Здавалка
Главная | Обратная связь

Популярные темы и сюжеты



Для того, чтобы его произведение вызывало отклик у созерцателей и волновало их чувства, автор избирает темы и сюжеты, которые близки не только ему, но почитателям его таланта. Этих тем и сюжетов, в общем, немного. Английский психолог Гленн Вильсон в книге “Психология артистической деятельности” приводит следующие темы наиболее популярных сюжетов, которые автор данной книги несколько дополнил и расширил за счет собственных наблюдений:

* жизнь и подвиги героя - “Одиссей”, “Адмирал Нельсон”, “Робинзон Крузо”. Сюда же можно отнести сказки Андерсена про Гадкого утенка и Стойкого оловянного солдатика.

* Любовь и смерть из-за в различных вариантах из-за невозможности соединения любящих друг друга мужчин и женщин - “ Ромео и Джульетта”, “Богема”, “Травиата”, “Отелло”.

* супружеская верность и неверность - “Одиссея”, “Анна Каренина”, “Тристан и Изольда”.

* жертвоприношение - фильмы и спектакли про Иисуса Христа;

* борьба за власть и соперничество - “Макбет”, “Гамлет”, “Крестный отец”.

* торжество молодого соперника - “Свадьба Фигаро”, “Тартюф”[106].

Помимо архетипов, которые были освещены в первой главе –Герой, Мать, Дитя, Стрик, согласно представлениям К. Юнга, есть и некоторые другие. Это:

· Анима, символизирующий женское начало в мужчине, томления и стремления, в которых содержится потребность в сочувствии и признании. Удовлетворяет и выражает потребность в страсти и обладания, сомнения и терзания, связанные с этим.

· Анимус - представленность мужского начала в женской психике. Удовлетворяет потребность слабых женщин в приобретении мужества и стойкости при встрече с трудностями жизни.

Следуя традициям К. Юнга можно выделить и некоторые другие архетипы, часто встречающиеся как в жизни, так и в художественных произведениях. Их имена и образы часто становятся впоследствии нарицательными. У мужчин это - Герой-любовник /Дон-Жуан/, Благородный рыцарь - /Дон-Кихот/, Беспечный Любитель жизни /Фальстаф/, Черт - /Мефистофель/, Искатель приключений - /Робинзон Крузо/, Завистник - /Яго/, Скупец - / Гобсек/, Делового человека - / Штольц/ и т.д. У женщин в качестве подобных архетипов можно привести помимо архетипа Матери такие, как Святая невинность /Офелия/, Роковая женщина, или Женщина-вамп - /Кармен/, Гетера - /Травиата/, Гадалка - Цыганка.

Опора на архетипы коллективного бессознательного и социальные роли в процессе создания персонажа драматического произведения делает его легко узнаваемым и всегда вызывает сильную ответную эмоцию у зрителей и слушателей, т.е. созерцателей. Как писал Юнг, «Любое отношение к архетипу, или просто именуемое, «задевает» нас; оно действенно именно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говорящий прообразами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечно сущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь».[107]Юнг К. Подход к бессознательному. //Архетип и символ. М. 1991.

Кроме того, у каждого автора есть свой излюбленный “конек” - идея-фикс или тема, которая неотрывно его преследует. У Бетховена эта была идея жестокой судьбы, которая дала ему несчастную любовь и тяжелую болезнь глухоты, с чем ему приходилось всю жизнь бороться. У Чайковского - тема преследующего жестокого рока, связанная, по-видимому с его гомосексуальными наклонностями. У Верди - тема отца, теряющего своих детей, у Моцарта - тема супружеской неверности и любовных измен. Каждый автор в той или иной мере всегда проецирует в своё творение свою личность, решая таким образом через самовыражение свои проблемы и драму собственной жизни через катарсическое очищение и избавление от них.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.