Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Александра Николаевна Стрельникова, в прошлом певица, разработала свою систему дыхания первоначально для самой себя, чтобы вернуть себе потерянный голос. Не имея специального медицинского образования, ей, тем не менее, удалось разработать систему дыхательных упражнений, с помощью которой впоследствии многие ее пациенты избавились научились правильно дышать и попутно избавились от разнообразных заболеваний, самыми распространенными среди них являются астма, бронхит, ринит. Сегодня эта гимнастика широко практикуется многими актерами, лекторами, учителями. Парадоксальность разработанной А.Н. Стрельниковой методики заключается в том, что в ней вдохи делаются не на разведении грудной клетки, а наоборот, на ее сжатии. В результате этого: 1/ - воздух при совершении вдоха идет сразу в нижнюю часть живота, то есть производится брюшное дыхание, и 2/ - для выполнения такого вдоха требуются дополнительные усилия диафрагмы. Регуляцию дыхания, как считает А.Н. Стрельникова, надо начинать со вдоха, так как он первичен, а выдох - вторичен. Вдох должен быть короткий, активный, со сжиманием крыльев носа, но неглубокий. Выдох - пассивный, осуществляется сам по себе. Упражнения эти просты и выполняются при пульсе менее 100 ударов в минуту, примерно 8 выдохов за шесть секунд, что соответствуют темпу ходьбы 80 шагов в минуту. Первые три упражнения - разминочные. 1. Повороты головы направо и налево. На каждый поворот - быстрый вдох через нос. 2. Наклоны головы вправо и влево. Резкий вдох в конце каждого движения. 3. Наклоны головы вперед и назад. На каждый наклон - резкий вдох. 4. Сведение рук перед грудью навстречу друг другу. Правая рука поочередно то сверху, то снизу. 5. Пружинистые наклоны вперед с небольшой амплитудой как при работе с насосом. Быстрый вдох в конце наклона. 6. Наклоны назад со сведением рук перед грудью. 7. Пружинящий присест в выпаде со сведением опущенных по бокам рук. Вдох в крайней точке приседания. 8. Наклоны вперед и назад. Вдохи на каждое движение.
Все эти упражнения разбиты на шесть трехдневных курсов по два раза в день. В первом курсе за два занятия выполняется около 600 движений, во втором -1200, в третьем - 1400, в четвертом - 1600, пятом -1800, шестом - около 2000. Продолжительность занятий растет от 6 минут на первом курсе до 15 на шестом. Нагрузка с наклонами и сведение рук менее, чем 300 раз за одно занятия, по мнению А.Н.Стрельниковой, неэффективна. Верхний предел - 2000 движений. Каждый занимающийся должен сам найти свою оптимальную норму нагрузки, приносящую удовольствие, а не раздражение и утомление. Для преодоления монотонии при выполнении движений их подсчет осуществляется под ритмичную танцевальную музыку, имеющую четкую квадратную структуру. Лучше всего для этого подходит танец типа польки. Каждое движение делается на 8 счетов четыре раза, итого - 32 движения в одну серию. Повторение мелодии дает нужное количество движений. Развитие дикции Четкая артикуляция, богатство интонаций в передаче чувств, оптимальный темп и ритм речи, пленительное звучание её мелодии необходимо как актеру, так и всякому воспитанному и культурному человеку. Эти навыки разговорной речи вырабатываются: - при помощи работы над дыханием – плавным выдохом, равномерном темпе и опоры на диафрагму, - умением пользоваться грудными и головными резонаторами и соединять их звучание в так называемом «миксте», - ощущениями мышечной свободы во время говорения; - понимания логики основных речевых фигур - выразительность пауз и ударений, противопоставлений и перечислений, риторических вопросов и восклицаний, опорных слов и предложений.
Упражнения 1. Произнесение отдельных слогов на развитие мышц языка и губ: – бри - бре - бра - бро - бру. Далее – на слога дри, гри, ври, три и т.д. 2. Произнесение скороговорок типа От топота копыт пыль по полю летит в различных вариантах: - последовательно, с опорным значением на каждом слове предложения; - с разными интонациями - вопросительными, восклицательными, риторическими, повествовательными, драматическими, эпическими, героическими. - с разными настроениями – печали, радости, торжественности, страха. 3. Чтение стихов и басен с разными настроениями, которые передаются через мелодическое интонирование текста. Пластика и мимика Пластическая и мимическая выразительность актера развивается в процессе выполнения различных упражнений на темы живых скульптур, пантомим и образных движений. Ниже приводятся наиболее популярные упражнения, используемые в современной практике театральных студий. Попутно отметим, что перевод любого негативного переживания в соответствующее физическое движение в современной психотерапии считается очень действенным средством, избавляющим человека от невротических отклонений, возникающих в результате его попадания в различные стрессовые ситуации. Так что приводимые упражнения могут выполнять и психотерапевтическую функцию.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|