Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие внимание в йоге



Интересные методы развития внимания были разработаны в практике йоги. Известно, что К.С.Станиславский при разработке своей системы широко использовала йогические упражнения для развития у своих студийцев навыков сосредоточенного внимания.

“Йога Сутра” - труд древнеиндийского мудреца по имени Патанджали, который написал её во втором веке до нашей эры. Книга представляет собой путь достижения гармоничного и просветленного состояния души, состоящего из восьми ступеней. Шестая ступень этого пути представляет собой упражнения в сосредоточении и концентрации внимания - Дхарана, а упражнения в созерцании и медитации - Дхиана.

В задачи Дхараны входит научение удержанию мыслей на одном предмете, реальном или воображаемом. Для этого необходимо достичь спокойствие тела, дыхания и сознания. Внимание должно концентрироваться не на внешней форме предмета, а на его внутренней сущности. Эта ступень считается достигнутой, если удается удерживать внимание на избранном объекте не менее 12 секунд. При этом не должно возникнуть ни одной посторонней мысли, ни одного сигнала от внешних анализаторов и внутренних органов.

Дхиана предполагает длительное созерцание объекта. Дахарана. то есть простое сосредоточение переходит в Дхиану, то есть в медитацию, если удается удерживать внимание в течении 12 Дхаран. т . е. 144 секунды.

Принципы развития и управления вниманием, предложенные в индийской йоге, впоследствии нашли широкое применение в системе аутогенной тренировки, предложенной немецких врачом Иоганном Шульцем для профилактики и лечения разного рода неврозов.

Аутогенной тренинг, предложенный И. Шульцем, состоит их двух ступеней. На первой ступени человек осваивает и развивает навыки произвольного вызывания у себя ощущений тепла, тяжести в конечности, урежения ритма сердечных сокращений, прохлады в области лба, благодаря чему он погружается в приятно состояние мышечной релаксации. В этом состоянии можно эффективно отдыхать, заниматься самовоспитанием.

Вторая ступень АТ, нацеленная на духовное развитие личности и развитие творческого потенциала, включает в себя несколько психофизических упражнений, основанных на концентрации внимания.

1. Произвольное представление на экране внутреннего взора различных цветов - синего, красного, желтого, зеленого.

2. Связывание представленного цвета с определенными ощущениями. Так, красные и желтые цвета вызывают ощущения тепла, голубой - прохлады в области лба, фиолетовый - ощущение таинственности и загадочности, коричневый - беспокойства и подавленности.

3. Вызывание в сознании образов различных предметов и удержание этих образов столько, сколько нужно.

4. Концентрация внимание на абстрактных понятиях, таких, как “Свобода”, “Счастье”, “Рабство”. Первое понятие может связаться с такими ассоциациями, и образами, как полет, парение, подъём духовных сил. Последнее - с такими, как пещера и придавленность грудой камней.

5. Концентрация внимания на ощущениях высшей полноты жизни, аналогичных тем. о которых говорил американский психолог А. Маслоу как о пиковых переживаниях”,/peak experience/. Можно представить себя на корабле, борющегося со штормом, или на вершине горы после трудного восхождения, или ощущение восторга при восприятии прекрасного произведения искусства. В обычной жизни люди испытывают подобные переживания редко, случайно и спонтанно. Между тем практика подобного медитативного тренинга позволяет это делать сознательно и регулярно.

6. Сосредоточение внимание на образах других людей. Сначала это делается по отношению к людям, не представляющих большого эмоционального значения для упражняющегося. Затем вызываются образы эмоционально значимых людей. В состоянии медитации возможно их лучшее понимания, предвидение их поступков и выработка по отношению к ним наиболее правильной техники поведения.

7. Пробуждение в человеке своего внутреннего мудреца, у которого можно спросить: “Как мне лучше поступить в данной ситуации?” или “В чем смысл моей жизни?”.

В традициях восточной философии считается, что в этом состоянии человек может подключаться к информационному полю Человечества ( ноосфере по Вернадскому) и получать из него все необходимые сведения о том, как ему поступить в той или иной ситуации. Более реалистическое объяснение связано с обращением к опыту интуитивного мышления.

8. Вызывание переживания слияния своего Я со всем окружающим миром, достижение ощущения психофизического единства и неразрывной связи с Космосом.

Из всего сказанного выше мы можем заключить, что внимание к развитию своего внимания является важной задачей каждого человека, который решил посвятить свою жизнь художественному творчеству.

 

Вопросы для повторения

1. Опишите основные характеристики произвольного, непроизвольного и постпроизвольного внимания.

2. Почему нельзя достичь профессионального мастерства на основе непроизвольного внимания?

3. Как соотносятся между собой внимание и контроль?

4. Перечислите приемы и методы развития внимания и повышения его концентрации.

Рекомендуемая литература

1. Воронин А.Н. Методики диагностики свойств внимания // Методы психол. диагностики. Вып. 1. М., 1993

2. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 1976. С. 184—220.

3. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1997. № 1. С. 57–61

4. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3. C. 74–90.

5. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М., - Л. 1969.

6. Коган Г. У врат мастерства. М.. 1961.

7. Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника. Методическое пособие. М.2004.

8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М, 1951.

***

2. Ощущения

Ощущения представляют собой психический познавательный процесс, в котором отражаются отдельные свойства предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Возможность ощущать и воспринимать окружающий мир на основе органов чувств - огромное благо и счастье для человека, которое, к сожалению, многие обычные люди часто не ценят и не замечают.

Артисты и художники, писатели и музыканты, отличаясь повышенной чувствительностью и восприимчивостью, компенсируют эту невнимательность обыкновенных людей через краски, звуки музыки и речи, позы и движения. Благодаря произведениям художественного творчества обычные люди в процессе общения с искусством получают возможность развивать свои органы чувств и становиться более внимательными, более чуткими, более тонко ощущающими, и в конце концов - более человечными.

Важными свойствами ощущений является их модальность. Это то, чем одно ощущение может отличаться от другого. Так, музыкальные ощущения могут отличаться друг друга по высоте звука, по его силе и тембру. Зрительные ощущения - по их цвету, яркости и форме. Тактильные - по их температуре, гладкости и шероховатости.

Значение ощущений для полноценной жизни становится более понятным, когда мы знакомимся с экспериментами по сенсорной депривации. Так называется состояние человека, лишенного притока каких бы то ни было внешних впечатлений. Для этого испытуемого помещают в звуконепроницаемую камеру, одевая при этом в специальную одежду, снимающую тактильную чувствительность, а на глаза - матовые очки. После этого его помещали в ванну с соляным раствором, так что испытуемый не чувствовал тяжести собственного тела. Находясь в таком положении человек сначала быстро засыпает, а затем через некоторое время становится тревожным, у него появляются разного рода галлюцинации, что говорит о том, что мозг, спасая себя, начинает сам продуцировать необходимые ему ощущения.

В психологии различают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и кинестетические ощущения. Мы воспринимаем их благодаря органам чувств, в которые входят зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Существуют так же и пространственные ощущения, которые мы ощущаем благодаря вестибулярному аппарату и мускульным напряжениям.

В целом для художественного творчества наиболее важными оказываются зрительные и слуховые ощущения. Но в зависимости от профиля художественной деятельности для каждого артиста и художника существенными оказываются разные виды ощущений.

Для профессии музыканта это - слуховые и двигательные ощущения, для художника - зрительные и пространственные, для актера - зрительные и слуховые, для скульптора – осязательные и пространственные, для танцовщика – двигательные, ритмические и пространственные, для режиссера - пространственные, звуковые и зрительные.

Все эти ощущения поддаются тренировке и развитию в процессе специальных упражнений и профессиональной деятельности.

В результате этого:

- у музыкантов развивается острота слуха, и они могут в звучании всего оркестра слышать каждый инструмент;

- у художников повышается зоркость глаз, в результате чего они научаются различать огромное количество оттенков цвета,

- у танцоров - координация движений, гибкость и физическая выносливость.

Кроме этого в профессиональной художественной деятельности появляются так называемы сенсорные синтезы, основанные на тесном взаимодействии различных видов ощущений. Так, у актера появляется связь ощущения переживаемого чувства с интонациями голоса, у музыканта - переживаемого образа с движениями рук и пальцев, у танцовщика - связь между звучанием музыки и пластикой тела, необходимой длинной прыжка и напряжениями мускулов.

Профессионализм характеризуется тонкой дифференциацией в работе одного и того же анализатора. Так, у музыкантов в области слуховых ощущений можно найти такие разновидности слуха, как:

- звуковысотного;

- мелодического;

- гармонического;

- полифонического;

- тембро-динамического;

- фактурного;

- внутреннего;

- метроритмического.

У художников развиваются такие разновидности зрительных ощущений, как:

- пространственные;

- цветовые;

- световые;

- композиционные;

- фактурные;

У танцоров это будут такие ощущения, как:

- пространства,

- ритма

- легкости;

- тяжести;

- гибкости;

- свободы;

- полетности;

- скованности;

- пластичности;

- выразительности;

- энергичности;

- слабости и т.д.

 

 

Важными закономерностями ощущений являются такие их свойства, как адаптация, сенсибилизация и синестезия. Все они так или иначе проявляются в процессе художественного творчества.

Адаптация - проявление привыкания к раздражителю. После периода адаптации мы либо перестаем ощущать внешние раздражители, либо наоборот, становимся особенно чувствительными к ним. Попав в комнату с неприятным запахом, через некоторое время, если запах не очень сильный, мы перестаем его замечать. Мы привыкаем носить очки или сережки и перестаем ощущать их вес, хотя вначале нам могло быть несколько неудобно. Попав из темной комнаты на улицу, залитую ярким солнечным светом, мы должны привыкнуть к нему, после чего мы сможем нормально видеть и различать окружающие предметы. В этом случае чувствительность глаза понижается и говорят о негативной адаптации. Если же мы попадаем с улицы в темную комнату, то сначала мы ничего не видим и начинаем различать предметы через какое-то время. В этом случае происходит повышение чувствительности зрительного анализатора и говорят о позитивной адаптации.

Слушая долгое время громкую музыку, мы становимся малочувствительными к тонким градациям в изменении силы звука на piano и mezzo-forte. Пробыв долгое время в тишине, мы даже звук средней силы воспринимаем как громкий. Шопен, по воспоминаниям современников, никогда не играл очень громко. Но он достигал ощущения мощи звука за счет того, что мастерски владел игрой в градациях piano и pianissimo.

В актерской среде говорят об адаптации к новой роли или к новому костюму и к новым партнерам. Музыканты и певцы, выступающие в новом концертном зале, говорят о необходимости привыкания к нему, то есть, адаптации к новой акустике или к новому музыкальному инструменту. Танцовщикам оказывается необходимым определенное время для привыкания к пространству новой сцены.

Адаптация может иметь и негативные стороны. Так, актер или певец могут привыкнуть к форсированию звука и не замечать этого до тех пор, пока голос “не сядет”. Художник может привыкнуть к неправильному наложению красок или ведению линии и может этого не замечать, пока кто-то из посторонних коллег или учителей не укажет ему на явные промахи. Так было в конце жизни у Репина, когда он стал хуже видеть и различать цвета. В его картинах стала неоправданно преобладать фиолетовая гамма.

Сенсибилизацией называют повышение чувствительности одно анализатора в процессе его взаимодействию с другим, или же при отключении какого-либо анализатора. Мы больше получаем удовольствие от просмотра в кино батальных сцен, когда они сопровождаются соответствующей музыкой.

Музыка балета в свою очередь понравится нам больше, если мы будем воспринимать её вместе с органичными движениями танцовщиков, потому что к слуховым ощущениям будут добавляться зрительные. Поэтому балетная музыка, услышанная в театральном спектакле, произведет больше впечатления, чем та же музыка, услышанная по радио. Поэтому музыкант может лучше почувствовать характер пьесы, если попробует попытаться выразить её настроение в движениях танца или в красках, а актер начнет более выразительно играть свою роль, если послушает соответствующую её характеру музыку.

У людей, потерявших зрения или слух, сенсибилизация проявляется в компенсаторном развитии оставшихся анализаторов. Так, у слепых людей обостряется слух и тактильная чувствительность. У людей, потерявших слух обостряется зрительная чувствительность. Многие глухие люди развивают у себя способность узнавать то, о чем говорит их собеседник, по незначительным движениям губ. Говоря другими словами, они могут читать по губам.

Особое значение в художественном творчестве надо отдать закономерностям синестезии. Об этой способности говорят, когда под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора. Этот тот самый случай, когда для передачи ощущений мы используем выражения, типа “тонкий вкус”, “кричащий цвет”, “сладкий звук”. Обладание развитыми чувственными ощущениями значительно расширяет пространственные возможности любого вида художественного творчества.

У музыкантов способность к синестезии проявляется в таком оригинальном явлении, как цветной слух, когда определенные тональности начинаются связываться в сознании с конкретным цветом. Так, например композитор А.Н. Скрябин написал симфонию “Прометей” в партитуре которой имеется специальная строка, на которая записана цветовая гамма звучания того или иного аккорда. При исполнении симфонии концертный зал, по его представлениям, должен был освещаться волнами красного, синего, зеленого и других цветов.

При помощи изменения тембра голоса опытные вокалисты воздействуя на слух, вызывают у слушателей ощущения различных цветов. Вот что об этом писал знаменитый итальянский баритон Титта Руффо в книге “Парабола моей жизни»: “Я стремился создать при помощи специфической фокальной техники подлинную палитру колоритов. При помощи определенных изменений я создавал звук голоса белый; затем, затемняя его звуком более насыщенным. я доводил его до колорита, который называл синим; усиливая тот же звук и округляя его, я стремился к колориту, который называл красным; затем к черному, т.е. максимально темному”.[89] /Руффо Т. Парабола моей жизни. М., 1966. с. 302/

Интересную связь между вкусовыми ощущениями и чувствами отразил в одном из своих стихотворений уже цитированный нами писатель и поэт Вл. Солоухин.

Какого вкуса чувства наши -

И скорбь, и лютая тоска?

И впрямь горька страданий чаша?

Любовь и впрямь, как мёд, сладка?

Горчинка легкая в стакане

У грусти явственно слышна.

Живая соль на свежей ране

Когда обида солона.

Среди страстей. среди боренья

Я различить тотчас берусь

И резко-кислый вкус презренья,

И кисловатый скуки вкус.

Под вечер горькая услада,

И на просвет почти черно

Вино дождя и листопада,

Печали терпкое вино.

Но все оттенки бред и бренность,,

И ничего не слышит рот,

Когда стоградусная ревность

Стаканом спирта оплеснет.

Всё так. И пусть. И горечь тоже.

Приемлю мёд, приемлю соль.

От одного меня, о Боже,

По милосердию уволь:

Когда ни вьюги и ни лета,

Когда ни ночи и ни дня,

Когда ни вкус и ни цвета,

Когда ни льда и ни огня!

 

Последнее четверостишие, как мы теперь знаем, есть выражение опасения автора по поводу попадания в ситуацию сенсорной депривации, о которой речь шла выше.

У художников явлении синестезии можно наблюдать при написании ими предметов, имеющих характерные свойства. Например, при передаче поверхности мягкой ткани, шероховатого камня, гладкого зеркала художники стараются вызвать в своих пальцах и ладонях соответствующие тактильные ощущения.

Ярким примером художников, у которых синестезия была развита очень сильно, был литовский композитор и художник Чюрленис и российский художник-абстракционист Василий Кандинский. Однажды, слушая музыку Вагнера из вступления к опере «Лоэнгрин», он увидел перед собой картину московского вечера. Свои переживания он описал следующим образом: «Солнце растворяется над Москвой пятном, заставляющим вибрировать струны души…. Розовые, желтые, белые, голубые, фисташково-зеленые, пылающие красные дома, глубокое тремоло деревьев, тысячеголосая песня снега, аллегро голых ветвей, упругое красное кольцо кремлевских стена, а наверху, подобно хоралу, возвышается длинная, изящная стрела колокольни Ивана Великого. Я полагаю, что написать эту симфонию было величайшим счастьем для любого художника».[90] /ж.Художественная галерея, № 29, 2005.с. 21/

Репин, когда писал свою знаменитую картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», признавался: «Голова идёт кругом от их гама и шуму».

У скульпторов тактильные ощущения связаны со зрительными образами, благодаря которым они могут вылепить то, что находится в их воображении. Так слепая скульптору Ольга Скороходова могла создавать свои скульптуры.

Развитие ощущений

У каждого человека ощущения, как показывают простые житейские наблюдения, бывают развиты в разной степени. В практике нейро-лингвистического программирования было выявлено, что люди делятся:

- на визуалистов, у которых сильнее всего развиты зрительные ощущения. Такие люди предпочитают зрительное восприятия мира, говоря при решении какой-либо проблемы, что «это надо рассмотреть с разных сторон» или « я вижу эту цель весьма смутно».

- на аудистов, у которых сильнее всего развито слуховые ощущения. Они воспринимают мир «на слух», говоря в разных ситуациях: «это звучит как-то странно», или «в этом вопросе слышится фальшь»

- на кинестетиков, которые воспринимают мир на основе тактильных ощущений. В их словаре частыми являются такие слова и выражения, как: «на меня эта проблема давит» или «в этом решении и много шероховатостей».

Каждому артисту и художнику надо хорошо знать свою природную ведущую сенсорную систему, развивать в первую очередь именно её и специализироваться в ней. Визуалисту надо быть художником, а аудисту – музыкантом. Если же выбранная специализация окажется не соответствующей природному типу, то при получении профессии могут возникать нежелательные трудности.

Для определения ведущей сенсорной системы в практике НЛП практикуется изучение движения глаз при задании вспомнить какую-либо ситуацию из детства. У визуалистов глаза при этом будут двигаться вверх, у аудистов – по сторонам, у кинестетиков они будут двигаться вниз.

Обладание развитой способностью к разнообразным ощущениям - очень важное профессиональное качество, хорошо помогающее в творческом процессе. Любые способности, в том числе и способности к тонким ощущениям, как неопровержимо доказано современной психологией, могут быть развиты в соответствующей деятельности. Включение в соответствующую деятельность присутствует в каждом виде профессиональной художественной подготовки.

Так, у музыкантов для развития слуховых ощущений используются такие приемы развития слуха, как:

- написание музыкальных диктантов;

- сольфеджирование, т. е. пение мелодии по нотам с их называнием.

- определение в звучании оркестра отдельных групп инструментов;

- подбор на музыкальном инструменте мелодии по слуху и аккомпанемента к ним.

Для развития музыкальной синестезии можно применять такие упражнения, как описание отдельных нот, интервалов и аккордов словами, используемых для описания вкусовых, тактильных и обонятельных ощущений. Например, “кислый” звук, или «шершавая гармония», или аккорд, “благоухающий ароматами роз”.

У художников для развития тонкости зрительных ощущений можно использовать такие приемы, как:

- разбивка одного цвета на несколько составляющих, которые образуют постепенный переход, например, от темного синего цвета до светло - голубого. 25-30 оттенков одного и того же цвета является хорошим результатом.

- определение пропорций составляющих простых цветов в сложных смешениях цветов.

- сравнение нескольких разных по длине линий, кругов и овалов, отличающихся друг от друга все меньшими параметрами.

У танцоров двигательные и мускульные ощущения могут быть развиты в следующих упражнениях:

- в процессе статических упражнений на растяжки и прогибы;

- в создании скульптурных композиций, выражающих определенное настроение;

- в процессе подчинения своих движений ритму музыку;

- в процессе хореографического выражения эмоционального содержания музыкальных произведений и художественных картин;

- в процессе импровизации танца на заданный образ или музыкальную тему.

- в процессе выполнения упражнения «Стоп» и фиксации мышечных групп, участвующих в создании позы.

 

Вопросы для повторения

1. Какими модальностями определяются зрительные, слуховые и тактильные ощущения?

2. Приведите пример сенсибилизации в художественном творчестве.

3. Приведите примеры синестезии в художественной практике.

4. Опишите методы развития ощущения в различных видах искусства.

5. Какие способы развития своих ощущений вы практикуете в своей собственной практике?

 

Рекомендуемая литература

1.Запорожец А. В., Зинченко В. П. Восприятие. Движение. Действие // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982. С. 50—80

2.Плужников М., Рязанцев С. Среди запахов и звуков. М., 1991.

3.Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1984.

4.Собчик Л.Н. Цветовой тест Макса Люшера. М.. 1996.

Восприятие

Если ощущения представляют собой отражение отдельных свойств предметов при непосредственном контакте с ним, то в восприятии отражаются все свойства предмета Поэтому мы воспринимаем яблоко не как красный или желтый шар, который можно разрезать и попробовать на вкус, но как нечто целое, что мы и называем яблоком.

Важнейшими свойствами восприятия являются: предметность, осмысленность, целостность, структурность, константность. Все эти понятия обозначают, что когда мы что-то воспринимаем, мы можем:

- отнести это к определенному классу предметов;

- понять назначение данного предмета / вот стол, на нем едят/;

- усвоить, что каждый предмет имеет свою определенную структуру /стол отличается от стула своей структурой/;

- константность восприятия будет заключаться в том, что очень маленький или очень большой стол, несмотря на то, что площадь проекции на сетчатке глаза будет сильно отличаться, воспринимать мы будет всё тот же стол. Поэтому мы узнаем одну и ту же мелодию, будь она сыграна на контрабасе или флейте.

Так же, как и ощущения, восприятие делятся на слуховые, зрительные, вкусовые, тактильные и обонятельные. Так же, как и внимание восприятие бывает произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное восприятие осуществляется как бы само собой, без специальных усилий. Произвольное, или преднамеренное восприятие - специально организовано, целенаправлено и развивается в процессе специально организованной деятельности. Поэтому глаз художника видит гораздо больше и точнее глаза обычного человека, а слух музыканта улавливает гораздо больше оттенков звуков, чем слух простого человека.

Подобные способности развиваются в ходе эстетического и художественного воспитания и организуется специальными педагогическими средствами

В зависимости от того, как художник видит окружающий мир, так он его потом и воспроизводит. Именно своей непохожестью в восприятии мира и интересен своим почитателям художник, дающий иное видение и переживание мира. Знакомство публики с иным взглядом на мир, который предлагает ей артист в своём художественном творчестве, расширяет её духовные возможности и открывает новые горизонты для духовного роста, что всегда переживается как величайшее благо.

Важной характеристикой восприятия является его избирательность, которая зависит как от свойств личности, так и от профессиональных интересов человека.

Так, при встрече с другими людьми подозрительный человек будет воспринимать в другом какой-либо подвох, великодушный - положительные качества. Хореограф будет обращать внимание на осанку и координацию движений, художник будет смотреть на выражение глаз и форму лица. Голодный будет воспринимать окружающие запахи иначе, чем сытый.

Еще И.П. Павлов делил людей в зависимости от преобладания в их деятельности первой или второй сигнальной системы на “мыслителей” и “художников”. У мыслителей преобладала вторая сигнальная система и их преимущество - в рациональном описании и объяснении мира. У художников преобладает первая сигнальная система и их сильная сторона - способность к образному отражению мира в форме произведения искусства.

Очень интересными в области общей психологии оказались эксперименты по изучению установки на восприятие или апперцепции. Под этим в психологии понимается особая готовность и предрасположенность человека предвосхищать и воспринимать события, которые его ожидают. Эта готовность во многом обуславливает характер и содержание воспринимаемого.

Задолго до того, как мы реально начинаем что-то воспринимать, в нашем сознании формируется некоторая модель того, что мы ожидаем услышать или увидеть. И очень часто большинство людей видит и слышит не то, что есть на самом деле, а то, что согласуется с их установкой, перцептивной гипотезой, или с апперцепцией.

В эксперименте известного американского психолога Джерома Брунера двум группам детей - одной - из богатых семей, а другой из бедных исследователь предлагал на глаз определять размеры различных монет. Для этого на экране диапроектора надо было менять диаметр светлого кружочка, придавая ему величину той монеты, о которой говорил экспериментатор. В результате выяснилось, что дети из бедных семей гораздо чаще по сравнению с детьми из богатых семей преувеличивали размер той монетки, о которой говорил экспериментатор. Этот факт Брунер объяснило тем, что дети из бедных семей постоянно озабочены мыслями о деньгах и поэтому для них небольшая монетка в 10 центов кажется очень большой. Поэтому они и преувеличивали её размер на экране диапроектора.

Другой американский психолог Джеймс Бэгби исследовал зависимость восприятия от того типа культуры, в которой вырос данный человек. Бэгби изготовил несколько пар диапозитивов для просмотра их через стереоскоп. С одной стороны изображения он помещал картинку. Хорошо знакомую большинству мексиканцев - бой быков, темноволосая девушка., мексиканский крестьянин. С другой стороны он помещал изображение объекта. Хорошо знакомого большинству американцев - игра в бейсбол, девушка-блондинка, американский фермер. Фотографии были похожи по форме, композиции, распределению света и теней. И хотя некоторые испытуемые заметили, что перед ними две разные картины, но в большинстве случаев американцы описывали свой родной сюжет, а мексиканцы - свой.[91] / См. об этом: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, с. 96/

Все эти эксперименты, как и многие другие показали, что восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира, в том числе и художественных произведений, зависит от ожиданий, установок и ценностных ориентаций человека, которые он приобретает в процессе своего жизненного опыта, общаясь с другими людьми. Наше восприятие редко бывает непосредственной реакцией на то, что мы видим и слышим. Между объектом и нашей реакцией на него находится своеобразный магический кристалл, который психологи называют как тезаурус. Этот тот магический кристалл, содержащий опыты нашей быстро текущей жизни, который по своему преломляет всё то, что мы воспринимаем.

Американский социальный психолог П. Фарнсуорт предлагал в разных группах испытуемых прослушать одно и то же музыкальное произведение Букстехуде, одного из современников Баха. Музыка этого композитора по стилю очень похожа на музыку Баха, и отличить её на слух может только очень опытный профессионал. Предлагая слушателям прослушать произведение Букстехуде, в одном случае П. Фарнсуорт приписывал авторство произведения Баху, а в другой раз, в другой аудитории - Букстехуде. Когда авторство приписывалось Баху, испытуемые давали произведению гораздо более высокую оценку и оно им нравилось больше. Слушатели хотели и ожидали получить художественное впечатление. И они получали то, что ожидали.

Даже то, на каком языке говорит человек, влияет на его восприятие. Именно поэтому для русского человека собака лает на звуки “гав-гав”, для немца она лает “вау-вау”, для англичанина - “бау-бау”, а для китайца - “ванг-ванг”. Наши русские кошки мяукают, а для жителей острова Тайвань они издают звук “инаго-инаго”. Для японца мышь пищит “суэ-чуэ”, в паровоз свистит так же.ю как на Руси гогочут гуси, т.е. “го-го-го”.

На основе этих закономерностей восприятия психологи разработали специальные тесты, которые представляют собой серии картинок двойственного содержания. Когда человека просят описать, что он видит на данной картинке, то сам того не замечая, он начинает рассказывать психологу о своих собственных мыслях и чувствах.

Когда автор этих строк показывали одну из таких картинок в обычной музыкальной школе, на которой был изображен мальчик со скрипкой, а в окно было видно, как мальчишки играют в футбол, то ребенок отвечал, как ему надоела скрипка, на которой его заставляют заниматься родители, и как бы он хотел бросить заниматься и бежать играть с ребятами в футбол. Когда же эта картинка показывалась в Центральной музыкальной школе, где учатся исключительно одаренные в музыкальном отношении дети, то ответы были иными. Дети отвечали, что этот мальчик очень любит музыку, что он хочет стать большим музыкантом и ничто, даже любимый футбол не сможет его заставить свернуть с дороги на пути к этой его цели. “пуская мои приятели играют в футбол, а я буду играть на скрипке”, - таков был ответ одного мальчика из этой школы на вопрос - может, он лучше пойдёт поиграет в футбол?

Часто эта особенность человеческого восприятия приводит к драматическим событиям. Так, в двух серийном фильме французского режиссера Анри Кайята «Супружеская жизнь» показана драматическая история любви одной семейной пары. Две серии фильма повествуют об одних и тех же событиях. Но в первой серии зритель смотрит на них глазами жены, а во второй на те же самые события - глазами ей мужа. Драматическое непонимание происходит из-за того, два человека по разному воспринимают и оценивают одни и те же события, исходя из своих разных перцептивных гипотез, что в конце концов и приводит эту пару к разводу.

Восприятие зависит и от той роли, которую в данный момент человек произвольно или непроизвольно выполняет. Так, в одном эксперименте группа девушек-студенток подвергалась небольшому электрошоку, причем одну группу попросили изображать, играть роль спокойствия, а других - страх. Болевая чувствительность и порог терпимости испытуемых измерялась одновременно объективно - на основе кожно-гальванической реакции и по самоотчетам. Оказалось, что девушки, которые изображали спокойствие, в самом деле легче переносили электрошок, чем контрольная группа, и особенно, чем те, которых просили изображать страх. [92]/ Кон И. Открытие Я. с. 92./

В свете этих экспериментов становится понятным, почему многие художники, создавая в своём сознании образы воображения и описывая различные ситуации, которые случаются с их героями, входя в их роль, испытывают те же самые чувства, что и их вымышленные герои.

Психологические механизмы, которые участвуют в восприятии и понимании другого человека, следующие:

1. Идентификация- Этот механизм основан на способности понимать другого человека через отождествление с ним.

2. Рефлексия - способность понять другого человека, через постановку себя на его место и размышляя за него;

3. Эмпатия - способность понимания другого человека путем эмоционального сопереживания и сочувствия.

4. Стереотипизация - восприятие и оценка другого человека путем распространения на него обобщенных характеристик какой-либо социальной группы. Например, священник должен быть набожным, а рыцарь - благородным и смелым. Профессор - непрактичным, а студент - веселым и находчивым.

Все эти психологические механизмы восприятия так или иные оказываются задействованными в процессе художественного творчества и поддаются развитию. Но каждый художник может пользоваться преимущественно каким-либо одним из выше названых приемов.

При наличии идентификации художник психологически сливается с героем своего произведения и смотрит на жизнь их глазами. При нередко герой косвенно повторяет собственную судьбу художника. Такое чаще всего встречается в лирико-драматических произведениях.

При использовании рефлексии художник может рассуждать за другого человека, но сопереживания внутреннему миру героев при этом часто отходят на второй план. Важным оказывается само действие, а не чувство. Рефлексивная сторона художественного произведения особенно отчетливо проявляет себя в детективах.

При использовании эмпатии художник может сочувствовать различным героям, а не только тем, с которыми он себя личностно идентифицирует. Такую способность великолепно демонстрирует Гоголь в своих “Мертвых душах”, последовательно вживаясь в образ Чичикова, Коробочки, Собакевича и других персонажей.

При использовании стереотипизации художник при описании своих героев награждает представителей различных социальных слоев теми типическими чертами, которые в общественном сознании сложились как наиболее характерные для них. Так, например, многие люди считают, что профессор должен быть близорук и рассеян, а “студент всегда остроумен, полон оптимизма и никогда не готов к экзамену, что англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают что о любви”.[93] /Социальная психология, М., 1975. с. 199./ Подобная стандартизация образов характерна для малохудожественных произведений искусства и рассчитана, как правило, на невзыскательный вкус.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.