и самых трудных ситуациях. Они последовательны и обстоятельны в делах, их речь плавна и размеренна, без резких выражений эмоций, без яркой жестикуляции и мимики. Флегматикам легко сдерживать свои порывы, ибо они придерживаются принципа экономии сил.. В общении они ровны и рассудительны. Соответственно им подходит музыка замедленных темпов и ровной по настроению - без драматических вспышек и неистовств. Среди композиторов флегматического темперамента можно назвать Бородина, Глазунова, Лядова.

Меланхолики считаются людьми застенчивыми и стеснительными, скрытными и малообщительными. Они болезненно чувствительны и легко ранимы, при неудачах склонны уходить в себя и заниматься самобичеванием. Их речь тихая, с просительными и извиняющимися интонациями. Им свойственно искать сочувствия и помощи у окружающих. Они легко переносят одиночество, предпочитая шумным компаниям общение с одним-двумя близки друзьями. Но благодаря свой высокой чувствительности к окружающей жизни именно меланхолики создают наиболее тонкие и проникновенные произведения искусства. Среди композиторов к меланхоликам можно причислить Чайковского, Шопена, Сибелиуса.

В классификации К.Юнга сангвиники и холерики относятся к экстравертам, меланхолики и флегматики - к интровертам.

Любой художник-творец, хочет он того или нет, всегда через своё творчество передаёт окружающим свою личность. Поэтому по музыке Бетховена мы можем судить о его холерическом темперамента, а по картинам Левитана - о его меланхолическом.

Сам характер музыканта-исполнителя весьма сильно проявляется в его поведении на сцене. Вот что писал по этому поводу известный теоретик музыкального исполнительства Григорий Коган: “Есть два типа артистов. Одни. чтобы раскрыться по-настоящему, в полную меру, нуждаются в изначальном расположении, благожелательности, отзывчивости, одобрении слушателей, без этого они ссыхаются, вянут, как цветы без поливки: играют скованно, сухо, порой так бездарно, что могут показаться чуть ли не бездарными, Таковы были Шопен, Скрябин, Софроницкий. Другим такая тепличная атмосфера отнюдь не необходима; недоверие, недружелюбность, даже враждебность аудитории их не только не пугают, но скорее электризуют, подстегивают, вдохновляют; в подобной обстановке они даже особенно расцветают, бросаются в бой и побеждают. Таковы были Лист, Шаляпин.”[60] / Коган Г. ИЗ записей разных лет. “Советская музыка, 1989. №7.

Как видим, перед нами - точная характеристика поведенческого стиля артистов интровертов и экстравертов.

Для иллюстрации этих положений может привести различие в практике концертных выступления у Шопена, яркого представителя музыканта интровертированного плана, представителя слабого типа нервной системы и Ференца Листа - музыканта ярко выраженного экстравертированного плана, обладателя сильной нервной системы.

В течение длительного периода времени Шопен и Лист были близкими друзьями. При этом каждый из них находил в другом недостающие в себе качества.

По воспоминаниям современников Шопен был очень впечатлительным, хрупким и ранимым человеком. Своих слушателей он подкупал тонкостью и поэтичность исполнения, мягкостью звучания инструмента. Шопен был склонен к меланхолии и это свойство его характера проявилось во многих его сочинениях - мазурках, балладах, ноктюрнах. Шопен не любил играть в больших концертных залах, при большом стечении публики, предпочитая выступать в небольших залах и музыкальных салонах богатых аристократов. “Большие залы парализуют меня”, - признавался он в одном из своих писем другу.

Полная противоположность Шопену была натура Листа. Этот великий исполнитель, композитор и дирижер любил выступать в больших залах, при большом стечении публики, причем, чем больше слушателей присутствовало на концерте, тем больше вдохновлялся великий маэстро.

Лист поражал воображение современников неистовой мощью своей игры. Друг Листа, знаменитый немецкий поэт Генрих Гейне упрекал Листа в том, что его пальцы нередко “слишком бешено носятся по клавишам”, на что Лист скромно отвечал - “Грозы - моя специальность”. Один из современников Листа так отзывался о его концерте: “После концерта он стоит словно победитель на поле сражения... покоренные фортепиано лежат вокруг него, порванные струны развеваются как флаги побежденных, запуганные инструменты боязливо прячутся в дальних углах...”

Однажды на одном из вечеров, где Шопен и Лист играли вместе, Лист сыграл один из ноктюрнов Шопена. Шопену это исполнение явно не понравилось, и он заметил Листу, что чем так играть его произведения, лучше их вообще не играть, Тут же Лист сыграл один из виртуозных этюдов Шопена, чем привел всех присутствующих, в том числе и самого Шопена, в полное восхищение, “Я не гожусь для того, чтобы давать концерты, - говорил Шопен Листу. - Но вы, вы к этому призваны, ибо в случае, если вы не завоюете благосклонности публики, у вас хватит сил поразить её, потрясти, покорить и повести за собой.”

Бессмысленно, видимо, ставить вопрос о том, какой тип темперамента лучше всего подходит для музыканта. Лист и Шопен были гениальными музыкантами, но каждый из них в силу своего темперамента был гениален по-своему, каждый вносил свой неповторимый вклад в мировую культуру. Благодарные слушатели будут выбирать из ее сокровищниц то, что больше всего им подходит к их собственному темпераменту и мироощущению.

Преобладание интровертной или экстравертной направленности влияние и на выбор характера творческой деятельности. Образно говоря, если сравнить творческий акт с растущим деревом, то корни дерева мы можем сравнить с интровертным складом личности, а ветви и листья – экстравертным. У интровертов творческий процесс кристаллизуется как бы внутри, у экстравертов – снаружи. Поэтому логично предположить, что интровертам более свойственна творческая деятельность, связанная с уединением и углублением в процесс познания жизни, а экстравертам – связанная с общением с общественностью и широкой публикой. Поэтому в первом случае мы будем иметь дело с композиторами, поэтами и писателями, во втором - с певцами, актерами и с режиссерами. Исследования, проведенные А. Л. Гройсманом среди актеров и режиссеров при помощи стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ по Л.Н. Собчик), подтверждают это предположение.

Актерам оказались свойственны такие личностные характеристики, как эсктраветированность, коммуникабельность, взрывной темперамент и наличие черт индивидуальности. В эмоциональном фоне настроения актеров исследователь констатировал наличие высокой эмоциональной возбудимости, выраженную способность к эмпатии, заразительность и доверчивость в предлагаемым обстоятельствам. Истероидный тип личности, регистрируемый СМИЛ высокими значениями третьей шкалы, оказывается весьма распространенным среди актёров. Черты этого типа проявляются в повышенной способности к вытеснению из сознания неприятных фактов и событий, потребностью в признании, склонностью постоянно быть в центре внимания и к показной игре на публике. Склонность к проигрыванию ролей составляет основу его поведения. «Данный личностный тип, - указывает А.Л. Гройсман., - в противоположность аутичному типу в режиссерской модели, не обладает достаточно развитым внутренним миром, и в своем поведении отпирается скорее на внешние, чем на внутренние критерии и оценки. Переживания истероидной личности ориентированы скорее на внешнего наблюдателя и поэтому обладают скорее яркостью, чем глубиной».[61] Гройсман А.Л. Личность. Творчество Регуляция состояний. Руководство по театрально и паратеатральной психологии. М,, 1998. с.129-138./

Режиссерам оказались свойственны такие черты, как интровертированность, стремление к внутренней сосредоточенности, преобладание мыслительного типа высшей нервной деятельности и наличие выраженной индивидуальности. Они отличались от актеров большей глубиной мировоззрения и способностью к образному видению мира, более широким пространственным видением и чувством композиции.[62] / Там же/

Дальнейшие исследования выявили смешанный тип характера, в котором и актеры, и режиссеры обладают общими чертами.

Существуют и другие классификации типов людей, знание которых может помочь понять особенности личности и творчества того или иного художника.

Известным немецким психиатром К. Леонгардом были выявлены некоторые личностные акцентуации темперамента и характера, которые представляют интерес для психологии художественного творчества. Акцентуация характера проявляется в особых способах построения взаимоотношений человека с миром и своём неповторимом способе его переживания. Типы акцентуации согласно К. Леонгарду и Н. Шмишеку, разработавшему для их выявлений специальный тест, могут быть классифицированы следующим образом:

Гипертимный тип - люди с живым темпераментом, общительные и предприимчивые, с хорошим здоровьем и высоким жизненным тонусом. Среди их представителей - Россини и Вивальди.

Застревающие тип - лица, особо чувствительные к обидам и огорчениям, склонные к накоплению отрицательных переживаний и к мстительности. Недоверчивы и подозрительны.

Эмотивный тип - те, кто отличаются мягкостью, добросердечием и глубиной переживаний. Любят ухаживать за животными и растениями. При просмотре печальных фильмов и прослушивании такой же музыки могут заплакать. Не умеют постоять за себя из-за своей душевной ранимости.

Педантичный тип - люди, склонный к усиленным размышлениям, постоянной самопроверке, чистоте и порядку. В работе нетороплив, усидчив и аккуратен.

Тревожный тип -те, кто не любят шумных компаний и игр, часто испытывают в новой обстановке робость и застенчивость. У них развито чувство долга, им свойственны высокие нравственные принципы.

Циклоидный тип - люди с периодическими сменами настроения от упадка и апатии в депрессивной фазе до бурной энергичности в гипертимной.

Демонстративный тип - лица с повышенной потребностью находиться в центре внимания, демонстрировать свои таланты и принимать от окружающих комплименты. Отличаются богатой фантазией, в патологии нередко переходящей в лживость. При надлежащем воспитании и самодисциплине из них могут получиться хорошие актеры.

Возбудимый тип- отличается трудностью в саморегуляции своего поведения. Вспышки раздражительности и гнева могут выступать по самому незначительному поводу.

Дистимный тип - отличает пессимизм и мрачное восприятие. В общении угрюмы и неприветливы, немногословны или молчаливы.

Экзальтированный тип - отличается высокой чувствительностью и бурной восторженной реакцией на события окружающей жизни. Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, красотой природы, поиском красоты и смысла жизни приводят к тому, что людей .того типа много среди художников, музыкантов и поэтов.

Выбор вида творчества определяется не только природными способностями, но во многом характером акцентуации художника. Так, например, для исполнительского творчества, связанного с соревнованием и публичными выступлениями и отсюда - большими нервно-психическими нагрузками, больше подходят демонстративный, возбудимый и гипертимный типы. Для авторского творчества, для которого необходимы уединенность, сосредоточенность и систематичность в работе, больше подходят такие типы акцентуации, как эмотивный, тревожный, застревающий и педантичный.

Эти разделения в достаточной мере условны, но мы видим, что, например, Чайковский, яркий представитель эмотивного типа, очень тяготился публичными выступлениями и дирижированием. Эти же отличался и Шостакович, хотя в молодости он получил диплом, выступая на конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. В то же время Лист, как яркий представитель демонстративного и гипертимного типа чувствовал себя на сцене, как в родной стихии.

***

Личность творца

То, что способность к творческой деятельности связана с особенностями личности человека, люди знали с давних пор. Основоположником экспериментального изучения личностных свойств человека, влияющих на творчество, в современной психологии считается двоюродный брат Чарльза Дарвина - Френсис Гальтон, который заложил основы психометрии и ввел в современную психологию показатель коэффициента интеллекта, так называемый IQ. Его исследования продолжил французский психолог Альфред Бине, разработавший тест на измерение интеллекта. Продолжившие это направление исследования уже упомянутые Дж. Гилфорд и Э. Торренс выявили о наличии связи между коэффициентом интеллекта и способностью к творчеству (креативностью). Оказалось, что более высокий уровень интеллекта обуславливает и большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели и по тестам креативности. Торренс предложил концепцию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор. При IQ выше 120 баллов творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами. То есть, можно обладать значительным запасом знаний, но при этом оказаться мало творческим человеком. В то же время можно не обладать обширными познаниями, но при этом проявлять творческие способности.

Связи между объемом знаний, умственными способностями и способностями к творчеству исследовались в работах польского психолога А. Матейко. Им было установлено, что в одних областях творчества большой объем знаний просто необходим, тогда как в других областях это требование необязательно. Там, где предмет требует больших умственных способностей для овладения сложными областями знания, например, в ядерной физике, имеется определенная связь между степенью развитии умственных способностей и оригинальностью решения задач, но эта связь невелика. В то же время “у художников, скульпторов и графиков, - отмечает А. Матейко, - корреляция между качеством работы и умственным способностями нулевая и даже отрицательная.” /Матейко Я. Условия творческого труда. М. 1976, С.15./

Академические успехи в школе и высшем учебном заведении далеко не всегда являются надежным предсказанием того, что такой ученик или студент в будущем сделает большие творческие открытия. Известно, что отец Чарльза Дарвина из-за его плохой учебы в школе был очень невысокого мнения о будущем своего сына, Чехов нередко получал тройки за свои сочинения, Ньютон и Эйнштейн тоже далеко не блестяще учились в школе. Пушкин в области математики был абсолютно не обучаем. За это его даже хотели отчислить из любимого лицея, который он так горячо воспевал в своих стихах.

Анализируя качества творческих личностей, Торренс обнаружил у них большое количество черт, которые могут базироваться на доминировании эмоций агрессии, что можно рассматривать как проявление смелости и тенденцию к активному утверждению своего “Я” в социуме. Это проявляется, в частности, в стремлении к доминированию и превосходству, в тяге к риску, нарушению привычного порядка вещей и стереотипов, тяготению к независимости и радикализму.

Смелость часто оказывается в числе незаменимых свойств творческой личности. По этому поводу английский психолог Мак-Киннон отмечает, что “Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу - это определенная смелость. Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней, смелость становиться и быть самим собой.” [63] MacKinnon. Creativity: a multi-faceted phenomenon [WWW document] URL http://www.rsad.edu/-ccjones/01-02/sophcd/readings/creativity.htm/

В институте изучения проблем творчества в Калифорнии американскими исследователями в процессе изучения большой группы выдающихся архитекторов и известных писателей было установлено, что культурный феномен изобретения в искусстве и науке аналогичен и характеризуется одинаковыми психическими процессами. Френсис Баррон на основе исследования 56 писателей-профессионалов, из которых 30 были широко известны и весьма оригинальны в своем творчестве, выделил следующие тринадцать признаков способностей к литературному творчеству:

· высокий уровень интеллекта;

· склон ость к интеллектуальным и познавательным темам;

· красноречие, умение ясно выражать мысли;

· личная независимость;

· умелое пользование приемами эстетического воздействия;

· продуктивность;

· склонность к философским проблемам;

· стремление к самовыражению;

· широкий круг интересов;

· оригинальность ассоциирования мыслей, неординарный процессы мышления;

· интересная, привлекающая внимание личность;

· честность, откровенность, искренность в общении с другими;

· соответствие поведения этическим нормам.

В исследованиях другого американского исследователя - К.Тэйлора были установлены похожие качества творческой личности:

· стремление быть на передовых рубежах своей области;

· независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой;

· склонность к риску;

· активность, любознательность, неутомимость в поисках;

· неудовлетворенность существующими традициями и методами и отсюда - стремление изменить существующее положение дел;

· нестандартность мышления, талант предвидения.

Дж. Гилфорд в своих исследованиях выделял следующие отличительные способности креативной личности:

* способность к обнаружению и постановке проблем; продуцирование разнообразных идей в неопределенной ситуации.

* способность к генерированию большого числа идей;

* способность продуцировать разнообразные идеи; видеть предмет под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование на практике.

* способность отвечать на раздражители нестандартно; стремление к интеллектуальной новизне, к нахождению своего собственного, отличного от других решение.

* способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

* способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

Американский психолог Вильямс, создатель широко известного теста творческого мышления, все многочисленные показатели творческой личности свел к четырем факторам, на основании которых он и построил свой тест. Это –

· способность идти на риск,

· усиленная поисковая активность,

· широта кругозора и любознательность,

· богатое воображение.

Таким образом, обобщая многочисленные литературные данные, мы можем сказать, что вносящие большой вклад в общественный прогресс творцы нового, как правило, обладают внутренней независимостью, большими познаниями и глубиной проникновения в суть изучаемой проблемы, богатством чувств и интуицией. Сильная воля и работоспособность помогают им в достижении самых трудных целей. Обладая чувством нового и высокой чувствительностью, творческие люди способны улавливать слабые сигналы в окружающей их действительности и на этом строить предположения о том, как дальше будут развиваться наука, общество и искусство.

Любому творцу приходится иметь много мужества для того, чтобы следовать жизненному пути, отстаивать свои принципы, идти на риск, понимая, что его новаторские идеи могут быть не приняты широкой публикой, проявлять исключительное упорство для достижения намеченной цели. Часто это приводит творческого человека к изоляции от научного или художественного общества. “Одиночество гения” - излюбленная тема многих биографов, пишущих о великих творцах. Критика в адрес великих творцов со стороны ортодоксов, что они, делают что-то не так, бывает подчас очень суровой. Например, один критик после исполнения скрипичного концерта Чайковского написал про него, что эта музыка “воняет”. Про Пятую симфонию Бетховена критика писала, что она - “симфония взбесившегося безумца”. Но подлинные творцы не в силах свернуть со своей дороги и делать нечто такое, что публике понятно или то, что ей нравится. Они чувствуют и осознают в себе особую миссию в служении своему делу, будь то наука, искусство или какой-либо другой вид деятельности.

Психофизиологические исследования особенностей творческих личностей говорят о том, что их мозг даже в состоянии относительного покоя всегда более активирован, то есть находится в состоянии повышенного возбуждения. Исследователь этой проблемы российский психофизиолог В.С. Ротенберг объясняет это тем, что “творческие люди характеризуются большей сенсорной открытостью, большей чувствительностью ко всем, даже самым минимальным раздражителям, поступающим извне. Без такой повышенной чувствительности было бы невозможно творчество, основанное на способности восприятия тех сигналов, которые не воспринимаются другими людьми. Отчасти в связи с этой повышенной чувствительностью творческие люди живут более интенсивной духовной жизнью и у них легче возникают внутренние конфликты, что и может отражаться в более высокой церебральной активации в тех ситуациях, когда другие субъекты быстро оказываются на грани дремоты”.[64] / Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. //Хрестоматия по психологии художественного творчества. М. 1998, с. 100./

***

 

Личность художника

Личность художника при сравнении её с личностью ученого-исследователя имеет много общего, но его способы познания мира принципиально иные. Напомним, что наиболее существенным различием в деятельности ученого и художника заключается в том, что ученый-исследователь ищет и выводит свою научную истину преимущественно путем научных экспериментов и логических умозаключений, а художник ищет и находит свою истину при помощи воображения, интуиции и создания художественного образа. У первого истина будет объективна и может быть подтверждена результатами исследований других ученых, у художника его истина будет субъективна и не может быть повторена в творчестве других художников, а если может, то только в виде копий, но никак не оригинала.

Личность человека искусства, личность художника – интереснейшая область психологических исследований. В результате многочисленных исследований к настоящему времени определены характерные черты личности тех, кто рисует, поёт, играет, танцует и лицедействует. Были выделены общие и частные, парциальные способности, которые необходимы для занятий определенной художественной деятельностью. Наиболее общим моментом в личности представителей самых разных сфер искусства оказывается их ориентация на творчество и эстетические ценности, в меньшей – на материальные и социальные. Это значит, что при выборе между творчеством, деньгами и властью художники выберут творчество, а не что-либо другое. Если же человек выбирает не творчество, а что-то еще, его, по большему счету, нельзя отнести к художнику.

Восприятие жизни у людей художественного склада – целостно и ассоциативно. Их большая эмоциональность и впечатлительность производит впечатление некоторой женственности и определенной детскости.

Художников отличает от обычных людей большая впечатлительность и наблюдательность за людьми и природой, а так же свойства зрительных, слуховых и двигательных анализаторов. Кроме этого, живописцы, по данным исследованиям Я. Гетцеля, исследовавших молодых художников в художественной школе г. Чикаго, менее общительны, более мечтательны и инфантильны, что проявляется в их доверчивости и наивности.

В зависимости от специализации у людей искусства обостряются:

- зрительная восприимчивость к форме и цвету и такая же ассоциативность в зрительных образах, если это художники;

- слуховая восприимчивость и музыкально-слуховые представления, если это художники:

- чуткость и любовь к слову, если это литераторы;

- пластичность и двигательная выразительность, если это танцовщики и хореографы.

Природная сенсорная чувствительность определенных анализаторов в конце концов влияет на выбор художественной специализации. Кроме этих общих характеристик людей искусства имеют значение и более частные, о которых речь пойдёт ниже.

Общественная миссия художника

Наша замечательная отечественная поэтесса Новелла Матвеева в одном из своих стихотворений так сказала об общественном предназначении художников в обществе:

Когда потеряют значенья слова и предметы

На землю для их обновленья

Приходят поэты.

Их тоска над разгадкою скверных, проклятых вопросов

Это – каторжный труд суеверных старинных матросов,

Спасающих старую шхуну Земли.

Это спасении заключено в особом даре видения и восприятия художниками окружающего мира.

Романтическая мечта многих поколений прогрессивных художников, писателей, артистов, музыкантов - при помощи своего искусства сделать человеческий мир более свободным и справедливым, а самих людей - хоть чуточку лучше - умнее добрее, благороднее. Далеко не всем это удавалось сделать в полной мере, да и вряд ли когда-либо удастся добиться этой цели полностью. Но благородная миссия усовершенствования своего общества и всего Человечества в целом была и останется наиболее важной руководящей идеей для творчества многих художников-творцов. В «Письмах об эстетическом воспитании» Ф. Шиллер пишет, что “Политическая и гражданская свобода есть и навсегда останется самой священной драгоценностью, самой благородной целью всех человеческих стремлений и великим центром всякой культуры».

Великие художники воспринимали своё искусство и мастерство не столько как способ развлечения своей публики, сколько усовершенствование её нравов. Много подобных мыслей мы можем найти у И. Крамского: «Только чувство общественности дает силу художнику и удостоверяет его силы, - писал он. Только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен, и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами. И только такие картины будут составлять гордость племени и современников, и потомков”.

В беседах с И.Е. Репиным И. Крамской говорил ему: «Если вы хотите служить обществу, вы должны знать и понимать его во всех его интересах, во всех проявлениях; а для этого вы должны быть самым образованным человеком. Ведь художник есть критик общественных явлений: какую бы картину он ни представил, в ней ясно отразится его миросозерцание, его симпатии, антипатии и, главное, та неуловимая идея, которая будет освещать его картину. Без этого художник ничто... Не в том еще дело, чтобы написать ту или другую сцену из истории или из действительной жизни. Она будет простой фотографией с натуры, этюдом, если не будет освещена философским мировоззрением автора и не будет носить глубокого смысла жизни, в какой бы форме это ни появилось. Почитайте-ка Гете, Шиллера, Шекспира, Сервантеса, Гоголя... Их искусство неразрывно связано с глубочайшими идеями человечества... Да, мир верен себе, он благоговеет только перед вечными идеями человечества, не забывает их и интересуется глубоко только ими». [65]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.