Здавалка
Главная | Обратная связь

Преимущества хорошего внимания



Развитое управлением вниманием позволяет быстро переключаться с одного с объекта на другой, а внутри одного вида деятельности распределяться между несколькими компонентами деятельности.

Так, например, актеру необходимо помнить и говорить по ходу роли свой текст, следить за тем, что говорит его партнер, улавливать реакцию зала и в соответствии со всем этим вносить изменения в свои действия. При этом его не должны отвлекать и не должны мешать посторонние звуки из зала, плохой свет или неудобный костюм.

Писателю произвольное внимание необходимо для полного вживания в мир изображаемых им героев, для наиболее точного воспроизведения достоверных деталей описываемой ситуации, для появления той остроты художественной мысли, которая убеждает и заставляет верить в его творчество.

Дирижеру оперного оркестра необходимо распределять внимание между партитурой, характером звучания всего оркестра, отдельных его групп, показывать вступление хору и солистам и устанавливать необходимый баланс силы звука между ними.

Танцовщику необходимо уметь распределять внимание между своими движениями и движениями других танцоров, в то же время четко представлять выполнение сложного пируэта, следить за характером и ритмом музыкального сопровождения.

Отметим, что внимание особенно важно для тех артистов, которые задействованы в публичных выступлениях, особенно в сольных. Это в первую очередь вокалисты, музыканты-исполнители, чтецы, артисты цирка. Полная сосредоточенность на выполняемом действии - залог успешности выступления. При этом:

- исполнение с его технической стороны отличается большой точностью движений, хорошей дикцией, чистотой интонации.

- эмоциональная сфера находится в “ разогретом”, но не в “перегретом” состоянии, что обеспечивает хорошее включение наработанных ранее навыков,

- психо-эмоциональная сфера в ситуации публичного выступления отличается большой помехоустойчивостью.

- большой объем внимания позволяет хорошо держать в сознании всю программу выступления, а не только отдельного номера.

В случае плохой подготовленности к выступлению, в котором можно ожидать много погрешностей, внимание характеризуется следующими показателями:

- оно легко отвлекается на посторонние раздражители;

- в исполнении имеются трудности перехода с одного типа движения или интонации на другой;

- актеру трудно следить за действиями партнеров по сцене;

- солисту-инструменталисту или вокалисту - переключаться с исполнения одного произведения на другое;

- возникает перехлест эмоций, который отключает контроль за техническим качеством исполнения.

Несовершенство внимания приводит к такому опасному в профессиональном отношении греху, как дилетантизм, под которым понимается исполнение эмоционально выразительное, но со множеством технических погрешностей.

Дилетантизм бывает не только в искусстве, но и в науке. Про ученых-дилетантов Гёте писал, что они “сделав всё для них возможное, обычно говорят в своё оправдание, что работа еще не закончена. Впрочем, она и не может быть закончена, потому что никогда не была как следует начата...”[86] /И.-В.Гёте. Статьи и мысли об искусстве. М., 1936. С.336

Знаменитый английский просветитель Честерфилд в одном из своих писем писал своему сыну: "Человек, который не способен овладеть своим вниманием и направить его на нужный предмет, изгнав на время все остальные мысли, или который просто не дает себе труда об этом позаботиться, не годен на для дела, ни для удовольствия. Если где-нибудь на балу, за ужином, в веселой компании человек принялся бы решать в уме геометрическую задачу, он оказался бы очень неинтересным собеседником и представлял бы собою в обществе жалкое зрелище. А если в часы, посвященные геометрии, мысли его клонились бы к менуэту, то, думается, математик бы из него вышел бы неважный. День велик, и его хватит на все, если одновременно ты бываешь занят чем-то одним, и вместе с тем целого года тебе ни на что не хватит, если ты будешь делать два дела сразу".[87] /Честерфилд . М., 1993, С. 31-32/

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.