Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы развития памяти



Прежде чем приступать к развитию своей памяти, полезно выявить, какой тип памяти вам свойственен. Для представителей художественного творчества наибольшее значение имеют такие виды памяти, как зрительная, слуховая, моторно-двигательная и эмоциональная. При этом для музыкантов наибольшее значение имеют слуховая и моторно-двигательная память, для художников – зрительная, а для актеров - моторно-двигательная им эмоциональная.

То, что «Повторение – мать учения, известно людям с давних времен. Поэтому не случайно метод повторения является наиболее традиционным и наиболее излюбленным способом заучивания материала многих поколений учащихся. Многократные повторения ведут к упрочению нервных следов в коре головного мозга и как следствие этого - ко все более полному воспроизведению материала без опоры на текст.

Повторное воспроизведение улучшает как понимание материала, так и его запоминание. Воспроизведение- непростой и трудный вид умственной деятельности, поэтому часто, выучив что-то и желая проверить себя, мы закрываем книгу или ноты. Но в случае затруднения припоминания возникает сильнейшее желание не напрягаться, в подсмотреть текст в книге. По этому поводу К.Д.Ушинский писал: «Упорное припоминание – есть труд и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывания часто оказывается леность вспомнить забытое, а от этого укореняется дурная привычка небрежного обращения со следами наших воспоминаний.»

Повторение бывает трех видов – целостное, частичное и комбинированное. При целостном повторении произведения повторяется целиком от начала до конца, при частичном оно повторяется по частям, и при комбинированном оно повторяется и по частям, и целостно. Наилучшим способом повторения, как показывает опыт, является комбинированный способ повторения, при котором сначала текст повторяется от начала до конца, затем выделяются и выучиваются трудные места, и затем материал вновь повторяется целиком.

Важно и распределение повторений. Количество из 20 повторений лучше распределять на 3-4 дня и каждый день делать их по 5-6 раз. Это лучше, чем все повторения сделать в один день. Память человека так устроена, что для перевода усвоенного из кратковременной памяти в долговременную требуется определенное количество времени. Мозг обладает способностью закреплять выученные материал на бессознательном уровне. Повторение через определенные промежутки времени положительно влияет на работу заучивания, осуществляемую мозгом. Но если промежутки становятся слишком большими, то процесс запоминания замедляется, так как требуются дополнительные усилия на восстановление разрушенных следов.

По возможности при заучивании повторение не должно быть механистичным. Каждый раз при повторении надо пытаться ставить перед собой новые задачи и открывать новые смысловые связи и новые образы. При этом надо помнить о так называемом эффекте края. Благодаря этому эффекту середина материала, подлежащего заучиванию, запоминается хуже, в то время как начало и конец текста помнятся лучше. Поэтому середине текста при заучивании надо уделять больше внимания.

Важно учитывать и то, что объем воспроизведения находится в обратном отношении к объёму заучиваемого. Говоря другими словами, чем более громоздким был материал для заучивания, тем меньший процент из него сохранится в памяти. Поэтому здесь важна дозировка материала. Наизусть лучше учить текст небольшими кусками, чем пытаться запомнить его весь сразу.

Однажды что-либо выученное в жизни потом уже никогда не сможет быть забыто так, как будто мы это никогда не учили. Под гипнозом человек может начать говорить на иностранном языке, который он учил много лет назад. Или в момент сильного волнения могут вспомниться строчки когда-то любимых, но впоследствии забытых стихов. Однако забывание может быть тем более глубоким, чем реже мы обращаемся к выученному материалу и чем менее он значим для нашей жизни.

Чтобы выученное надежнее закрепилось в памяти, надо учитывать закономерности проактивного и ретроактивного торможения.

При первом виде торможения материал не будет удерживаться в памяти, если заучиванием заниматься после какой-либо тяжелой работой – физической или умственной. Утомление от предыдущей работы будет препятствовать запоминанию новой информации.

При ретроактивном торможении вновь выученный материал будет стираться из памяти, если заняться тяжелой работой после заучивания. Короче говоря, ни перед заучиванием, ни после него нельзя давать мозгу и организму большую нагрузку, как физическую, так и умственную.

Неполадки с памятью могут возникать в случае возникновения запредельного торможения. Это бывает при слишком сильном сценическом волнении или переутомлении, когда происходит непроизвольное прерывание нервных следов в мозге, и человек не может осуществлять нормальную деятельность. Поэтому хорошее воспроизведение выученного при публичном выступлении оказывается тесно связанным с владением навыками саморегуляции и навыками приведения психики в оптимальное состояние, при котором умственная деятельность протекает без сбоев.

Выученный материал сохраняется в нашем мозге одновременно в двух формах – обобщенной и процессуальной. Говоря другими словами – как в виде сжатой структуры, так и в виде последовательно развертываемого процесса. Такой способ запоминания очень похож на тот, который имеет место в памяти компьютера.

Структурные представления, как показали исследования нашего отечественного психолога А.А. Смирнова, играют роль опорных пунктов при запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Поэтому для более прочного запоминания оказывается полезной чисто мнемическая мыслительная работа по запоминанию методом «прокручивания» его в быстром темпе по опорным точкам, что помогает психологическому процессу «свертывания» информации из процессуального вида в обобщенно-структурный.

Для развития музыкальной и слуховой памяти всемирно известный пианист Иосиф Гофман рекомендовал своим ученикам такой метод изучения и запоминания музыкального произведения:

· С текстом и без инструмента;

· С текстом и за инструментом;

· За инструментом и без текста;

· Без текста и без инструмента.

Последний прием и есть метод заучивания без опоры на внешний раздражитель.

Развитию музыкальной и слуховой памяти способствуют так же:

- постоянное выучивание наизусть новых прозаических, стихотворных и музыкальных произведений.

- подключение к процессе заучивание других анализаторов, например, ассоциирование заучиваемого материала с различными цветами, движениями, зрительными образами.

- активизация мотивации на личностную значимость и необходимость заучивания.

- представление в памяти голосов своих знакомых, звуков музыкальных инструментов, голосов птиц.

- подбирание по слуху на музыкальном инструменте различных мелодий.

Развитию зрительной памяти могут способствовать такие упражнения, как:

- взглянуть одновременно на несколько разных предметов, закрыть глаза и перечислить их по мысленному представлению;

- рисование по памяти знакомых людей или предметов;

- рисование по памяти картин известных художников и сравнение их с оригиналом.

- восстановление целостного образа человека или ситуации на основе одной детали с последующим рисованием. Например, восстановить образ боярыни Морозовой по одной её поднятой руке.

Для развития логической памяти выполнять:

- пересказ своим друзьям услышанных по радио и ТВ новостей.

- резюме из газетных публикаций.

- пересказ содержания детективов и просмотренных спектаклей и сериалов.

- воспроизведение перед сном порядка выполненных за день дел в прямом и обратном порядке.

Для развития эмоциональной памяти:

- взять в руки предмет, связанный с воспоминанием ранее прожитой ситуации и вспомнить с его помощью другие предметы из этой же ситуации. Многие люди для этих целей увозят с мест отдыха камешки, ракушки и другие сувениры. Вспомнить при этом следует зрительные образы, освещение, ощущения запахов и ощущения в теле. Принять позу и сделать несколько физических движений, которые были выполнены во воспоминаемой ситуации.

- передать линиями и красками средствами абстрактной живописи различные эмоции – печаль, приподнятость, состояние ожидания и др.

 

Вопросы для повторения

1. Назовите основные теорию, объясняющие природу памяти?

2. Какие существует приемы и правила запоминания?

3. При каких условиях выучиваемый материал запоминается особенно прочно?

 

Литература

  1. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. М., 1985.
  2. Блонский П. П. Память и мышление // Избр. пед. и психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1979.
  3. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  4. Заика Е. В. : Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся. Ж. Вопросы психологии, 1991, № 6.
  5. Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под общ. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979.
  6. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
  7. Ляудис В. Я. Психологические проблемы развития памяти // Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. М., 1990.
  8. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
  9. Флорес Ц. Память // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1973.

***

Мышление

Мышление представляет собой познавательный психический процесс, при помощи которого действительность отражается в обобщенной и опосредованной форме. В отличии от ощущений и восприятий мышление раскрывает такие связи и отношения в предмете, которые недоступны чувственному восприятию. Мы все знаем о существовании ультрафиолетовых лучей, но их невозможно увидеть. Мы знаем о существовании в природе ультразвука и инфразвука. Но их частотные характеристики лежат за пределами тех частот, которые могут быть восприняты нашим ухом и глазом. Все эти другие подобные знания человек получает при помощи мышления на основе особых мыслительных операций и специальных приборов, которые были сконструированы опять-таки с помощью мышления.

Мышление представляет собой беззвучную, то есть, свернутую речь. Для доказательства этой гипотезы американский психолог Л.Макс провел следующий эксперимент. Он взял группу глухонемых людей и надел на их пальцы электроды, чтобы посмотреть в каких случаях на их пальцах и руках появятся электрические токи. «Задачи на абстрактное мышление вызвали токи действия в руке у 84 процентов глухонемых и лишь у 31 процента испытуемых в контрольной группе. Когда глухонемые спали, сновидения также отмечались появлением этих токов в мускулах рук и пальцев. Исследователь обнаружил, что самые простые арифметически задачи решались без сопровождения токами действия»[97] / Шибутани Т. Социальная психология. М.. 1969. с.158./

Если у глухонемых процесс мышления сопровождается скрытыми токами в мышцах рук и пальцев, то у художников процессы мышления сопровождаются появлением зрительных и звуковых образов.

Отличие художественного мышления от научного заключается в том, что художник свои мысли передаёт в форме художественного образа, а ученый - в виде понятий и формул.

Источником для начала художественного мышления и творчества являются впечатления и знания об окружающей действительности. Впечатления – это личные переживания при встрече с жизненными обстоятельствами. Знания – это мысли других людей, изложенные устно или письменно. «Меня волнует всё, что происходит на белом свете, - писал про себя немецкий композитор Роберт Шуман, - политика, литература, люди. Обо всё этом я раздумываю на свой лад и затем всё это просится наружу, идет своего выхода в музыке». [98] ( Цит. по: Житомирский Д. Роберт Шуман. М., 1964, с. 210-211.)

Усвоение знаний, наработанных прошлыми поколениями людей в ходе общественно-исторического развития - обязательное условие становления художника-профессионала. Оно требует больших собственных усилий, потому что готовые системы понятий не могут переносится автоматическим из головы учителя в голову ученика, но предполагает работу мысли последнего. На начальных этапах развития мышления очень помогает думанье вслух, когда учащийся проговаривает вслух условия задачи и так же вслух намечает этапы ей решения. Такое думанье вслух мы можем встретить во многих театральных постановках – в пьесах Гоголя, Островского, Чехова. Систематическое рассуждение над различными проблемами в ходе обучения развивает мыслительные способности и делает человека более проницательным в отношении тех проблем, которые перед ним встают.

О важности размышления при создании художественного произведения Г.Гегель высказался следующим образом: «Без помощи размышления человек не может осознать того, что живет в нем. Одна лишь беззаботная, легко окрыленная фантазия никогда не создаёт подлинно ценного произведения искусства»… Создавая свое произведения, «художник должен призвать себе на помощь с одной стороны, бдительную рассудительность, с другой – глубокое душевное переживание, глубокое чувство». [99]/ Г.Гегель. Собр. Соч. М., 1958. т.1, с. 290./

В современной психологии разработаны классификации видов мышления на основе степени представленности в нем признаков различных видов мыслительной деятельности. Это:

1. Няглядно-действенное (предметное) мышление;

2. Наглядно – образное;

3. Теоретическое ( отвлеченное).

Практическая деятельность во всех её разнообразных видах всегда выступала началом для развития конкретного вида мыслительной деятельности, будь то сбор урожая или ритуальные танцы охотников. Желание сделать вещь или действие более успешным всегда приводит к необходимости размышления и поиску наиболее удачных вариантов движений и совершенных действий.

Ребенок демонстрирует наглядно-действенное мышление, когда разбирает игрушку или оперирует с разными предметами, щупая их и пробуя на вкус. Примерно так же действует музыкант-исполнитель, стараясь найти нужные ему исполнительские движения, или художник, который пытается найти наилучшее цветовое решение в своей картине, перебирая для этого различные сочетания красок.

Наглядно - образное мышление проявляется в том случае, года человек имеет дело не столько с предметами, сколько с их образами. Образ ведет за собой мысль. Это хорошо показал в своих опытах знаменитый французский психолог Жан Пиаже. Он установил, что понимание сохранения количества вещества в объекте в процессе изменения его формы составляет необходимое условие всякой рациональной деятельности. В его опытах детям в возрасте от 4 до 6 лет предлагали два одинаковых комочка пластилина. Затем на их глазах один из них раскатывали в колбаску и детей спрашивали, где пластилина больше. Они отвечали, что в колбаске пластилина больше.

Наглядно-образное мышление детей оказывается полностью подчиненным восприятию и поэтому им трудно отвлечься от свойств предмета, наиболее бросающихся в глаза.

Наглядно-образное мышление играет огромную роль в произведениях искусства, которые, как известно, отражают действительность конкретно-чувственной форме. Произведения изобразительного искусства, скульптура, театральный спектакль во всех своих видах искусства отражает жизнь в зримых и слышимых формах. Их образы оказываются неразрывно связанными с переживаниями и с мыслями, которые они вызывают у созерцателей искусства. Мысль и чувство передаются через видимый и слышимый образ, через его переживание, через столкновения с другими образами и их взаимодействиями. Пример такой передачи мысли - Чехов в своей «Чайке» , показывает судьбу героини через образ убитой птицы : «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка... любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку».

На основе практического и наглядно-образного мышления в школьном возрасте развивается абстрактное мышление, основанное на словесно-логических операциях, имеющих свое обоснование в правилах формальной логики. Абстрактное мышление еще называют теоретическим. Оно вскрывает внутренние связи и отношения, лежащие в основе многочисленных частных проявлений фактов, событий, задач. В теоретическом знании процесс познания объектов происходит на основе специальных символов, схем и знаков, которые объясняют уму скрытые от глаз, слуха и других ощущений скрытые зависимости. Например, в музыке такие зависимости прослеживаются на основе буквенной записи гармонии, в скульптуре и в портретной живописи - через математическое описание соотношений пропорций лица и тела. Понятие «золотое сечение» означает соотношение размера полотна художника как 3:4.

Логические формы мышления раскрываются в понятиях, суждениях и умозаключения.

В сфере логики понятия раскрывают наиболее существенные признаки предмета. Например, этот студент - художник. В сфере художественного мышления мы поймем, что данный человек – художник, если увидим его изображенным в мастерской, среди мольбертов и кистей.

В суждении отражается связь между предметами и явлениями действительности. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами и явлениями действительности. Например, «Эта музыка относится к стилю венских классиков». Художественные суждения выводятся на основе эстетический воззрений, принадлежностью к определенным школам и направлениям. Этим обычно занимаются не столько сами художники, сколько искусствоведы.

Умозаключение - вывод из нескольких суждений. Умозаключения делят на два вида – индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение движется от частных случаев к общему положению. Дедуктивное движется в обратном направлении – от общего к частному.

В художественном творчестве индуктивное умозаключение проявляется в том, что художник по крупицам собирает свои наблюдения, мысли, размышления и затем обобщает всё это в художественном образе. Наброски и эскизы художников перед выполнением ими большого полотна – пример такого индуктивного мышления. При дедуктивном подходе художественный образ возникает в сознании художника как бы сразу, спонтанно и одномоментно, а затем идет проработка и уточнение более частных деталей. Подобное возникновение образа связывают с интуитивным мышлением, (от латинского intuition – «размышление», «созерцание»), т.е. получение знания без рационального объяснения. Между прочим, дедуктивным методом раскрытия преступлений, как известно, пользовался герой романов Конан Дойля знаменитый сыщик Шерлок Холмс.

В художественном творчестве интуитивное мышление часто имеет определяющее значение. Через него правильное художественное решение даётся художнику сразу, мгновенно, без аналитического последовательного размышления. Такое спонтанно найденное решение можно сравнить с своеобразным скачком от незнания к знанию. Впоследствии этот скачок заполняется необходимой цепочкой логических рассуждений, доказывающих правомерность найденного решения.

Творческим людям в области искусства надо помнить, что без помощи предварительно накопленного опыта и последующего размышления, без навыков профессионального мастерства интуиция в полной мере проявиться не может. Рациональное мышление, свойственное настоящим профессионалам, углубляет и развивает то, что было открыто сначала чисто интуитивным путем.

Считается, что интуитивное мышление – прерогатива работы правого полушария головного мозга, которое способно осуществить постижение проблемы целостно, благодаря обращению к образу будущего результата. Интуитивное решение трудной задачи психологи связывают с понятием инсайта – внутреннего озарения, которое приходит к творцу вслед за долгими поисками решения. Все три вида мышления – няглядно-действенное, наглядно - образное и теоретическое оказываются очень важными для становления профессионала в области художественного творчества.

 

Развитие мышления

С точки зрения одного из основателей нашей отечественной школы психологии - С.Л. Рубинштейна “...продуктивность, плодотворность мышления зависит в величайшей степени от того, в какой степени человек в состоянии видеть проблемную ситуацию в различных контекстах и, сопоставляя её с ими, видеть нее только отдельные элементы в рамках задания, но и всё задание или проблемную ситуацию в целом с новой точки зрения, в новом свете. Отсюда чаще всего и проистекают новые, иногда неожиданные решения, оригинальные подходы к явлениям. Если в распоряжении у человека имеется несколько исходных предположений, с которыми могут быть связаны стоящие перед ним проблемы, то чем богаче, разнообразнее и эластичнее будет его мышление, тем шире станет возможность иного, нового подхода к проблеме, подхода, выходящего за рамки принципов, нового подхода к проблеме, подхода, выходящего за рамки принципов и являющегося результатом объединения представлений или элементов старого опыта...”

Развитие мышления возможно только в условиях самостоятельной работы мысли, когда самому учащемуся приходится отвечать на поставленные вопросы. Исходя из этого положения в современной психологии была разработаны проблемные методы обучения. Ядром такого обучения является учебная проблемная ситуация, в которой содержится рассогласование, противоречие между уже имеющимися знаниями у учащегося и условиями задачи, которую необходимо решить. Проблемные ситуации, которые могут быть созданы в учебной деятельности, могут быть, согласно исследованиям М.И. Махмутова, следующие:

1. При столкновении учащихся с противоречивыми жизненными явлениями и фактами, требующими объяснения;

2. При выполнении практических работ и заданий.

3.При пробуждении интереса к сравнению, сопоставлении и противопоставлению различных фактов.

4. При выполнении исследовательских заданий.[100] (Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., 1977, с. 92-102/)

 

 

***

В художественном творчестве решение проблемных ситуаций связано с нахождением наибольшей выразительности и оригинальности создаваемого художником образа. Поиск идёт по пути перебора самых разных вариантов используемых средств каждого вида искусства – интонации, грима, пластики, ритма, композиции, пропорции, цвета. Мысль работает в том направлении, чтобы в реальных действиях как можно ближе приблизиться к тому образу, который создан работой воображения. Предварительные наброски, эскизы, варианты решения создаваемого художественного образа – обычная практика работы многих художников. В них мысль находит ту форму, которая в наибольшей степени соответствует выражаемому содержанию.

В искусстве мышление проявляется в форме художественного образа, с помощью которого передаётся чувство и мысль. Поэтому для развития невербального художественного мышления можно рекомендовать следующие упражнения:

В области изобразительного искусства

Передать и выразить образ, несущий в себе состояния грусти, радости, покоя и гнева:

- отдельно линиями,

- отдельно красками.

- в абстрактном рисунке,

- в ритуальной маске – воинственной и карнавальной.

- поиск картин, выражающих один и тот же художественный образ.

- создание коллажа, выражающего определенный образ.

В области хореографии.

Выполнить то же задание и передать чувства при помощи:

- пантомимы,

- мимики,

- скульптурных композиций;

- осанки и походки;

- свободного танца;

Изобразить в нескольких вариантах поз архетипы Героя, Матери, Дитя, Старика.

В области музыки:

Выразить те же чувства:

- В интонациях голоса при чтении абстрактных стихов;

- Выразить теми же средствами различные виды мотивации – защиты, яростного нападения, горячего стремления, торжественного ликования.

- Найти в различных музыкальных произведениях выражение одних и тех же чувств.

В области вербального, то есть литературного творчества, задания на развитие творческого мышления могут быть такие:

- Сделать 10-20 метафорических сравнений эмоциональных состояний через слова «как», «как будто», «сродни». Пример: «Моя печаль как камень на груди», «Мой праведный гнев сродни священному огню».

- Описать словами содержание художественных картин и музыкальных произведений.

- Сравнивать различные по стилю художественные произведения и находить в них отличительные признаки. Например, между стилем композиторов венской классической школы / Моцарт, Гайдн, Бетховен/ и стилем композиторов-романтиков. ( Чайковский, Брамс)

- находить выражение аналогичных художественных образов в картинах художников разных стилистических направлений. Например, у импрессионистов и реалистов.

- Придумывать свои названия к рассказам известных писателей. Здесь хорошо подходят рассказы Чехова, Шукшина, Паустовского.

- Игра двух команда на тему «Потому что». В её основе – придумывание последствий событий. Например: «Мальчик Витя не пошел вчера в школу. Он не пошёл, потому что у него были соревнования. А соревнования происходили, потому что проводился отбор юных спортсменов на спартакиаду города. А отбор поводился, потому что было очень много желающих принимать участие и т.д.»

- «Загадочные вопросы и ответы». - Если звезды зажигаются на небе, то значит это кому-то нужно? – Это нужно мореплавателям, чтобы они смогли найти дорогу домой. Или:– это нужно перелетным птицам, которые летят в теплые края. – А если бы ты бы перелетной птицей, то куда бы ты полетел? Я полетел бы туда, где ароматы роз разговаривают с пением райских птичек… и т.д.

- Придумывание вариантов окончаний анекдотов и басен.

 

Вопросы для повторения

1. Назовите основные свойства мышления.

2. Чем научное мышление отличается от художественного?

3. Какие существуют виды мышления и как они проявляются?

4.Приведите примеры интуитивного мышления в художественном творчестве.

Литература

1. Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975. 399 с.

2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., 1977.

3. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. Ж. «Вопросы психологии», 1990, № 6.

4. Заика Е. В. Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников. Ж. «Вопросы психологии», 1997, № 4 .

5. Интуиция, логика, творчество: Сб. статей. / Отв. Ред. М.И.Панов, М., 1987.

6. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976.

7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в обучении. М., 1972.

8. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник для учителя. М. 1991.

***

Воображение

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов и представлений на основе их элементов, полученных ранее в предшествующем опыте человека. Его деятельность протекает в области целеполагания и отыскания средств для достижения поставленной цели. В основе деятельности целеполагания лежит противоречие между реальной действительностью и тем, что могло бы быть в представлениях человека в идеале. Всякий раз, когда нас не устраивает та действительность, которая нас окружает, мы начинаем думать о другой, и тогда включается в работу деятельность воображения.

Прежде чем приступить к созданию своего художественного произведения, почти каждый художник какое-то время вынашивает его в своей голове, то есть, в представлении образов воображения. Об этом прекрасно сказал Карл Маркс: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в голове. В конце процесса труда получается результат. Который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть, идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой. Он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель».[101] / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 23, С. 189/

Воображение является высшим этапом в развитии всех высших психических познавательных функций. В нем для решения практической задачи собираются воедино ощущения и восприятия, мышление и память, эмоции и воля. Все эти психические познавательные и волевые процессы - при всей их важности - только фундамент и основа для хорошей работы воображения. Поэтому в процессах как художественного, так и научного творчества именно воображение играет первостепенную роль.

С восприятием воображение роднит его образность и наглядность в зрительных и слуховых ощущениях; целостность, благодаря чему образы воображения представляют собой устойчивое системное образование, имеющему внутреннюю структуру. С памятью воображение роднит опора на прошлый опыт, наличие ассоциативных связей. Чем богаче опыт прошлых восприятий, тем более развернуто может быть представлена деятельность воображения.

В молодости, в годы ученичества, Микеланджело изучал анатомию в монастыре Сан Спирито, препарируя для этого трупы. Так он смог досконально изучить строение тела – его мышцы, кости, связки. Впоследствии, благодаря отточенному восприятию, памяти и воображению он мог точно воссоздавать как в живописи, так и в скульптуре бесконечное разнообразие мускульных движений, придавая своим творениям редкое совершенство.

Известно так же, что Айвазовский рисовал свои замечательные морские пейзажи, ловя ускользающее движение водных стихий при помощи остротой наблюдательности, памяти и воссоздающего воображения.

С процессами мышления воображение объединяет его аналитико-синтетический характер. Аналитическая деятельность в воображении представлена в сравнении, сопоставлении, нахождении общих признаков новых образов с прежними. Благодаря осмыслению образов воображения и переводу их в конкретные слова и понятия у человека появляется возможность абстрактного мышления. Благодаря этому образы воображения приобретают возможность отражать наиболее существенные признаки предмета. Появляется возможность строить гипотезы, прогнозы и различные модели предвидения как в форме логических понятий, и так и наглядно-образных представлений.

Каждый из этих психических процессов вносит нечто своё, для того, чтобы создать новый образ, а затем и новый продукт действительности.

Сильное воображение способно максимально использовать все возможности других познавательных психических процессов и представить будущий результат во всех мельчайших подробностях.

Слабое способно к созданию образа только в самых общих чертах без наметки промежуточных этапов достижения цели.

Предшественники многих технологических достижений нашего времени сначала были представлены в фантастических образах народных сказок. Ковры-самолеты, летающие по воздуху, волшебные зеркала, при помощи которых можно наблюдать то, что происходит за большими расстояниями, - все это в наше время воплотилось в виде воздушных авиалайнеров, телевизоров и много других достижений науки и техники как результат реального воплощения образов воображения.

Воображение осуществляет связь настоящего и будущего. Старый опыт в виде приемов и способов деятельности, которые не привели к желаемым результатам, анализируется и переосмысливается и соотносится с будущими результатами. В образах воображения отдельные элементы прошлых знаний и представлений комбинируются в новые образы, ведущие за собой изменения как в трудовой деятельности, так и в ей результатах.

Чем отчетливее мы представляем конечную цель и результат, , то есть, чем лучше развито воображение, тем лучше будет и сам результат. Плохой результат – как правило есть следствие плохо развитого воображения и неумения отчетливо строить нужную деятельность во внутреннем плане.

С точки зрения физиологии деятельность воображения представляет собой образование новых сочетаний из тех временных связей, которые ранее были сформированы в коре головного мозга. Если в процессах памяти происходит возобновление связей в той же последовательности, которая была усвоена ранее, то в процессах воображения образовавшиеся в течении жизни связи в процессе анализа сначала распадаются на отдельные элементы, а затем соединяются, синтезируются в новые структуры. Возникновение новых систем нейронных связей благоприятно протекает при напряжении какой-либо потребности и при сильных эмоциональных переживаниях.

Несмотря на то, что деятельность воображения протекает только в психическом плане, оно может значительно влиять на чисто органические процессы. Хорошо известны факты, когда под влиянием образного внушения тренированные в этом отношении люди могут повышать или понижать температуру своего тела, ускорять или замедлять ритмы сердечных сокращений. Так, когда первый космонавт Юрий Гагарин готовился к полёту в космос, то для того, чтобы вынести высокую температуру в барокамере, он представлял себя на Северном полюсе среди полярных медведей. А когда температура бывала низкой, он представлял себя в жаркой пустыне Средней Азии.

Как и любой другой психический процесс воображение поддаётся развитию. Если восприятие развивается в процессе целенаправленного наблюдения, память – в процессе многосторонней тренировки по запоминанию текстов, мышление – в ходе постановки и решения задач, то воображение развивается в процессе рассмотрения объекта с разных точек зрения, благодаря чему его образ находится в постоянном движении и развитии.

Образы воображения обладают большой мотивирующей силой. Специфическая разновидность воображения – мечта – в которой выражаются самые заветные желания и надежды человека, вызывая яркие переживания, побуждает его к напряженному и настойчивому труду для достижения поставленных целей.

По характеру содержания образов воображения его разделяют на понятийное и художественнее, которым соответствуют научное и художественное познание.

В науке процесс познания представляет собой восхождение от чувственно-конкретного представления, данного в конкретном образе, к абстрактно-логическому содержанию, выраженному в понятиях, знаковых моделях и иных формах научного мышления.

Художественное познание, беря за основу явление конкретной жизни, создаёт образы, которые своими формами, интонациями, красками воздействуя на эмоциональную сферу личности, пробуждает соответствующую мысль.

Средствами для построения образов как в научном, так и в художественном творчестве являются такие приемы, как агглютинация, акцентирование, типизация.

В агглютинации проявляется способность воображения отражать жизнь в неожиданных и непривычных сочетаниях и связях. Широко известны персонажи детских сказок, полученных при помощи такого приема. Это образы русалки, Змея Горыныча, сфинкса, кентавра. В прием агглютинации находит широкое применение использование закономерностей комбинирования имеющихся в опыте элементов старого опыта в новый образ. Этот прием в творчестве можно найти во взаимодействии различных музыкальных культур и рождении новых традиций. Так, например, рождение джаза было обусловлено синтезом двух музыкальных культур – африканской и европейской.

В приеме акцентирования художником преднамеренно заостряются некоторые характерные черты образа. В изобразительном искусстве при помощи этого приема создаются шаржи и карикатуры. В музыкальном творчестве этот прием используется в буффонадной музыке Шостаковича «Болт», музыке к спектаклю «Клоп», у Прокофьева - в опере «Любовь к трем апельсинам», у Щедрина в кантате «Бюрократиада».

Приемы типизации находят своё отражение в стилевых направлениях различных видов искусства в разных эпох. Музыка и прикладное искусство эпохи Барокко и Классицизма, Романтизма и Импрессионизма несут на себе четкий отпечаток использования выразительных средств и форм, которые невозможно спутать друг с другом. Так, Чайковский, подражая венским классиками, создал свой знаменитый дивертисмент в опере «Пиковая дама», используя для этого типичные мелодические и гармонические обороты, характерные для музыки 18-го века. Можно представить себе типические костюмы и интерьеры, характерные для каждого стиля исторической эпохи. Во всем этом проявляется работа воображения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.