Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогика художественного творчества



Глава 7. Психические познавательные процессы в художественном творчестве и их развитие

Для тех, кто хочет стать служителем муз, придётся много и настойчиво работать над совершенствованием своего таланта. Совершенствование всех органов чувств – слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса и далее - развитие на их основе ощущений, восприятий, мышления, памяти и воображения – то предварительное условие, без которого не может состояться ни один Художник.

К сожалению, в сегодняшних программах по подготовке в вузах культуры и искусств будущих артистов различной специализации отсутствуют методики, направленные на развитие их психических и психотехнических способностей. Поэтому приводимые в этом разделе упражнения предназначены главным образом для самостоятельной работы будущих мастеров различных искусств.

К.С. Станиславский говорил о необходимом для каждого студийца ежедневном «туалете актёра». В своей работе с ними он начинала с проведения специального 15-минутного тренинга. Но подобный тренинг должен стать непременным спутником каждого начинающего Художника, будь он актер, танцор, музыкант, художник или писатель. Искоренение вредных привычек в виде ненужных мышечных зажимов и приобретение новых, полезных и необходимых, развитие психической гибкости и отзывчивости составляют главную цель такого тренинга. По этому поводу в книге «Работа актера над собой» К.С.Станиславский писал:

«Мало зажить искренним чувством, - надо уметь его выявить, воплотить. Для этого должен быть подготовлен и развит весь физический аппарат. Необходимо, чтобы он был до последней степени чуток и откликался на всякие подсознательные переживания и передавал все тонкости их, чтобы делать видимым и слышимым то, что переживает артист. Под физическим аппаратом мы подразумеваем хорошо поставленный голос, хорошо развитую интонацию, фразу, гибкое тело, выразительные движения, мимику".

 

Уровень развития психических познавательных процессов личности, в которые входят ощущения, восприятия,мышление, память и воображение, самым непосредственным образом влияет на способность человека к творческим действиям. Чем лучше развиты все перечисленные познавательные процессы, тем больше вероятность того, что продукты творчества будут иметь какую-то ценность. Поэтому в психологии и педагогике творчества развитию познавательных процессов придаётся большое значение.

Внимание

Одной из основ любой успешной профессиональной деятельности является предельное внимание человека к тому, что он делает в настоящий момент.

Внимание – это психическое состояние, которое характеризуется полной концентрацией всех психических и физических сил на выполняемом действии. Всякая сложная деятельность, и в первую очередь творческая, невозможна без хорошо развитого управления творца своим вниманием.

Строго говоря, внимание не относится к сфере психических познавательных процессов. Но оно – важнейшее условие, без которого полноценная работа этих процессов и соответственно эффективность деятельности оказывается невозможной.

Концентрация внимания на созерцаемом предмете позволяет творческому человеку увидеть в жизни то, мимо чего проходят обычные люди. Например, художник Моне увидел английские туманы в розовой палитре, хотя все жители Лондона ранее видели их только серыми, писатель Грин смог увидеть в Севастополе волшебный город Зурбаган.

Сосредоточение внимания во время публичного выступления целиком на художественном образе, а не на оценке экзаменационной комиссии или публики увеличивает стрессоустойчивость исполнителя.

Г.Г. Нейгауз так описал свои впечатления от игры своего знаменитого учителя - пианиста Леопольда Годовского: “Было восхитительно смотреть на эти небольшие, как бы выточенные из мрамора, удивительно красивые руки и наблюдать, с какой “простотой”, легкостью гибкостью, логикой, я бы сказал, “мудростью” они выполняли сверхакробатические задачи. Главное впечатление: всё просто, естественно, красиво и не стоит никакого труда. Но переведите ваш взгляд с рук на его лицо. Невероятная сосредоточенность, напряженнейшее внимание; глаза с опущенными веками, в рисунке бровей, в очертаниях лба выражение мысли, мысли огромной сосредоточенности. Тут вы сразу соображали, как дорого стоит эта кажущаяся легкость, простота; какая громадная духовная энергия нужна для её создания”.[82] /Цит. по: Бирмак А. О художественной технике пианиста. М., 1973. С. 42-43/

Точно так же, как для того, чтобы сварить обед или расплавить какой-нибудь металл нужна соответствующая температура, так и в коре головного мозга психические процессы могут протекать нормально только при необходимой для этого силе их напряжения. Внимание обеспечивает ту необходимую “температуру” нервно-психических процессов, когда восприятия, ощущения, мышление и память начинают работать так, что образование необходимых условных рефлексов и актуализация прошлого опыта протекает наиболее успешно. Слабая концентрация внимания не может всё это осуществлять.

Выполняющие сложнейшие трюки в кино каскадеры чаще всего получают тяжёлые увечья и гибнут не на трудных, а на легких трюках. Это становится понятным исходя из недостатка мобилизации внимания. Трагедия происходит из-за неполного включения нужного двигательного стереотипа, что происходит от недостатка концентрации внимания, запускающего этот самый двигательный стереотип только при наличии достаточной концентрации внимания.

При напряженном и сосредоточенном внимании происходит активная перестройка всех физиологических функций человека: учащается пульс, изменяется влажность кожи и её электрическое сопротивление /оно падает, что увеличивает скорость прохождения нервного импульса по нервным волокнам/, изменяется биохимический состав крови, повышается электрическая активность мозга. Эта внутренняя мобилизация не всегда сопровождается активными внешними движениями. Скорее наоборот: чем больше человек становится внимательным, тем скупее становятся его внешние движения.

Физиологи открыли в лобных долях коры головного мозга наличие особых нейронов внимания. Электрический потенциал лобных отделов мозга при напряженном внимании повышается, чего не обнаруживалось на остальных участках коры. Но лобные доли, как известно, отвечают и за речевую деятельностью. Потому простая речевая инструкция учителя своему ученику “Будь внимательным” во время выполнения им какого-либо задания повышает концентрацию внимания и ведёт в более высоким результатам работы. С физиологической точки зрения внимание представляет собой активизацию определенного участка коры, находящегося в лобных долях головного мозга. Поэтому его регуляция и может осуществляться при помощи речевой инструкции.

Напряженному и сосредоточенному вниманию противостоит рассеянное внимание, когда человек не может сосредоточиться на объекте своей деятельности. При рассеянном внимании ощущения и восприятия отличаются смутностью, процессы мышления протекают медленно и с ошибками, движения выполняются неаккуратно и смазано.

В современной психологии существует термин, именуемый «синдром дефицита внимания». Его относят к детям, которым не удаётся длительно сосредотачивать своё внимание на каком-либо предмете. Таких детей отличает повышенная возбудимость, беспокойство и драчливость. Из-за этого они оказывается малоуспешным в обучении. Специальными упражнениями психическую функцию внимания можно скорректировать.

Внимание очень тесно связано с наблюдательностью и способностью замечать тончайшие особенности в наблюдаемом объекте.

Вот как эти свойства внимания описаны в повести английского писателя Редьярда Киплинга “Ким”.

Мальчик Ким пришел на обучение к учителю Лургану. Лурган взял из ящика горсть драгоценных каменей, выложил их на стол и попросил Кима смотреть на них, столько, сколько он хочет, а потом проверить, сможет ли он вспомнить то, что увидел. При опыте присутствовал мальчик- индус, который уже прошел курс обучения. После того, как Ким сказал, что он всё запомнил, старик накрыл камни платком, а маленький индус что-то записал. Потом Ким начал вспоминать:

“Там под бумагой пять синих камней: один большой, другой поменьше и три маленьких, сказал Ким торопливо, - четыре зеленых камня т... и... я насчитал тринадцать, но два забыл. Нет... Один был из слоновой кости, маленький, коричневый и... и...”, - Ким больше ничего не мог вспомнить.

- Послушай мою запись, - сказал мальчик-индус, - во-первых, имеются два поцарапанных сапфира, один с двумя бороздками, один - с четырьмя. Насколько я могу судить, сапфир с четырьмя бороздкам отшлифован с краю. Затем там находится туркестанская бирюза, полная зеленых жил, и еще два с надписью: одна с именем бога, написанная золотом, и другая - треснувшая поперек;, он вынута из старого перстня, и я не мог её прочесть. Значит, у нас пять синих камней. Еще там четыре блестящих изумруда, но один в двух местах пробуравлен, а другой немного пробит”.

- А вес их? - спокойно спросил Лурган. “три, пять и четыре карата, как мне кажется. Там еще кусочек старого зеленоватого янтаря и дешевый осколок топаза из Европы. Там также есть кусок китайской гравированной слоновой кости, изображающей крысу, которая высасывает яйцо, и там, наконец, шарик из кристалла величиною с боб, вделанный в лист золота”.

Приведенный отрывок дает хорошее представление о том, что такое наблюдательность обычного человека и та, про которую говорят, что она - “зоркость художника”. Различие во внимании и наблюдательности Кима и мальчика-индуса есть результат длительной тренировки последнего.

Любому художнику в высшей степени важно развивать в себе эта качества, потому что именно они дают толчок тому потоку ассоциаций, из которого вырастает законченное художественное произведение. Вот как, например, это выглядит в стихотворении Владимира Солоухина.

Вы проходитесь мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Например...

Он берет крупинку мягкой черной земли,

Затем он берет дождя дождинку

И воздуха голубой лоскуток,

И лучик, солнышком пролитой.

Всё смешает потом ( но где?!

Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды?!)

И вот из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый,

то золотой!

Мало того! Семечко сделает он

Из земли, из воздуха и воды

Такое, что взять-то никак не возьмёшь,

Раскусишь, поищешь - ничего не найдёшь,

А меж тем всё заранее спрятано там,

Что присуще живым цветущим цветам:

И корни, и стебель, и лепестки

( И краска припрятана для лепестков),

И способность вырасти возле реки,

Или именно вдалеке от её берегов.

 

К.С. Станиславский в главном труде своей жизни “Работа актера над собой” посвятил специальную главу проблеме актерского внимания, полагая, что ”творчество есть прежде всего полная сосредоточенность нашей духовной и физической природы”.[83] / К.С. Станиславский. Работа актера над собой. С. 519./ Сказанное справедливо не только для актерской, но и для любого другого вида художественного творчества.

Неоднократно К.С. Станиславский проводил мысль о том, что без достижения актером умения полностью сосредотачиваться на исполнении заданной роли его намерения будут истрачены впустую. В качестве иллюстрации способности к идеальной концентрации внимания

Работая со своими студийцами, К.С. Станиславский любил приводить индийскую притчу о том, как один магараджа выбирала себе министра. На этот пост магараджа решил назначить того, кто сможет, идя по высокой стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, не пролить ни одной капли. Иного желающих пытались это сделать, но безуспешно. В пути их окликали, пугали выстрелами, они отвлекались и проливали молоко. “Это не министры”, - делал вывод магараджа. Но наконец, всё-таки нашелся человек, который сумел пронести кувшин с молоком и не пролить ни одной капли. Ни крики, ни стрельба ни прочие хитрости не могли отвлечь его от переполненного сосуда. Пройдя по стене, претендент на должность министра подошел к магарадже.

- Ты слышал крики? - спросил он его.

- Нет.

- Ты видел, как тебя пугали?

- Нет, я смотрел на молоко.

- Ты слышал выстрелы?

- Нет, повелитель, я смотрел на молоко.

- Это министр! - сказал магараджа.

Вот что такое настоящее внимание! – заключал К.С. Станиславский.[84] /Там же, С. 169./

 

Состояние творческого вдохновения - это результат работы предельно сосредоточенного внимания, когда все познавательные психические процессы пробуждаются и расцветают. Б.М. Теплов отмечал, что “Психологическая природа творческого вдохновения теснейшим образом связана с проблемой внимания, поэтому в психологическом анализе личности музыканта особенности внимания занимают важное место”.[85] / Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 45./ Сказанное, разумеется относится не только к работе музыканта, но и любого другого артиста.

Концентрация внимания на каком-либо объекте сродни медитативному погружению, вводящему человека в измененное состояние сознания, которое необходимо для высших творческих достижений. Поэтому человек, не умеющий концентрировать внимание, испытывает трудности при медитации, но если нет навыков погружения в медитативное состояние, то не может быть и хорошего творческого результата.

В зависимости от силы нервной системы способность к удержанию внимания на одном объекте сильно варьируется. Лица с сильной нервной системой, обладающие высокой выносливостью нервных клеток, могут без особого труда выдерживать длительное состояние напряженного внимания, как это, например, имеет место при сольном концертном выступлении вокалиста, пианиста или скрипача.

Побочные раздражители для лиц со слабой нервной системой являются мешающим фактором, нарушающим творческий процесс. Но для лиц с сильной нервной системой помехи являются дополнительным стимулом для повышения внимания к основному виду деятельности. Например, Моцарт мог спокойно сочинять музыку, находясь в комнате в присутствии многих людей и посторонних звуков. Этого совершенно не мог выносить русский композитор М. Балакирев, которому для наступления творческого состояния всегда что-то мешало. Это было связано с тем, что, Балакирев, скорее всего, принадлежал к слабому типу нервной системы.

Для лиц со слабой нервной системой длительно удерживать внимание на одном объекте представляет большую трудность. К тому же побочные раздражители сильно отвлекают их и ведут к ухудшению деятельности. Но способность быть внимательным может быть развита как в повседневных репетиционных занятий, так и в процессе специальных упражнений, о которых речь пойдёт ниже.

Психологи говорят о непроизвольном внимании и произвольном, о его узости и широте, объеме, переключаемости и распределении. Говорят так же и постпроизвольном внимании, когда после первоначального включения волевого усилия дальнейшая деятельность протекает легко и свободно. Хорошее управление своим вниманием - драгоценное составляющее таланта любого художника- профессионала, которое надо всячески развивать.

Непроизвольное внимание возникает в ответ на любой необычный раздражитель, выводящий человека из состояния равновесия - сильный звук, яркий свет, непривычный вкус, сильная боль. На все это мы реагируем непроизвольно, сами того не желая - поворачиваем голову, жмуримся, вскрикиваем. В случае непроизвольного внимания не сам человек управляет раздражителем, а им самим управляет раздражитель. Как только такой внешний раздражитель исчезает, то и внимание к нему исчезает. Таково внимание детей и младших школьников, внимание которых очень неустойчиво, и которые из-за этого очень легко отвлекаются по каждому пустяку.

При непроизвольном внимании в его поле попадает только то, что воспринимается само собой, без особых внутренних психических усилий.

При произвольном внимании человек видит, слышит и замечает гораздо больше того, что может дать непроизвольное внимание. Поэтому непроизвольное внимание не годится для профессиональной деятельности.

В отличии от непроизвольного внимания произвольное характеризуется тем, что оно:

- целенаправленно, то есть зависит от задач, которые человек сам себе поставил;

- оно специально организовано, то есть задолго до выполнения деятельности человек готовится быть внимательным,

- оно гораздо более устойчиво;

- включает в себя большой объем предметов и явлений, который может схватываться одновременно.

Интенсивное внимание вызывает большую трату нервной энергии, что ведет к быстрой истощаемости нервных клеток, которые впадают в состояние торможения, что проявляется в появлении сонливости и отвлечением внимания на побочные раздражители.

Напряженность внимания может быть снижена за счет автоматизации исполнительских действий. В ходе упражнения и тренировки организм научается воспринимать отдельные элементы сложных движений не изолированно, а группируя их по целым комплексам. Например, начинающему обучаться на рояле для того, чтобы сыграть гамму из семи нот требуется сделать семь движений. У научившегося играть гамму она исполняется как одно целое движение. Такая автоматизация движений значительно расширяет объем внимания.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.