Здавалка
Главная | Обратная связь

Динамика становления и развития процесса художественного творчества



Сильные переживания, которые являются толчком для творчества, часто возникают в ответ на внешние события благодаря особой впечатлительности нервно-психической организации художника. Таким событием может оказаться и случайно услышанная фраза, и общественный запрос на отражение крупного общественно-политического события.

Многие художники отличаются высокой любознательностью и сознательно ищут сильных впечатлений, чтобы затем родить из них новые идеи и новые произведения.

С одной стороны любознательность проявляется в широком интересе не только к искусству, к его различным жанрам и видам, но и к философии, истории, литературе.

С другой стороны любознательность проявляется в стремлении к получению острых жизненных впечатлений и ощущений. Для этого многие художники пускаются в опасные путешествия, отправляются на места военных событий, становятся участниками авантюрных предприятий им приключений. Так было с Чеховым и Верещагиным, Паустовский и Хемингуэем. Созданная психологами шкала по поиску ощущений выявляет эту черту личности. Тест даётся в приложении.

Одной из интересных особенностей рождения идей является то, что они возникают при столкновении друг с другом и появляется новая творческая идея, непохожая на те, что были в исходных элементах. Это похоже на то, как два химических элемента, например кислород и водород, соединяясь друг с другом, рождают третье химическое вещество – воду, которая не похожа на отдельно взятые ни кислород, ни водород. Ассоциации при этом могут быть очень далекими. Например, своё знаменитое «Болеро» М. Равель написал, находясь под впечатлением после посещения металлургического завода, где он наблюдал процесс разливки стали. Композитор Вебер сцену «Литьё пуль» из оперы «Волшебный стрелок» создал под впечатлением ночного пейзажа, виденного им «…около каскада Герольдзау в тот час, когда луна своими лучами серебрит бассейн, в котором клокочет падающая в него вода».

Следующая за этим первым толчком замысла работа воображения прослеживает динамику развития идеи в определенных обстоятельствах жизни и конкретизирует её:

- в композиции и в облике персонажей, если мы имеем дело с живописью;

- в словах и поступках персонажей, если мы имеем дело с литературой и драматическим искусством;

- в мелодии и гармонии, если мы имеем дело с музыкой.

Усиленная работа воображения на этом этапе является главным условием творческого процесса. Его успешная работа основана на предельной концентрации внимания. Художник ничего не должен упустить при воплощении образа, ни одна деталь, ни одна краска, ни одна интонация, ни одна фраза не остаются без пристального к ним внимания.

По ходу создания художественного произведения художнику всё время приходиться иметь в своём сознании идеальный результат и постоянно сравнивать, насколько создаваемое им творение соответствует художественному идеалу, и если надо, вносить в него необходимые корректирующие поправки. Особое значение приобретают такие профессиональные черты личности, как самокритичность и трудолюбие, терпение и настойчивость. Эти качества проявляются в создании и переборе огромного количества вариантов набросков текста, зарисовок, рифм и метафор.

Чувство целостности и законченности созданного художественного образа, его эстетическое воздействие проверяется затем на ближайших друзьях и на публике.

Таким образом, мы можем сделать вывод относительно этапов творческого процесса:

1. Возникновение сильного переживания и желание его воплотить в материальной форме, то есть, в звуках, красках и словах.

2. Возникновение на основе переживаний идеи и замысла произведения.

3. Работа восприятия, мышления и памяти по конкретизации идеи через наброски, эскизы, варианты будущего произведения.

4. Воплощение образов воображения при помощи технического мастерства – создание текста, написание картины, сонаты или повести.

5. Сличение полученного результата с первоначальным замыслом.

***







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.