Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие художественного восприятия



Восприятие и оценка художественного произведения зависят их факторов, среди которых важную роль играет пол, возраст, природный темперамент, принадлежность к определенной социальной группе, уровень образования, прошлый жизненный опыт, близость к определенному культурному и религиозному слою. Чем более развит человек, тем больше он может почерпнуть и увидеть в том, что художник выразил в своем произведении.

Мы можем воспринимать окружающий нас мир под разным углом зрения и на трех уровнях. Первый уровень мы назовём констатирующим, второй - описательным и третий – идейно-метафорическим.

Известна притча, которую приписывают Монтеню. Однажды на постройке Шартского собора он встретил рабочего, который нес камень. «Что ты делаешь?» - спросил он его. « Несу камень», - был ответ. Когда он встретил второго рабочего и задал ему тот же вопрос, тот ответил: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». Когда он задал тот же вопрос третьему рабочему, тот ответил «Я строю Шартский собор». Во всех этих примерах восприятие и отношение человека к тому, что он делает, зависит от того смысла, который им вкладывается в свои действия. С

С каждым новым уровнем повышается уровень личностной включенности и идентификации человека в том, что он делает.

когда мы просто относим предмет к какому-либо классу объектов. Например, при виде простого школьного мела мы говорим: «Это мел».

Второй уровень будет описательный, когда мы скажем про тот же самый мел, что это: «Кусочек мела неправильной формы, с одного конца он тупой, а с другого – заостренный».

Третий уровень восприятия мы назовём ассоциативно-образный, когда про тот же самый кусочек мела мы скажем, что это: «Память о школе», «Привет из мелового периода», «Кусочек детства», «Ответ у доски», «Помощник портнихи» и т.д.

Мы уже установили, что основными психологическими механизмами изучения окружающего мира в художественном творчестве являются эмпатия и идентификация. Поэтому и развивать художественное восприятия следует через развитие этих природных свойств личности.

Когда ребенок играет в какую-либо ролевую игру, то он прежде всего пытается подражать действиям либо взрослых, либо животных, либо чему-либо ещё. В этом подражании происходит имитация и уподобление действий ребенка тому, кому он подражает. Это значит, что можно построить систему развития художественного восприятия на действиях уподобления и имитации движений.

На начальных этапах восприятия произведений искусства человек общается с ним на основе природной способности к эмпатии, из чего проистекает его способность сопереживать чувствам героев произведения. Оценка увиденного и прочитанного строится на принципах жизненного подобия и узнаваемости жизненных ситуаций. «Это очень похоже на то, что было со мной» или «похоже на жизнь моих знакомых».

На следующем этапе развитости художественного восприятия человек может обращать внимание на особенности формы и внутренней структуры произведения. Он может говорить об особенностях переднего и заднего плана, о монтаже и ракурсе, если разговор идет об искусстве кино; о композиции и рисунке, если дело идет о произведении живописи; об особенностях гармонии и мелодии, если речь идет о музыкальном произведении.

На следующем уровне развитости художественного восприятия созерцатель может почерпнуть из него глубинные жизненные смыслы, которые переводят художественное восприятие в область образных философских обобщений. Например, картина Пикассо «Герника» будет переживаться и оцениваться как беспощадный приговор насилию над человеком и фашизму, а картина Левитана «Над вечным покоем» как бесконечность и огромность мироздания.

Эстетическое воспитание, о котором речь шла выше, развивает чувствительность, впечатлительность, способность к оценке и к верному суждению относительно воспринимаемого произведения искусства. Развитое восприятие даёт возможность усваивать и переживать более глубокий и более сложный опыт человеческий опыт.

Развитие художественного восприятия начинается с развития слуховых и зрительных ощущений, тонкости различения в красках, в звуках, в ритмах, в гармонии. Если в обычном восприятии художественного произведения преобладает оценка “нравится- не нравится” и если “не нравится, то значит, это – «плохое произведение”, то в развитом восприятии человек может высказать суждение почему ему “вот это” нравится, а “вот это не нравится”. Одно дело - суждение вкуса на основе развитой духовной сферы, и совсем другое - на основе неразвитой. Спор о вкусах чаще всего - это спор развитого человека с неразвитым. Он напоминает спор одного из героев пьесы М. Булгакова “Собачье сердце” профессора Преображенского с антигероем той же пьесы, матросом Швондером, представляющего полуобразованного революционера. Конструктивные споры о вкусах могут вести только образованные люди, умеющие помимо однозначных оценок высказывать обоснования своего суждения.

Обобщая данные многих экспериментальных исследований, мы можем предложить следующий алгоритм постижения произведения искусства, который одновременно является и методом, развивающим художественное восприятие.

1. Определение главного настроения произведения. Глядя на картину, слушая музыку, читая повесть или роман, важно уметь отдавать себе отчет о тех чувствах, которые оно вызывает. Следует помнить, что эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями, с тем, что он почитает за добро или зло. Добро - это то, что приводит к рассвету жизни во всех её проявлениях, и зло - всё то, что жизнь уничтожает. Конкретно это может проявляться в разных градациях - от равнодушного невнимания - до звериного оскала фашизма.

2. Определение художественных средств. Человек с развитым художественным восприятием всегда может называть те средства, которыми художник пользуется для достижения эстетического впечатления. У композитора это будет необыкновенная мелодия и пленительная гармония, игра тембров; у художника - сочетание красок и их оттенков; у актера - модуляции голоса и выразительность жестов; у скульптора – пропорции тела и его пластика.

Воспитатель, обращающий внимание созерцателя на все эти и другие тонкости художественного произведения, формирует не только чуткость слуха и зоркость зрения, но и воспитывает общую наблюдательность и чуткость к окружающему миру.

3. Развитие художественного образа. Настроение и образ, возникающие в начале художественного произведения - / в данном случае речь идет о временных видах искусства/, во многих художественных произведениях подвергаются динамическому развитию. В конце своего развития образ может стать противоположным тому, какой был в начале. Это особенно заметно в классической симфонии, которая часто начинается с бурно аффектированной музыки, а заканчивается жизнеутверждающим финалом.

Умение следить за развитием образа предполагает умение созерцателя передавать словами то, что он видит и слышит, когда находится в театре или на концерте или же представлять в своем воображении логику развития событий, когда он читает. Поэтому такое важное значение в эстетическом воспитании придаётся обсуждению и собственным высказываниям созерцателей об увиденном и услышанном. Вербализация чувства делает его более ясным и понятным самому созерцателю.

При восприятии музыкального произведения для его активизации молодым созерцателям можно предложить следующие вопросы:

- Как произведение начинается? Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности. Какие чувства ты переживал? Какие образы и воспоминания возникли при этом в твоем сознании? Как музыка заканчивается? К чему привело развитие образа? Что тебе бы хотелось сделать, когда ты слушал эту музыку? Чему можно научиться и какой опыт приобрести, слушая такую музыку?

При восприятии произведения живописи можно задать следующие активизирующие вопросы:

- Что ты видишь на этой картине? Что ты почувствовал, глядя на эту картину? Какие краски использует художник для создания нужного ему впечатления? Что могло бы происходить в сюжете картины до описанных событий? Как события, по твоему мнению, могли бы развиваться дальше? Чему можно научиться и какой опыт приобрести, созерцая эту картину?

4. Постижение главной идеи произведения. «Само по себе чувство, - писал В.Г, Белинский, - еще не составляет поэзии. Надо, чтобы чувство было рождено идеею и выражало идею.» Белинский В.Г. ПСС., Т. 6., С. 466/

Для постижения идеи произведения полезными будут следующие вопросы:

- Как ты думаешь, для чего, с какой целью автор создал это произведение? О чем мог думать автор, и что он мог чувствовать, создавая его? Какая основная мысль могла им владеть, когда он создавал своё худоественное творение?

Если это программное произведение, то есть оно имеет название, то учащихся можно спросить:

- Почему автор назвал свое произведение именно так, а не иначе? Как можно было бы передать главную мысль произведения каким-нибудь афоризмом, строчкой стихотворения, образным сравнением? Какое бы название ты дал этому произведению, если бы был его автором?

Ответы на эти вопросы ставят учащихся перед проблемой размышления, как над общечеловеческими ценностями, так и над своими собственными.

6. Образ автора. «Приступая к изучению поэта, - писал В.Г.Белинский, - прежде всего должно уловить тайну его личности, те особенности его духа, которые принадлежат только ему одному.» [142]/ Белинский В.Г. ПСС., Т. 7., С. 307/.

Образ автора можно узнать из его биографии, но еще лучше – из самих его произведений. Особенно полно автор может выразить в своем стиле написания или создания художественного образа. Существует конкретный художественной стиль какой-либо эпохи, например, стиль Барокко, Классицизма, Романтизма. Одновременно с этим существует и художественный стиль конкретного автора. Так, слушая музыку Бетховена, мы не спутаем её с музыкой Чайковского, а пейзаж Сезанна невозможно спутать с пейзажем Левитана. Через особое использование средств выразительности и приемов, находящих своё обобщение в стиле, автор передает как своё собственное мироощущение, так и особенности мироощущения той эпохи, в которую он жил и творил.

Помпезность королевских балов, возвышение и падение империй, грозы народных восстаний, войн и революций, шумы больших городов и тишина идиллических сельских пейзажей, судьба бедного артиста и пресыщенного богатея - всё это художники отражают в своих романах, картинах и симфониях, вынося этому свой приговор, давая возможность обществу возможность всматриваться в самого себя и определять свои дальнейшие шаги. И за всем этим можно увидеть неповторимую личность автора, сопереживающего и сострадающего, ужасающегося и сорадующегося судьбам своих современников.

Для выявления образа автора могут быть заданы следующие вопросы:

- Каково общее мировосприятие и мироощущение данного художника. В чем мог бы быть смысл его нравственных исканий, эстетических идеалов. Каково отношение автора к своим героям? Он их любит или презирает? Относится к ним с симпатией, с юмором, состраданием или с иронической усмешкой?

Нравственные искание лучших творцов всегда связаны со стремлением “от мрака к свету”, “через тернии к звездам”, с утверждением красоты жизни несмотря на её теневые стороны. Каждый художник освещает извечные проблемы жизни по-своему и эта его неповторимость есть его особый вклад в духовную сокровищницу человечества.

6. Личностный подход к произведению. Практика художественного воспитания говорит о том, что глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается только в том случае, если учащийся сможет увидеть в этом произведении нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам в данный момент времени. Отсюда всегда такое большое значение в художественном воспитании придаётся учете возрастных особенностей читателей, слушателей и зрителей. Несмотря на наличие модных и широко тиражируемых в данный момент произведений массовой культуры, их слабость заключается в том, что не дают того толчка и стимула для личностного роста, какой могут давать классические произведения.

Вопросы для активизации личностного подхода к произведению могут быть следующие:

- Какое событие из твоей жизни напоминает тебе это произведение, как воспоминания оно вызывает? Что хочется сделать после общения с этим произведением? Хемингуэй сказал как-то, что всякая хорошая книга отличается тем, что она написана про тебя, то есть, про самого читателя.

Когда читатель воспринимает произведение искусства так, что переживает чужую жизнь как свою собственную и при этом очищается от груза житейских невзгод, то происходит то, что Л.С. Выготский называл чудом искусства, “претворением воды в вино”, а американский психолог А. Маслоу обозначил как “пиковое переживание”.

В момент таких переживаний человек чувствует свое единение не только с героями художественного произведения, но и со всей Вселенной. Он выходит за пределы границ своего Я и чувствует окружающий его мир как своё естественное продолжение. Об этом состоянии очень точно выразился Ф.Тютчев: «Всё во мне и я во всем».

Вопросы для повторения

1.На чем основан процесс восприятия произведения искусства?

2. Каким свойствами характеризуется медитативное восприятие искусства?

3. Как влияют социально-психологические факторов на восприятие произведений искусства? Приведите примеры из собственной жизни.

4. Какие существенные различия имеются между восприятием серьёзного академического искусства и популярно-массового?

4. Назовите компоненты грамотного восприятия художественного произведения.

Литература

1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.