Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие творческого мышления



Джой Гилфорд, положивший начало серьёзным исследования творческого мышления, разработал известную кубическую модель интеллекта, которая позволяет классифицировать интеллектуальные способности и предсказывать новые. Любой интеллект по мнению Гилфорда, имеет три измерения – это операции, продукты и содержание.

Эти три измерения существуют в следующих формах:

- пять видов операций – познание, память, конвергентное и дивергентное мышление, оценивание.

- четыре вида содержания – образное, символическое, семантическое, поведенческое.

- шесть видов продукта – элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы.

Наиболее близкое отношение к творчеству по мысли Гилфорда имеет способность к дивергентному мышлению, которая проявляется в способности давать на один и тот же вопрос нестандартные и оригинальные ответы.

Творческие задания Гилфорда можно использовать как для диагностики творческих способностей, так и для их развития. Они могут быть использованы как для развития вербальных видов творчества, так и для невербальных, то есть художественных.

1. Способность к генерированию идей.

- Написать как можно большее количество идей, связанных с данной темой. Например - работа на железной дороге, в больнице, на почте, в газете. Вопросы для расширения зоны поиска: Что надо делать для того, чтобы данная организация хорошо функционировала? Какие работы и должности должны быть введены?

2. Семантическая спонтанная гибкость: Найти необычное применение обычного предмета - карандаша, кирпича, палки, веревки. Это задание можно использовать для оценки спонтанной гибкости на основе перехода из одного класса объектов в другой. Так, кирпич можно использовать в строительстве, но из него можно сделать пудру для посыпки дорожек в саду или чистить этой пудрой кухонную посуду. Заранее надо предупреждать об использовании предметов в гуманных целях.

Примеры для аналогичных заданий:

Þ газету можно читать, а можно...

Þ соль можно добавлять в пищу, а можно...

Þ в кастрюле можно варить суп, а можно..

Þ удочкой можно ловить рыбу, а можно... и т.д.

После выполнения каждого задания следует групповое обсуждение, в котором выбираются самые остроумные и оригинальные ответы.

2. Развитие ассоциативной беглости.

Задание - написать синонимы для какого-нибудь слова. Например, для слова "жесткий" синонимами будут - бессердечный, негибкий, суровый, холодный, твердый, крепкий, стильный, строгий, безжалостный, резкий.

3. Развитие беглости и метафоричности выражения.

Предлагается сравнивать одни объекты с другими. Чем более далекие предметы выбираются для сравнения, тем лучше. Например, женская мода подобна....

- весне, она ветрена и непостоянна,

- телеграфному столбу - при помощи неё женщины сообщают мужчинам сведения о своей привлекательности,

- тяжелому танку - она возьмёт любое неприступное мужское сердце или раздавит любой кошелек.

- Эйфелевой башне - глядя на неё, захватывает дух... и т.д.

4. Развитие образной адаптивной гибкости. Под адаптивной гибкостью подразумевается способность так изменить объект, чтобы его результат отвечал конечной цели, задаваемой в виде образа. Для этой цели предлагается тест "Спички". Задание - в наборе прилегающих друг к другу квадратов, составленных из спичек, надо забрать столько спичек, чтобы получилось определенное количество квадратов. Тест даётся в приложении.

5. Развитие семантической адаптивной гибкости. Это задание нацелено на развитие оригинальности. Тест на название сюжетов. Задание - придумать заглавие к знакомому рассказу или к песне. Можно брать произведения, изучаемые по программе или отдельные фрагменты из литературных повестей и романов. Учитывают только оригинальные названия, то есть такие, в которых имеется сдвиг, перенос понятий, которые приводя к необычным и новым идеям.

6. Развитие невербального интеллекта.

Задание - придумать простые символы к предметам или действиям на такие примерные темы, как "Человек гуляет", "Самолет взлетает", "Гнев", "Гордость", "Свобода", "Любовь". Надо символически выразить содержание темы. Буквальное представление - например, изображение гуляющего человека - не принимается во внимание.

7. Развитие семантического (содержательного) видения. Задание - для данного символа придумать несколько различных профессий или работ так, чтобы данный символ их обозначал. Например, светящаяся электрическая лампочка может символизировать профессию инженера-электрика, ночного рабочего, миссионера. Другие задания - раскрытая книга, свеча, крест, камень.

8. Кружки и овалы. Невербальный тест на выявления образной гибкости, беглости и оригинальности. Учащимся предлагаются листы бумами с 20 кругами и 20 овалами. Надо дорисовать различные предметы или образы, вызванные ассоциациями с этими кругами.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.