Здавалка
Главная | Обратная связь

Три подхода к созданию образа



В создании автором художественного образа можно наметить три основных подхода, которые можно назвать как субъективный, объективный и органичный, в котором неразрывно слиты два первых подхода.

При субъективном подходе автор на первый план выдвигает свою собственную личность, показывая больше себя самого, свои собственные чувства нежели то, что хотел сказать и выразить автор. Романист, как указывал Г. Мопассан, “столько наблюдал и размышлял, что смотрит на вселенную, на вещи, на события и на людей особым образом... Это личное восприятие мира он и пытается сообщить и воссоздать в своей книге”.[112]Мопассан Г.. Полн. собр. соч. в 12 т. т. 8., С.9/.

Л. Толстой так же полагал, что “всякое произведение искусства, если оно истинное произведение искусства, есть выражение задушевных чувств художника, совершенно исключительное, ни на что другое не похожее”[113]. / Толстой Л.. Собр. соч. в 20 т., т.17, С. 130/

Придерживаясь такого подхода, Левитан наставлял молодого Шаляпина: “Протокольная правда никому не нужна. Важна ваша песня, вы которой вы поёте лесную или садовую тропинку”. По этому поводу Шаляпин в своих воспоминаниях записал : “Фотография не может мне спеть ни о какой картинке, ни о лесной, ни о садовой. Это только протокол. Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, - это не искусство. Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух - тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей... Понял я раз и навсегда и бесповоротно - математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвенны до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением”[114]../ Шаляпин Ф. Литературное наследство. 2-х т., М., 1957ю. Т. 1, С. 276/

При втором, объективном способе отражения действительности, автор должен отойти на задний план, чтобы в одном случае дать полностью объективную картину действительности. Так, проводя границу между поэзией повествовательной и поэзией лирической, Гоголь отмечал, что первая из них “есть живое изображение красоты предметов, движения мыслей и чувств вне самого себя, отдельно от всякой личности до такой степени, что чем более автор умеет отделиться от самого себя и скрыться самому за лицами, им выведенными, тем больше успевает он становится сильней и живей в этой поэзии; чем меньше он умеет скрыться и воздержаться от высмеивания своей собственности, тем более недостатков в его творении, тем он бессильной и вялее в своих представлениях.”[115] / Гоголь Н.В. Собр. соч., Т. 8. М.-Л., 1940- 1952, С. 47/.

При органическом подходе автору удаётся одинаково хорошо выразить как самого себя, так и отразить в художественном образе объективную действительность. В этом случае произведение становится классическим, и мы имеем дело с великими шедеврами искусства.

Так, в своих первых набросках поэмы «Во весь голос» Маяковский пишет: «Я сам расскажу о самом себе». Но, начав «рассказ о себе», поэт не смог не рассказать о своей эпохе. В окончательном варианте поэт пишет: «Я сам расскажу о времени и о себе

Вопросы для повторения

- Популярные темы и сюжеты

-Идентификация с образом

- Три подхода к созданию образа

- Оптимальное творческое состояние

1. Назовите наиболее популярные темы и сюжеты, которые используются авторами для создания своих произведений

2. Что такое идентификация и каково её значение в творческом процессе?

3. Охарактеризуйте субъективный, объективный и органические методы в создании художественного произведения.

4. Чем характеризуется оптимальное творческое состояние при создании художественного произведения.

Литература

1.

 

***







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.