Здавалка
Главная | Обратная связь

Изобразительное искусство



Приступая к развитию творческих навыков в области изобразительного искусства, надо знать, что основными выразительными средствами в нем являются линии, краски, композиция.

Линии имеют свою выразительную пластику, т.е., бывают плавные и прерывистые, четкие и размазанные, пунктирные и сплошные, тонкие и жирные, прямые и изогнутые. Каждая из них может выражать определенное настроение. Направленные вверх, они символизирует подъем и энергию, направленные вниз,

- говорить об упадке сил и снижении настроения.

Цвета красок делятся на основные и составные. Основными цветами считаются красный, синий и желтый. Составными – фиолетовый, оранжевый и зеленый. Фиолетовый цвет получается из смешения синего и красного. Оранжевый – из смешения желтого и красного. Зеленый – из желтого и синего.

Согласно исследования швейцарского психолога Макса Люшера каждый цвет несет в себе и может выражать определенное эмоциональное состояние.

Изучив традиции использования цветов в разных культурах, М.Люшер выявил, что цвет:

* синий является символом ночи, несущей человеку покой и расслабление. Отражает умение человека сопереживать и склонность к созерцательности. Предпочитающие его люди испытывают потребности в прочных и глубоких привязанностях и защите от внешнего мира.

* желтый - символ восходящего солнца и зарождающегося дня. Он несет в себе оптимизм и потребность в действиях, поиски признания и желание нравиться, стремление к преодолению формальных рамок и ограничений, надежду на большой успех и счастье, пробуждение активности. Предпочитающие его люди склонны к играм, забавам и непосредственному выражению чувств.

* красный - цвет крови и многих зрелых плодов - символ охотничьих и инстинктов и эротических влечений. Связан со стремлением к успеху и обладанию жизненными благами. Предпочитающие его люди склонны к агрессивности и противоборству с окружающей средой.

* зеленый - символ ростка, пробивающегося через толщу земли к солнцу. Связан с упорством при достижении цели и личностным самоутверждением. Предпочитающие этот цвет люди склонны к практичности и трезвости суждений, соперничеству и лидерству.

* серый - символ отгорожения от внешних воздействий и обязательств, опустошенности и усталости. Те, кто предпочитает этот цвет, интровертированы, склонны к рефлексии и избеганию конфликтов.

* фиолетовый - символ таинственной магии и волшебства. Те, кто выбирает этот цвет, склонны к созерцанию, отличаются тонкостью чувств, эмоциональной ранимостью, богатством воображения и оригинальностью мышления, которое подчинено чувствам. От этого – трудности социальной адаптации.

* коричневый – символизирует чувство физиологической усталости от переутомления, Символизирует тягу к отдыху и восстановлению сил

* черный - символ земли, отказа от всяческих стремлений и жизни вообще. Несет в себе неприятие сложившейся ситуации, противодействие внешнему давлению, протест против судьбы.

 

 

В композиции выразительными средствами являются форма и фактура изображаемых предметов, их расположение в пространстве по горизонтали и вертикали, что даёт ощущение ритма и контраста.

Важным средством является и ритм, который проявляется в чередовании на картине повторяющихся линий, красок и пятен, что может передавать спокойствие или напряженность изображения, быстроту или постепенность развития действия.

Предлагаемые ниже задания основаны на развитии навыков идентификации и эмпатии. Прежде чем воплощать предлагаемый образ средствами живописи, в него надо постараться вжиться и почувствовать его как составную часть своего духовного мира. Лучше всего такое эмпатическое вживание происходит в процессе медитативного погружения в создаваемый образ.

Задания для развития навыков художественного творчества и образного мышления могут быть следующие:

1. Нарисовать при помощи разнообразных линий в символическом или абстрактном варианте такие понятия и представления, как: «Гордость», «Свобода», «Честь», «Любовь», «Порыв», «Благородство», «Презрение», «Ненависть», «Радость», «Печаль», «Полёт» и т.д.

2. Передать те же понятия и эмоциональные состояния красками.

3. Рисование архетипов коллективного бессознательного – Матери, Героя, Мудреца, Дитя.

4. Рисование масок – «Героя», «Злодея», «Весельчака», «Нытика», «Ужастика».

5. "Эмоции и краски". Выразить различные эмоции - любовь, гнев, радость, сарказм, шутку и т.д. в живописных рисунках абстрактной живописи.

6. Рисование своего духовного мира: «Моё реальное я», «Моё идеальное я», «Моё я в глазах других».

7. Тематическое рисование для самопознания и изживания негативных переживаний: – «Автопортрет», «Я и моя семья», «Моё обычное настроение», «Моё настроение перед экзаменом», «Моё будущее», «Самый веселый день моей жизни», «Самый грустный день моей жизни», «Мои страхи и тревоги», «Мои неудачи», «Мои победы».

8. Рисование образов, навеянных музыкальными произведениями. Берутся классические произведения Моцарта, Шопена, Чайковского, Брамса, Равеля.

9. Иллюстрирование и создание образов литературных героев: «Дон-Кихот», «Мефистофель», «Обломов», «Капитан Грэй», «Скупой рыцарь» и т.д.

10.Рисование семейного герба и образа жизненного пути своей семьи и своего собственного.

11. Перевод в художественно-изобразительный образ и рисование пословиц и поговорок: «Не всё коту масленица», «Вскормили змейку на свою шейку», «Волков бояться – в лес не ходить» и т.д..

12. Рисование натюрмортов и композиций, выражающих определенное эмоциональное состояние: «Дерзость», «Шалун», «Нежность», «Энергия», «Отшельник» и т.д..

13. Рисование образа несуществующего животного, или диковинного существа, в котором соединяются различные части не только животных, но так же растений и птиц. Например, нарисовать диковинное животное, у которого голова - лягушачья, лапы - как ветви дерева, ноги - как у орла и хвост как у кота или крысы. Подобное соединение отдельных частей тела часто делается в сказках и мифах. Примеры подобных образов - русалка, кентавр, сфинкс, дракон.

14. По аналогии с известным заданием нарисовать несуществующее животное придумать несуществующее слово, нарисовать его разными красками, объяснить что с ним можно делать, где и когда употреблять.

15. Рисование несуществующего «волшебного» растения или дерева, у которого на стебле или на стволе растут различные овощи и фрукты.

16. Рисование пиктограмм, обозначающих аптеку, больницу, театр, ресторан, баню,

17. Рисование почтовых марок с изображением своего города или деревни.

18. Рисование новых моделей одежды и обуви.

19. Рисование плакатов, рекламирующих и призывающих сберегать природу и экологию, осваивать новые знания, стремиться к нравственному самосовершенствованию и вести здоровый образ жизни.

20. Рисование моделей фантастических автомобилей, самолетов, кораблей, яхт, велосипедов и детских колясок.

Скульптура и Лепка

Большинство выше приведенных заданий в области изобразительного искусства можно выполнять в процессе лепки из пластилины или глины. Объёмное выражение образа, возможное в этом случае, даёт больший простор воображению, позволяет рассматривать создаваемый образ с разных точек зрения. Это в свою очередь развивает такую важную особенность творческого мышления, как способность видеть мир не так, как его видят другие.

Сопротивление, которое оказывает тугая глина и пластилин, оказываются хорошим средством для перевода нервного напряжение в мускульное, что способствует нормализации и улучшению психического состояния.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.