Здавалка
Главная | Обратная связь

Режим и гигиена работы артиста



Художественное творчество помимо того, что оно способно приносить любому артисту огромную радость, требует для своего воплощения огромного количества труда, часто изматывающего и изнурительного. Это особенно касается музыкантов, танцовщиков и цирковых артистов, у которых профессионализм тесно связан с физическими действиями. Малейший сбой в техническом аппарате у представительного этого вида творчества ведет либо к разрушению качества художественного образа, либо к физической травме.

К.С. Станиславский закончил свою книгу «Работа актера над собой» следующими словами:

Только знать систему – мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры.

Певцам необходимы вокализы, танцовщикам – экзерсисы, а сценическим артистам – тренинг и муштра по указаниям "системы". Захотите крепко, проведите такую работу в жизни, познайте свою природу, дисциплинируйте ее, и, при наличии таланта, вы станете великим артистом".

Минимальным количеством ежедневных занятий, необходимым для поддержания достаточного уровня профессионализма, судя по высказываниям многих методистов и в искусстве, и в спорте, является их продолжительность в объеме трех часов. Для достижения высоких результатов и продвижения вперед требуются от 5 до 7 часов занятий, а иногда даже и больше.

Согласно рекомендациям гигиенистов самая сложная работа должна проводиться в утренние часы, когда мозг свеж и внимание не притуплено. При этом каждые 50 минут надо делать небольшой перерыв до 10 минут до наступления утомления. Перерыв более 15 минут нежелателен, так как теряется темп работы и состояние “вработанности”, после чего приходиться снова тратить время и усилия на достижение этого рабочего состояния.

Очень важно в начале трудового дня - постепенное вхождение в рабочий ритм. И.П. Павлов в своих трудах неоднократно отмечал, что никакую сложную работу, как бы человек ни привык к ней, никогда нельзя начинать стремительно, без предварительной подготовки. Это надо делать с определенной постепенностью и последовательностью - от простого к сложному. При этом надо внимательно прислушиваться к собственному организму, как бы постоянно спрашивая его, какие нагрузки он может выполнить в данный момент.

У танцовщиков и цирковых артистов такую подготовительную фазу называют разминкой, у музыкантов - разыгрыванием, у вокалистов - распеванием, у актеров - разогревом. Такая предварительная работа приводит организм в состояние “боевой готовности”, которое сопровождается повышением частоты пульса до 80 ударов в минуту, повышением чувствительности анализаторов и скорости прохождения электрического импульса по нервным волокнам.

В зависимости от специфики деятельности такая подготовка у музыкантов выражается в игре гамм и арпеджио, у танцовщиков - в виде растяжек, прогибов и наклонов, у вокалистов - в виде вокализов и специальных упражнений на расширение диапазона голоса, у актеров - в виде произношений скороговорок.

Большое значение в занятиях имеет свежесть восприятия и концентрация внимания. Так, основатель Московской Консерватории Николай Рубинштейн рекомендовал: “Механическое упражнение остаётся сухим и бесцельным, если в его основе не лежит работа головы. Когда же пальцы и голова идут рука об руку, то естественным следствием этого духовного напряжения явится утомление и изнеможение - признак необходимости прекращения работы”. [148]/ Цит. по: Алексеев А.Д. Русские пианисты. М., 1948. с. 324-235.

По мнению Н. Рубинштейна в целях профилактики утомления и наступления невнимательности четыре часа занятий надо разбивать на две порции - утром и вечером.

С этим высказываем перекликаются мысли другого пианиста - И. Гофмана, когда ему задали вопрос о том, будет и музыкант продвигаться быстрее, работая по восемь часов вместо четырёх. “Слишком долгая игра в один день, - отвечал И. Гофман оказывает отрицательное влияние на успехи в занятиях, потому что, в конце концов работа плодотворна только тогда, когда выполняется с полной умственной сосредоточенностью, а последняя может поддерживаться лишь в течение определенного времени. У одних эта способность к сосредоточенности истощается быстрее, чем у других; но как бы долго они ни сохранялась, когда она исчерпывается - всякая дальнейшая работа становится подобной развертывания свитка, который мы старательно свертывали.... Помните, что в занятиях сторона количественная имеет значение лишь в сочетании с качественной. Внимательность, сосредоточенность, старательность делают излишними всякие расспросы насчет того, сколько нужно работать.”[149] / Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.. 1961, С. 130-131/

Гофман рекомендовал через каждые полчаса работы делать паузу и никогда не заниматься больше одного часа подряд, самое большее - двух часов с перерывом.

Важным моментом режима художественного творчества является умение планировать и структурировать время таким образом, чтобы оно не проходило впустую и всегда приносило полезные плоды. Сразу отметим, что многие молодые артисты позволяют здесь непозволительную расточительность, о чем в зрелые годы горько жалеют. Так, С.В. Рахманинов в зрелые годы корил себя, что по молодости, когда у него было здоровье, “он отличался исключительной ленью”, когда же здоровье стало слабеть, он, по его словам, только стал и думать, что о работе.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.