Здавалка
Главная | Обратная связь

Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность. Биографический очерк А. И. Цомакион. Биографическая серия . Библиотека А.Павленкова. Челябинск, 1998.



1. Своими картинами о войне художник Верещагин говорил о её бесчеловечности и жестокости. Его картины действовали на посетителей выставок так, что многие австрийские офицеры после просмотра картин Верещагина снимали с себя военные мундиры, а германский фельдмаршал Хельмут Мольтке запрещал своим офицерам посещать выставку его картин.[66] Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине. Панорама искусств № 8, М., 1985., с. 149

Ромен Роллан приводит в своём жизнеописании Генделя его слова относительно его жизненных целей и задач: “Мне было бы досадно, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель - делать их лучшими”.[67] Ромен Роллан. Собр. соч. т. ХVII, Л., 1935, с. 196./

В творчестве великого немецкого философа-энциклопедиста и поэта - И. В. Гёте так же утверждалась высокая общественная миссия художника. Цель художника - служить обществу, быть учителем народа, ибо “подлинное искусство выполняет своё назначение лишь тогда, - говорил Г. Гёте, - когда учит человека правильно поступать, когда побуждает человека к активному действию во имя утверждения в жизни добра, правды и красоты”. Цит. по: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1984, с. 24/

Стремление выразить общественные умонастроения своего времени было для многих больших художников одним из сильнейших мотиваторов их творчества. “Женитьба Фигаро” Бомарше, “Революционный этюд № 12” Шопена, “Ракоци-марш” Листа, “Славянский марш” и “Увертюра 1812 год” Чайковского, публицистические выступления Достоевского и Толстого в защиту личности и её прав от имперского диктата, свободолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова в годы реакции, - этот список при продолжении оказывается очень длинным и впечатляющим.

Пушкин симпатизировал декабристам, Байрон боролся за освобождение Греции от турецкого ига и вкладывал в это дело многие свои сбережения, Бомарше стал искрой, воспламенившей Французскую революцию 1789 года.

“Если ты хочешь бы значительным музыкантом, - говорил своим ученикам Ференц Лист, - то ты должен постараться стать значительным человеком. И Лист в своих публицистических статьях сурово осуждал тех музыкантов, которые не чувствовали своей ответственности перед искусством и старались больше развлекать публику, нежели просвещать и развивать её.

Великий русский художник И. Крамской: “За личной жизнью человека, как бы она ни была счастлива, начинается необозримое, безбрежное пространство жизни общечеловеческой в ее идее, и там есть интересы, способные волновать сердце кроме семейных радостей и печалей печалями и радостями гораздо более глубокими”.

Но надо признать, что дарование больших художников всегда многогранно и противоречиво. Кто-то из них стоит ближе к политике, кто-то сторонится её. Кто-то за свои сочинения неоднократно оказывался в тюрьме, как это было с французским поэтом Беранже, кто-то, как это было с Г. Гейне, всячески сторонился революционных катаклизмов. Здесь мы видим и польского пианиста Игнация Падеревского, становящегося премьер- министром Польши, и Шаляпина, которые в своей книге “Маска и душа” признавался, что он в своей жизни менее всего был политиком. Кто-то был признан и любим властями, как это было с Гёте, но большинство их все же подвергалось преследованиям и гонениям со стороны власти. И этим последним несть числа, начиная от античного Сенеки и кончая нашими замечательными поэтами Твардовским и Высоцким. История рассказывает про великого советского поэта Бориса Пастернака, который одному очень известному артисту, который играл роль Гамлета в переводе Пастернака, но при этом непорядочно себя вел. И Пастернак сказал ему: « Ты хочешь играть Гамлета? Чем ты будешь его играть?»







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.