Здавалка
Главная | Обратная связь

Способность к глубокой эмпатии и идентификации



Под эмпатией в психологии понимается способность человека проникнуться чувствами другого человека, что проявляется в возникновении сочувствия и сопереживания.

Под идентификацией понимается способность человека отождествлять себя с кем-либо или с чем-либо.

Эти психологические механизмы по своему характеру очень близки друг другу, но если эмпатия проявляется прежде всего по отношению к конкретному человеку, то идентификация может проявляться и в отношении к персонажу художественного произведения, и по отношению к какому-либо предмету, и по отношению к какой-либо социальной группе.Говоря другими словами, понятие идентификации шире, нежели понятие эмпатии. В художественном творчестве эти механизмы играют очень большую роль.

Художник отличается от ученого тем, тем что последний изучает мир при помощи работы мысли и рассуждений. Художник изучает мир при помощи работы чувства и переживания. И если, как мы установили в первой главе, у ученого инструментом познания является логика точного расчета, то у художника основным инструментом познания является художественный образ, в создании которого участвуют эмпатия и идентификация художника с тем, что и кого он хочет отобразить в своем творчестве.

Психическая организация художника из-за наличия в психике этих психологических механизмов любого мало-мальски талантливого артиста отличается большим своеобразием. То, что для обычного человека представляется обычным и заурядным фактом, в душе художника резонансом вызывает богатейшие гаммы переживаний.

Освобождение художника от своих чувств происходит через их выражение и опредмечивание в художественном образе. Выражая свои чувства, художник приобретает возможность управлять ими. Не чувства подчиняют его себе, а он подчиняет себе своё чувство, выражая его в звуках, красках и движениях. В отличии от обычного человека, охваченного аффектом, художник перестаёт быть рабом своего чувства.

Художники (в широком смысле этого слова, то есть и писатели, и музыканты, и актеры, и скульптуры, и танцовщики) отражают в своём творчестве не только свои, но и чувства других людей, а так же умонастроения всего общества в целом. Причем, делают они это с жизненной необходимостью, иначе они просто не могут жить. Отвечая на вопрос почему художник создаёт свое произведения, К. Маркс писал: “Мильтон создавал свой “Потерянный рай” по той же причине, по какой шелковичный червь производит шелк. Это было действенное проявление его натуры”./ Т.48, С.51/

Эти и другие особенности личности художника могут быть выявлены в результате обобщения многих биографий, высказываний писателей, музыкантов, артистов об их отношении к жизни, к своему творчеству, к самим себе. Эти обобщения рисуют собирательный образ художника-творца, на который следует равняться всем тем, кто вступают на стезю артистической деятельности.

 

Эмоциональность и впечатлительность

Непосредственно из глубокой способности к эмпатии и идентификации вырастает повышенная эмоциональность и впечатлительность нервно-психической организации художника.

То, что многие художники отличаются от обычных людей своей особой впечатлительностью, эмоциональностью и связанной с этим душевной ранимостью, известно давно. Такая перегруженность сферы эмоции, естественно, должна находить свою разрядку. Если обычный человек осуществляет такую разрядку либо при помощи физических действий, либо при помощи плача, либо при помощи крика, то у художника такая разрядка осуществляется в сфере фантазии, рождающей художественные образы.

Благодаря своей впечатлительности художник легко откликается душевными порывами на самые незначительные, на первый взгляд события во внешней среде. Перегруженность ощущениями, чувствами, впечатлениями требует разрядки возникающего эмоционально-психического напряжения, что и происходит в момент создания произведения искусства.

Пылкость чувств, их экзальтированность, частые переходы от одного эмоционального состояния к другому - от страха к гневу, от плача к смеху, от апатии к энтузиазму - всё это мы видим у художественно одаренных людей. Для примера:

Василий Макарович Шукшин очень любил петь в застольях песни. Как вспоминают очевидцы, когда Шукшин пел, он часто плакал. Шукшин настолько отдавался песне, что у всех присутствующих щемило и сжималось сердце. Также без слез Шукшин не мог слушать и пение Ф.И. Шаляпина.

Когда 10-летнего Дж. Байрона по случаю наследования им от двоюродного дяди титула лорда представили к этому званию, он в продолжении нескольких минут молча стоял среди всеобщего изумления своих товарищей, а потом разразился громким рыданием. Его дальнейшая необыкновенная впечатлительность и страстность проявлялись в том, что с Байроном не раз случались истерические припадки в театре, в то время, когда он смотрел игру хорошего артиста в трагической роли.

Байрон был прекрасный стрелок и во время одной своей охоты в Греции подстрелил молодого орленка. Страдания раненой птицы так глубоко задели и расстроили его, что он старался всеми силам спасти раненую птицу. Когда же через несколько дней орленок все же умер, он дал себе слово никогда больше не стрелять в животных и в течение всей своей жизни оставался верным своему обету.

Благодаря такой способности к состраданию у Байрона при всей противоречивости его характера была всегда в наличии готовность к помощи к тем, кто попал в беду и кому было плохо. Так, живя в Италии, Байрон огромные личные деньги тратил на благотворительность. И когда бедняки города Равенны, в котором он жил, узнали о его намерении покинуть их город, они подали прошение губернатору, чтобы тот уговорил Байрона остаться у них в городе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.