Здавалка
Главная | Обратная связь

Повышение уровня мастерства в самостоятельных занятиях



Мастерство исполнителя одним концом упирается в художественный образ, другим - в цирковое искусство, требующего ювелирной точности движений. Это относится в первую очередь музыкантам-инструменталистам, танцовщикам и, разумеется, артистам цирка. Доведение нужных движений до полного и абсолютного автоматизма - либо в речевом аппарате, как это требуется от актеров, либо в движениях пальцев рук, как это требуется от музыкантов-инструменталистов, либо в движениях тела, как этого требует профессия артиста цирка, придает уверенности и является залогом успешного выступления.

 

3. Укрепление общего физического здоровья и самочувствия.

Артистическая деятельность очень трудна и требует большой затраты как чисто физических, так и психических сил. Богемный образ жизни, связанный с веселым и беззаботным времяпровождением, часто не даёт талантливому человеку реализовать все те возможности, которыми его наделила природа. Подобный образ жизни погубил немало самобытных артистов всех рангов, - и актеров, и музыкантов, и художников, и писателей. Здесь хочется привести высказывание известной французской пианистки Маргариты Лонг, которое можно адресовать не только музыкантам, но и всем другим артистам: “Пианисту предстоит вести жизнь с добросовестностью спортивного чемпиона, уметь защищать своё здоровье, строго следовать правилам физической и моральной гигиены. подходящим для того, чтобы преодолевать утомление от многочисленных часов, проведенных за клавиатурой, избегать износа нервов, ослабления воли. Я знаю, что нужно много смелости и большое упорство, чтобы сегодня осуществлять подобную программу жизни. Ради своего искусства приходится жертвовать многим. Артистическое ученичество стало героизмом, ибо наш век суров к ученикам Аполлона”. [147] / Цит. по: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М., 1966, С.232.

 

4. Повышение уровня концентрации внимания на исполняемом произведении во время публичного выступления

 

Исследования в области успешности публичного выступления показывают, что если музыкант или актер полностью концентрируется на исполняемом, будь то драматическая роль, или же музыкальное произведение, то качество игры значительно увеличивается по сравнению с тем, когда артист думает о том, какое впечатление он произведет на публику. К.С. Станиславский говорил об узком и широком круге внимания актера, выходящего на сцену. Под узким вниманием он имел ввиду направленность актера только на то, что он делает на сцене. Под широким - мысли о том, как он выглядит перед зрителями, и что они скажут о его исполнении. В целях уменьшения волнения К.С. Станиславский советовал начинающим актерам находится в узком круге внимания и тогда актер имеет все шансы хорошо справится с ролью. Современные исследования подтверждают рекомендацию К.С. Станиславского о необходимости думать в первую очередь об исполняемом, а не о реакции публики.

5. Освоение навыков идеомоторной тренировки в состоянии

АТ и медитации.

В структуре исполнительского действия всегда присутствуют два элемента - программирующий, связанный с формированием нужных представлений в коре головного мозга, и исполнительный, связанный с непосредственным выполнением движения. Между ними существует неразрывная связь, которую установили независимо друг дот друга французский химик Шеврель и английский физик М. Фарадей. Суть проведенных ими экспериментов состояла в следующем: на указательный палец на первую фалангу наматывалась нитка длинной 70-80 см с прикрепленным к ней грузом. Если вытянуть руку, сосредоточить внимание на этом грузе и представить себе мысленно, что он начинается раскачиваться подобно маятнику, то груз через какое-то время действительно начинает раскачиваться и двигаться по той траектории, которую человек себе представит - вправо-влево или по кругу. Мысль или представление, рожденные в мозге, непроизвольно, как бы само-собой вызывает моторную реакцию, отчего подобные явления и получили название идеомоторных актов.

Хороший уровень подготовленности к выступлению проявляется в том, что исполнитель отчетливо может представить себе весь процесс своего выступления в своем сознании. Однако такое случает далеко не всегда. Выполнение исполнительского движения без предварительного его осознания - весьма распространенная ошибка как среди музыкантов, так и среди актеров и танцовщиков. Освоение новых видов движений могло бы проходить значительно быстрее, если бы начинающие артисты знали бы о пользе идеомоторных актов. В момент их выполнения в коре головного мозга проходит тот же самый электрический импульс, как и при реальном движении, что ведет к укреплению нейронных следов мозговой памяти.

Опытные музыканты, танцовщики, актеры, спортсмены широко применяют такую репетиционную работу в уме, что помогает им добиваться хороших результатов с меньшими реальными физическими усилиями.

При выполнении идеомоторных упражнений необходимо соблюдать следующие условия:

1. Сформировать движение сначала в мысленном плане и только потом выполнять его в реальном действии. Для выполнения движения в идеомоторном плане над спокойно сесть, расслабиться, закрыть глаза, войти в аутогенное состояние или состояние медитативного погружения и мысленно выполнить движение, по возможности проговаривая его про себя.

При ошибках в реальном действии следует снова вернуться к программирующей части движения и скорректировать его.

2. Мысленные представления необходимо пропускать через двигательный аппарат, вызывая в нем соответствующие ощущения в виде свернутых движений.

3. Точности выполнения движения помогает его проговаривание в громкой речи. Например: “ Это аккорд поставить крепко на пальцы от всей руки”, “ В этой фразе сделать акцент на слове “никогда” как можно сильнее”, “при исполнении фуэте “держать точку”.

4. Выполнение движения в идеомоторном плане надо начинать с медленного темпа, чередуя его впоследствии с медленным и быстрыми темпами.

4. При выполнении движения в реальном плане следует сосредотачиваться не на общей успешно или неуспешно выступления, а на конкретных действиях, ведущих к нужному результату. Например, “Здесь играть строже и ритмичнее”, “В этом месте больше сделать взмах рукой”. Подобные самоприказы свидетельствуют о навыках самоконтроля и необходимом контроле своих действий со стороны внешнего наблюдателя.

Даже когда действие хорошо освоено, идеомоторные упражнения не следует прекращать, так как они позволяют поддерживать программирующий элемент движений в надлежащей форме.

Умение выполнять действие в уме до начала публичного выступления представляет собой более рациональный вид работы по сравнению с тем, который психологи называют методом “проб и ошибок”. В этом случае действие сначала выполняется, а потом исполнитель видит, что сделал что-то не так, как надо. В этом случае контроль осуществляет не впереди действия, а после него. Осмысливается и замечается ошибка, которую уже нельзя исправить. На основе многократных повторений можно добиться желаемого результата, отбрасывая движения, которые не приводят к цели. Но работая таким образом, исполнитель должен помнить, что каждое неверное движение и неточно выполненное движение оставляет в программирующей части мозга свой след, который остается и в нервно-мышечной памяти двигательного аппарата. В состоянии нервного напряжения, вызванного сценическим волнением, эти следы могут легко растормозиться, оживиться и испортить исполнение.

Одна из распространенных ошибок, которую допускают исполнители, осваивающего идеомоторные представления, заключается в том, что в момент его выполнения они находятся в положении стороннего наблюдателя, при котором мозг знает, как выполнить то или иное движение, но нужная программа действий не переходит на исполнительский уровень, то есть, уровень конкретных движений. Этот разрыв можно преодолеть, только пропуская нужное движение через весь мышечно- двигательный аппарат, вызывая нужные в нем ощущения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.