Здавалка
Главная | Обратная связь

Другие активаторы творческого процесса



Помимо главного личностного свойства - стремлении к самовыражению и потребности избавиться от навязчивых образов фантазии, к творчеству художника могут подвигать и другие факторы, среди которых можно выделить следующие:

- медитация,

- эмоциональные потрясения

- физические упражнения,

- чувство долга и взятые обязательства

- голодание,

- алкоголь и наркотические вещества,

- путешествия.

Творческий человек в зависимости от психического склада своей натуры выбирает то, что ему ближе и доступнее. Но надо помнить что, некоторые из названных выше активаторов творческого состояния приводят к разрушению здоровья и преждевременному истощению творческого потенциала.

 

Медитация

Медитация является древнейшим способом открытия человеком нового знания через достижение сосредоточенного состояния в психической и умственной деятельности. Можно без преувеличения сказать, что все достижения в культуре Человечества есть результат погружения человека-творца в медитативное состояние, приносящее каждому, кто к ней обращается, она отдаёт свои драгоценные плоды.

В переводе с латинского meditatio означает "размышление, обдумывание". Считается, что термин произошел от древнеиндийского слова "samadhi", которое обозначает состояние безмятежного психического бодрствования, достигаемого посредством специальных психологических упражнений.

Исторические данные говорят об использовании медитативных практик еще за 10 тысяч лет до новой эры. Медитацию использовали служители всех известных в культуре религий для нахождения решения сложных жизненных вопросов, как-то: при постановке диагноза для лечения болезней, при предсказании исхода будущих событий . "Философский экстаз" у Платона и его последователей, пророчества жрецов-оракулов знаменитого древнегреческого храма в Дельфах, шаманство у первобытных народов - все эти явления и факты относятся к проявлениям медитативного состояния сознания.

Современная психология накопила огромное количество фактов, доказывающих позитивное влияние медитации на все сферы жизнедеятельности человека, начиная от оздоровления организма и кончая повышением уровня его творческих способностей. Позитивный эффект возникает в результате глубокого погружения медитирующего в самого себя и обращения к своим собственным внутренним ресурсам.

В этом состоянии человек открывает для себя истину, обращаясь к своему внутреннему голосу, подсказывающего ему наиболее правильное решение трудной жизненной задачи.

Медитация облегчает вход в измененное состояние сознания, в котором легче осуществляется контакт с бессознательной сферой, представляющий огромный резервуар опыта, находящегося в свернутом состоянии. Вдохновение возникает как результат медитативного погружения, когда творцу всё удаётся, мысли и чувства без всяких усилий, как бы сами собой переливаются в законченные слова, звуки, интонации, краски. Медитация, сопровождающаяся полной сосредоточенностью на процессе создания или воплощения образа, развертывает и раскрывает этот опыт. Творец будь он автор, исполнитель или простой созерцатель, перевоплощается в создаваемый образ и живет его жизнью. В.Г. Белинский писал о А.С. Пушкине, что многое у поэта было не списано с действительности, но угадано чувством в минуту вдохновения, и что в переводах Корана Пушкин как бы перевоплощался в дух самого Магомета. Это перевоплощение и есть один из актов медитации.

Из всего сказанного видно, что практика медитации оказывается необходимым инструментом в достижении высоких творческих результатов. Это подтверждает и опыт выдающихся мастеров искусства. Перед созданием своих шедевров многие из них специально готовятся к вхождению в измененное состояние сознания, которое характерно для медитативного состояния. Известно, что и сегодня глубоко верующие иконописцы прежде чем приступить к написанию очередной иконы несколько дней постятся и усиленно молятся. Это делается именно для того, чтобы в подобное состояние войти.

Эмоциональные потрясения

В течении долгого времени процесс творчества рассматривался многими исследователями как состояние легкого психического помешательства. Платон рассматривал творчество как «божественная болезнь» и говорил о существовании «энтузиазмоса» - мистического духа, которого боги посылают своим избранникам; боговдохновенный безумец становится пророком или поэтом. Романтики относили себя к безумцам, полагая, что в них живет поэтический огонь, питаемый мистическими, иррациональными силами. Однако к концу 19 века в западной психиатрии сложилось представление о творчестве как признаке вырождения. Как замечает английский историк Р. Портер, они не ведали, что творят: их «божественную болезнь» психиатры XIX в. превратили в диагноз «вырождение»

Как уже было сказано выше, натура художника впечатлительна и ранима, поэтому даже обычные житейские неприятности переживаются ими довольно остро. Психические травмы, полученные в детстве и в юности, на всю жизнь оставляют в душе человека либо эмоцию печали и обиды, либо недовольства и агрессии, либо чувства стыда и вины. Сформировавшийся патологический центр плохого настроения будет иметь тенденцию поддерживать и воспроизводить сам себя, даже если ситуация внешне станет весьма благоприятной. Искусство в этом случае становится для человека, обладающего художественными способностями, спасительным средством, в котором изживаются все житейские неприятности.

Шедевры могут рождаться как от приятных событий, так и неприятных, что к сожалению, бывает чаще. Толстой писал “Войну и мир” в окружении счастья, царившего в тот период в его семье. То же самое, вероятно испытывал и Рембрандт, когда писал свой автопортрет с Саскией на коленях. Греческий воин пробежал 42 километра, чтобы сообщить радостную весть о победе у города Марафона и потом упасть замертво.

Роль несчастий в создании шедевров искусства тоже хорошо известна. Здесь можно привести примеры несчастной любви Бетховена, Берлиоза, Чехова; тяжёлые болезни у Моцарта, Шуберта, Шумана, Дворжака; потерю близких - смерть жены у Баха, смерть маленького сына у Серова; душевное потрясение Шостаковича после ареста Всеволода Мейерхольда и начала работы над Седьмой симфонией.

Некоторые телесные недуги, такие, как подагра и туберкулез, способствуют тому, что в организме образуются химические вещества, стимулирующие высокую работоспособность и творческий подъем. При подагре в организме образуется много мочевины, которая является одним из стимуляторов мозговой деятельности. По своему составу формула этой кислоты похожа на ту, которая имеется в кофе и в пиве.

Вино

Виномногие творцы использовали и используют в качестве стимулятора творчества. Расхожее мнение не случайно считает, что неизменным спутником творческой богемы является вино, хотя Гегель в своё время отмечал, что “одна лишь горячая кровь еще не стоит вдохновения, а “шампанское не создаёт поэтического произведения”. Отдали дань уважения Бахусу и воспели в своих стихах и песнях Пушкин, Баратынский, Бетховен и знаменитый Омар Хайям. Великий врач древности Авиценна во второй половине свою жизни свои исследования проводил чуть-чуть навеселе.

Вот как биографы Моцарта описывают процесс его творчества: «Моцарт писал охотнее всего среди зелени, на даче или в саду. Часто случалось, что за недостатком времени или от избытка вдохновения он просиживал за работой целые ночи. Тогда он стучал в тонкую перегородку к своему соседу, большому любителю музыки и обладателю прекрасного винного погреба. Сосед знал, что значит этот стук в стену: “Моцарт работает, надо послать ему вина”. Вино было необходимо для поддержания сил и бодрости во время ночной работы. Если сосед не присылал вина, то Констанция готовила ему его любимый пунш, что дало повод его врагам распространить ложный слух о его любви к крепким напиткам. Все знавшие его близко и друзья его отрицали это как клевету. Во время его работы Констанция садилась возле него и рассказывала ему веселые сказки; слушая их и смеясь от всей души, Моцарт продолжал сосредоточенно и безостановочно работать над своими бессмертными произведениями.»[76] Вольфганг Амадей МОЦАРТ.Его жизнь и музыкальная деятельность. Биографический очерк М. А. Давыдовой. Библиотека А.Павленкова. Челябинск. 1988.

Любили проводить время вместе за бутылкой вина Брамс и Чайковский.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.