Здавалка
Главная | Обратная связь

Внимание и контроль



Хорошее внимание развивается из умения контролировать свои действия. В основе контроля лежит идеальный образ желаемого результата, “потребного будущего” как любил выражаться известный русский физиолог П.К. Анохин. С этим образом человек соотносит свои реальные действия, сравнивая и находя различия между тем, что есть и тем, что должно быть. Такова сущность контроля при внимании.

Контроль представляет собой систему действий, лежащих в основе произвольного внимания. Умение контролировать свои действия, согласно учению П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности, развивается поэтапно. Сначала контроль направляется на основное действие и следует за ним как сопоставление фактического действия в образом “желаемого будущего”, имеющегося в сознании. Затем контроль начинает сближаться с основным действием и на определенном этапе практическим выполняется одновременно с ним. И, наконец, контроль начинает опережать реальное действие. Это и есть хорошее внимание.

Например Ференц Лист блестяще читал с листа, то есть, мог хорошо исполнять незнакомое произведение по нотам так, как будто он его основательно выучил. Секрет такого мастерства заключался в том, что Лист во время исполнения мог смотреть в нотный текст на восемь тактов вперед и в его сознании в тот момент предвосхищающим образом уже формировались нужные движения.

Не всякий контроль является вниманием, - писал П.Я. Гальперин. Пока контроль выполняется как развернутое действие, он сам требует внимания. Но контроль становится вниманием тогда, когда достигает уровня идеального сокращенного и автоматизированного действия. Внимание, идущее впереди действия, становится автоматизированным действием контроля.

 

Развитие внимания

Михаил Чехов, говоря о развитии внимания, советовал молодым актерам выполнять четыре основные действия, составляющие суть процесса внимания. Он говорил им: держите предмет, притягивайте его к себе, устремляйтесь к нему, проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним.[88] /Чехов М. Путь актера., М., 2003. С. 352/

Но сплошь и рядом начинающие артисты - музыканты, актеры пытаются постичь секреты исполнительского искусства без должного внимания. Невнимательный ученик, пианист или скрипач, могут играть положенные экзерциссы, но мысли его в этот момент могут блуждать где-нибудь в другом месте. Пальцы будут проигрывать нужные пассажи, но всё это представляет только видимость работы, формальное желание за инструментом положенное количество часов. Посторонние мысли, как правило, ведут за собой лишние и неточные движения, которые, закрепляясь при повторении, образуют неряшливую игру, не имеющую никакой художественной ценности.

Художник может рисовать пейзаж, но его мысли могут быть заняты бытовыми переживаниями. Картина в результате рассеянности может оказаться мало выразительной.

Причины невнимательности вполне понятны. Сосредоточенное и четко сконцентрированное на задачу внимание представляет собой тяжелый умственный труд, быстро истощающий нервные клетки головного мозга, в результате чего них возникают тормозные процессы, ведущие к ошибкам. Для того, чтобы этого не происходило, необходимо вовремя прекращать занятия, до наступления бесчувственного утомления.

Непременное условие внимательности в работе артиста любой специализации - постановка четкой цели. К.С. Станиславский в своей работе со студийцами предлагал им использовать формулы сосредоточения внимания: “Я хочу, я добиваюсь”. Например, “Хочу запомнить наизусть к концу занятий через один час данный фрагмент”, “Хочу добиться ровности нот в данном пассаже”. Увлекательная, меткая и посильная задача, - говорил К.С. Станиславский, преображает актерское действие. Оно захватывает и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, им память, и воображение. Поэтому полное сосредоточение на исполняемом произведении оказывается столько необходимым.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.