Здавалка
Главная | Обратная связь

Неизбежность прекрасного



- Поэт в России больше, чем поэт, - сказал однажды Евгений Евтушенко. А больше поэта может быть только пророк, миссия которого состоит в пробуждении людей к более высокой и нравственной жизни, в которой есть торжество справедливости, радость обновления и гармония сущего.

Артисты и художники, писатели и музыканты, драматурги и хореографы – все они в той или иной степени поэты, а значит и пророки, которые помогают обычным людям понять и выразить то, что они чувствуют, но выразить не могут.

«Мысль изреченная есть ложь», - сказал Ф.Тютчев. Но мысль изреченная и выраженная при помощи пластики танца, интонаций музыки и красок живописи не может быть ложью. Потому что она исходит из сердца артиста и обращается к сердцу созерцателя. И поэтому невербальное выражение мысли, которой владеют большие артисты и художники, оказывается гораздо сильнее и действеннее обычных слов.

Сегодня наша страна переживает не лучшие свои времена. Многие из тех, кто гордились своей духовностью, стали поклоняться золотому тельцу и смотреть на окружающий мире через копейку, но чаще всего – увы, через доллар. Пресловутая система коммунистического воспитания, создавшая в своё время ореол святости вокруг человека новой формации - «личности развитого социализма», в одночасье рухнула, когда спали внешние идеологические оковы, и все увидели, что у такого человека не оказалось внутреннего морального стержня, который мог бы помочь противостоять бедам и превратностям жизни, обрушившимися на наш народ с началом перестройки.

Эти беды сегодня хорошо известны. Они – в коррупции и продажности чиновников, в разгуле преступности и безнаказанности уголовников, драматической ситуации в экологии и демографии, ограблении «новыми русскими» природных ресурсов страны и нищенском существовании тех, от кого зависит будущее России – врачей, учителей и ученых.

То, что в сегодняшней жизни российского общества так много всевозможных неурядиц в виде коррупции, межэтнических конфликтов, организованной и бытовой преступности, болезней и высокой смертности свидетельствует не только об экономических трудностях страны, но и об удручающе низком уровне присутствия в её жизни эстетического начала. Можно спорить, что здесь первично, а что вторично - экономика или эстетическое отношение к жизни, но на наш взгляд, именно низкий уровень эстетического сознания, особым образом проявляющийся и в сфере политики, и в сфере экономики, и в сфере права обуславливает все те перекосы общественной жизни, которые были упомянуты выше. Отсутствие чувства ответственности за решения, принимаемые нечистыми на руку чиновниками, связано с неразвитостью у них способности к личностной идентификации со своим делом, а отсутствие чувства меры, которое является ведущим началом в эстетическом отношении к действительности, приводит к перекосам и злоупотреблениям в сфере властных отношений.

Нынешнее поколение молодых людей, выросшее в этих ужасных условиях, то самое поколение, которое выбрало «Пепси» и жевательные резинки ««Орбит» без сахара», можно считать потерянным для будущего Возрождения России. Недальновидные, жадные и властолюбивые политики, думающие больше о своем кармане, чем о благе Отечества, давшие зеленый свет потребительскому стилю жизни, повлияли на неокрепшие души молодежи так, что многие её представители, становясь взрослыми, в своем развитии не вырастают выше пупка.

Поэтому надежда есть только на совсем юных, тех кто ходят в детский сад и поступают школу. У них надо развивать чувства сопереживания и эмпатии к окружающему миру, к своей стране и к своему народу, у них надо воспитывать бережное отношение ко всему живому вообще и к другому человеку в частности. И сделать это могут только те, кто преподает искусство – учителя музыки и хореографии, изобразительного искусства и театра, литературы и истории. Им сегодня очень трудно это делать, потому что еще очень многие управленцы от образования полагают, что искусство – это всего лишь необязательный десерт в воспитании молодого поколения. Но им надо жестко напомнить, что те страны, которые экономят деньги на воспитании людей, где людям не предлагается пространство для личностного развития, те страны будут тратить гораздо больше денег на строительство тюрем, психиатрических больниц и содержание правоохранительных органов. Поэтому прекрасное – неизбежно. Альтернативой может быть только последующее вымирание населения нашей страны, лишенной нравственного чувства.

В начале двадцатых годов прошлого века большевики начали изгонять из страны интеллигентов – ученых и философов, которые мешали им проводить свою каннибальскую политику уничтожения собственного народа на основе «всесильного» учения марксизма. Вслед за учеными и философами перед Великой Отечественной войной в стране прошли репрессии и гонения на видных военачальников, а после войны - на писателей и поэтов, композиторов и режиссеров, художников и врачей. Оставшись без интеллектуальной гуманитарной элиты, в советское время народ в стране стал игрушкой для манипулирования со стороны всесильных партийных бонз. И страна стал деградировать. Она будет продолжать это делать и до сих пор, если существующая ныне элита не поймёт, что нельзя поднять экономику и уровень жизни, не решая проблемы нравственной жизни народа.

Не зря говорят, что село без праведника не стоит. Потому что каким бы богатым это село ни было материально, его главное богатство будет заключаться не в деньгах, а в нравственных ценностях людей, которым эти деньги могут служить. Какой смысл трудиться ради увеличения валового продукта, если огромная часть его через оффшорные зоны будет утекать в карманы нечистоплотных дельцов, а большинство людей в стране будет продолжать бороться с голодом и нищетой?

В стране не воцарится демократия, пока люди не начнут руководствоваться общечеловеческими нравственными законами поведения, пока внутренние регуляторы поведения, связанные с моралью и совестью, не сменят внешние регуляторы, связанные со страхом разоблачения и наказания.

Многие представители власти и образования уповают на то, что обращение к религии и к ценностям христианства может спасти нашу страну от морального разложения. Но смешно видеть, как вчерашние партийные бонзы, которые при коммунистах преследовали верующих, сегодня держат свечки в храмах, и изумление охватывает при виде уголовников, которые крестят в церквях своих детей, но продолжают творить корыстные преступления. Расхождение слова и дела – многолетняя болезнь российской жизни и только целенаправленное воспитание на новых педагогических принципах может её излечить. Статистика говорит нам, что верующими христианами у нас в стране считают около от 49 до 52 процентов населения. Но социологические исследования говорят, что только 2 процента из них знают и совершают христианские обряды, без которых невозможна жизнь истинно верующего человека.

Внутренние моральные регуляторы поведения, которые обеспечивают нравственный облик человека, могут быть сформированы только на основе механизмов эмпатии и идентификации, которые описаны в этой книге. По-настоящему они развиваются у человека только в процессе общения его с искусством. При наличии в психике человека подобных механизмов, делающих окружающий его мир как некое подобие продолжения самого себя, он не сможет совершать насилия ни над другим человеком, ни над природой, ни над законами справедливости. Идентифицируя себя со своим Отечеством и ощущая с ним эмпатическую связь, бизнесмен не сможет вывозить свои прибыльные деньги в другие страны, но будет вкладывать их в процветание своей собственной страны.

Михаил Чехов в системе Станиславского видел способ совершенствования человека. «Система,— писал он, - учит актера узнавать недостатки свои и общечеловеческие и бороться с ними». Но этому учит не только система Станиславского, но любая продуманная система эстетического воспитания, в которой формируется целостное восприятие и осмысление мира через психологические механизмы эмпатии идентификации.

Воспитание таких людей – вот главнейшая цель и жизненная миссия тех, кто преподаёт искусство в общеобразовательных школах, школах и колледжах искусства, вузах и университетах культуры. Сделать мир лучше и добрее можно только через воспитание более совершенного человека, но никак через экономику, в чем глубоко заблуждаются нынешние политики и экономисты.

 

***

Библиография

1. А. Андреева, “Неожиданные последствия уроков музыки”, Газ “Коммерсант” № 228, 5 декабря 1998 г./

2. Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине. Панорама искусств № 8, М., 1985.

3. Н.Н.Александров. Дж. Байрон. Жизни замечательных людей. Биографическая библиотека Ф.Павленкова.. Челябинсук. 19978. С. 332.

4. Алексеев А.Д. Русские пианисты. М., 1948.

5. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководство по игре на клавишно-струнных инструментах. / Хрестоматия «От эпохи Возрождения до середины XIX века. Киев, 1974. с. 82-84/

6. Аристотель. Поэтика. М., 1957, С. 50. //История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т. М.,1962-1970., т. 1., с. 78./

7. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

8. Аристотель. Собр. соч. в 4 т. М., 1975.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.

10.Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М., - Л. 1969.

Баумгартен А. Эстетика. - “История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли”, т. II, с. 455

11.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. Автор и герой в эстетической деятельности. М., 1986

12. Бердяев Н. Самопознание. М.. 1990. С.200.

13.Белинский В.Г. Полн. собр. соч. , т. Х, М., 1956, с.3

14.Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916.

15.Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975. 399 с.

16.Бирман А. О художественной технике пианиста. М., 1973.

17.Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.

18.Боккаччо, Бомарше, Беранже, Байрон, Бальзак. Биографические повествования. Челябинск., 1998.

19.Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г.Мещерякова и А.П.Зинченко. Санкт-Петербург, 2003, с.140)

20. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М,1995.

21. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.

22.Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

23. Бутенко Э. Имитационная теория сценического перевоплощения. М., 2004.

24.

25. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.

26. М. В. Ватсон Фридрих Шиллер. Его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк. Биографическая серия А. Павлюченкова. Челябинск, 1998.

27. Вахтангов Е. Записки. Письма. Статьи. М., 1939.

28.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 345 с.

29. Вильсон Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. М.,2001.

30.Бенуа А.Н.. Мои воспоминания. В 5-ти книгах. Кн. 4-5. М., 1980, с. 706/

31. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916.

32.Белинский В.Г. ПСС., Т. 7., С. 307/.

33. Пьер-Жан Беранже. Его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк М. Барро.// Биографическая библиотека Павленкова. Электронная книга.

34. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского ун-та. 193ю - 173с.

35.Благовещенский И.П. Некоторые вопросы исполнительского искусства. Минск, 1965, С.56.

36.Булгаков М. Избранные произведения. М., 1966, с. 538-540/

37.Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

38. Вахтангов Е. Зписки. Письма. Статьи. М.. 1939.

39. Вильсон Гленн. Психология артистической деятельности. Таланты и поклонники. М., 2001.

40.Выготский Л.С. Психология искусства. М.. 1965.

41.Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М., 1966.

42. Г.Гегель. Собр. Соч. М., 1958. т.1, с. 290./

43.Гейне Г. Собр. соч. в 10 т. М. - Л., 1956-1959,Т. 8. С.58

44. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. - М, 1994

45.Гёте И.-В.. Статьи и мысли об искусстве. М., 1936. С.336

46.Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969.

47.Григоренко Е.Л. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности. Автореф. канд. диссертации. М., 1989.

48. С.В.Гиппиус. Тренинг развития креативности.Гимнастика чувств.СПб: 2001.

49.С.В.Гиппиус. Психологический тренинг Гимнастика чувств. «-е дополненное и переработанное издание.М., 2003

50.Глинка. Записки. М., 1953., С.109/

51.Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.. 1961./

52. Гройсман А.Л. Личность. Творчество Регуляция состояний. Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М,, 1998. с.129-13

53. Давыдова М.А.Биографический очеркВ.А.Моцарт его жизнь и музыкальная деятельность. Биографическая серия. Библиотека А.Павленкова. Челябинск,1998.

54. Дидро Д. Парадокс об актере. М., 1922.

55. Дога Е. Моя жизнь полна чудес. Интервью с Т.Сергеевой. Ж. «7 дней». № 19, 9 – 15 мая.

56. Гоголь Н.В. Собр. соч., Т. 8. М.-Л., 1940- 1952, С. 477

57. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. Питер Ком., 1999,. - 368 с. (Серия “мастера психологии”)

58. Житинкин А. Плейбой московской сцены. М. 2003.

59. Житомирский Д. Роберт Шуман. М., 1964.

60. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических расстройств. М.,1995.

61. Ершов П.М. технология актёрского искусства. М., ТОО «Горбунок» 1992

62. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1978, с. 45./

63. Зильберман И.А. Гамаюнов Б.П. Психотерапевтический театр как продолжение психотренинговой группы при лечении неврозов у детей. // Вестник гипнологии и психотерапии. Спб, 1992. - № 2.

64. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // Вопр. психол. 1988. № 6. С. 15 — 30.

65. Зинченко В. П., Величковский В. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980.

66. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.,

67.Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество. В кн. “Бессознательное: природа, функции, методы исследования. т. IV, Тбилиси, 1985, с. 259

68. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М., 2001.

69. Иванов В.В. Бессознательное,, функциональная асимметрия, язык и творчество. В сб. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. IV, Тбилиси, 1985.

70. Илиади А. Природа художественного таланта. М., 1964, с.

71.Как рисовать масляными красками. М.,2002.

72. Как рисовать. Пастель. М., 2002.

73.Киященко Н.И. Цели и задачи, принципы эстетического воспитания. - М, 1987.

74. Кнебель М.И. О том, что мне кажется особенно важным. Искусство. М., 1971.

75. Кольцова М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1974

76.Коган Г. У врат мастерства. М.. 1961.

77. Копцева Т.А. Природа и художник. - М, 1994.

78. Краткий словарь по изобразительному искусству. - М, 1961.

79. Кузин В.С. Психология искусства. - М, 1998.

80.Коган Г. У врат мастерства. М.. 1961.

81. Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьников. - М.; 1988.

82. В.Г. Короленко. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988.

83.Крамской об искусстве. М., 1960.

84. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 2001.

85. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М., 1938. Цит по: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1984., с. 22/

86. Левидов А.М. Автор-образ-читатель. Л., ЛГУ, 1983.

87. Лейнер Х. Кататимное переживание образов./ Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос”, 1996.

88.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М.: Медицина, 1983. - 256 с.

89.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Межд. пед. академия. 1994. - 368 с.

90. Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. М., 2004.

91.Коган Г. У врат мастерства. М.. 1961.

92.Коган Г. Из записей разных лет. “Советская музыка, 1989. №7.

93.Кон И. Открытие Я. М.. 1978. С. 92

94.Кристал Г. Нарушение эмоционального развития при аддиктивном поведении. В кн. “Психология и лечение зависимого поведения”. М.. 2000, С. 109/

95.Левидов А.М. Автор-образ-читатель. Л., ЛГУ, 193, С.66./

96.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Межд. пед. М., Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений /“Академия”, 2001

97. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Новейший справочник. Раздел Биосинтез. М. – Санкт-Петербург, 2003.

98.См. об этом: Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. Справочник практического психолога. М., 2005.

99. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма "Класс", 1994.

100.Манн Т. Собр.соч в 10 т. М., 1961.

101.Манн Т. Собр. соч. в 10 т. М., 1961.

102.Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.- 478 с.

103.Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, М., 1956, с. 592 /.

104.“Мастера искусств об искусстве.” М., 1939, т. III, с. 119.

105. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в обучении. М., 1972.

106. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. Ж. «Вопросы психологии». 1989, №6.

107. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А Добровольская. М., Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений /“Академия”, 2001.

108./ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 23, С. 189.

109.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: Педагогика, 1987. -144.

110.Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству. Ж. “Вопросы психологии. 1998, №

111.Мопассан Г.. Полн. собр. соч. в 12 т. т. 8., С.9/.

112. Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения. М., 1966, С. 37/

113.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд-е 5-е. М., 1987.С. 230.

114.Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М., 1983. С. 238/

115. З.Н.Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев. Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания». Вопросы психологии, 1979 №3.

116. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика. – М.:Издат-во ГИТИС, 2000.

117.

118.Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1984, с. 24.

119.Обухов Я.Л. Символдрама. Кататимно-имагинативная психотерапия для детей и подростков. М., 1997.

120.Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство. - Екатеринбург., 1970.

121. Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М., 1995.

122.Петрушина Н.В. Основы практической психологии. М., 2000 г.

123. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования. М., 2000.

124.“Письма Бетховена. 1787-1811 годы”... Публикация. Редактор- составитель Н.Л.Фишман. М, 1970, С.159-161.

125. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М, 1982.

126. Пономарев Я.А. Психология творчества. Изд-во “Наука”, - М.: 1976. - 302 с.

127. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976

128.Плужников Н., Рязанцев С. Среди запахов и звуков. М., 1991.

129.Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1984.

130.Пушкин А.С. Полн. собр. соч., М., 1949, т. Х, , с. 547

131. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.М., 2004.

132. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. // Болезни личности. Опыт исследования Минск - Москва. 2000 г.

133. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

134.Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. Ж “Вопросы психологии”, 1995, № 1. /

135. Розов В. Газ “Московская среда № 31, август 2003, С. 19

136. /Ротенберг В.С. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. М., 1982

137.Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. //Хрестоматия по психологии художественного творчества. М..1998.

138. Рурк Микки « Я так извалялся в грязи, что долго не смогу очиститься». Интервью с журналисткой М. Порк. Ж. «7 Дней». №23, 2005 г.

139. Русанов Г.А., Русанов А.Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. Воронеж, 1972.

140.Русские писатели о литературном труде. Л.. 1955, Т. 3.

141. Рутберг И. Пантомима, движение и образ. М., 1963.

142.Руффо Т. Парабола моей жизни. М., 1966. с. 302/

143.Саввинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М., Л. 1964. С. 124/

144. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М., 1982.

145.Сарьян об искусстве. Ереван., 1980ю, с. 45-46./

146.Серов А.А. Избранные статьи. М. -Л., 1950, С. 132/

147.Славянская мифология / Авт.-сост. Е.Ф.Конев.- Минск, 2003.. М., 1999.

148.Слово о книге. М.,1974./

149. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966

150.Собчик Л.Н. Цветовой тест Макса Люшера. М.. 1996.

151. Сокольникова Н.М. Основы композиции. 5-8 кл. М., 1996.

152. Социальная психология, М., 1975.

153. Станиславский К.С. Стенограмма занятий с оперными и драматическими отделениями 5 декабря 1935 г. – Музей МХАТа. – К.С. = № 6501/2

154.Станиславский К.С. Беседы Станиславского. М.. 1947, с. 315.

155.Станиславский К.С. Работа актера над собой. М, 1951.

156.Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.,1958, С. 465/

157.Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах М., 1954.

158.Стенберг Р., Григоренко Е. “Учись думать творчески” 12 теоретический обоснованных стратегий обучения творческому мышлению./ Основные современные концепции творчества и одаренности. - М., 1997. - С. 191-192/

159.Старадубец Ан. Жил такой парень. 25 июля Василию Макаровичу Шукшину исполнилось бы 75 лет. Газ.“Московская среда”, № 27, 2004 г. Интервью с Ю.А. и Р.А. Григорьевыми.

160.Сорокин П. Социология. М., 1992./

161.Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор. В кн. Психология и лечение зависимого поведения. М., 2000

162.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

163.Толстой Л.. Собр. соч. в 20 т., т.17.

164. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. Ж.Вопросы психологии 1998, №4 с.123

165. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник для учителя. М. 1991.

166. Федор Достоевский. Тексты и рисунки. ( Составитель К.А. Баршт. М.. 1989.)

167.Психология художественного творчества. Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок. Минск., 1999.

168. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. - М, 2000.

169. Художественная галерея, Кандинский № 29, 2005.

170.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М., 2004.

171.Шаляпин Ф. Литературное наследство.В 2-х т., М., 1957.

172. Шаляпин Ф. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М., 2005. с.35

173. Шибутани Т. Социальная психология. М.. 1969. с.158.

174.Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сб. статей в 2 т. Т. 2-Б., С.182/

175.Сидоренко Е. В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб., 1993.

176. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1958.

177.Станиславский К.С. Работа актера над собой. // Собр.соч. в 8 тт. М., 1954-1961.

178. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М.,1947.

179. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. М., 2001.

180. Чаплин Ч. Моя автобиография. М., 1966, с.391-392/.

181. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

182. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989

183. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

184.Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.

185. Юнг Карл Густав. Архетип и символ. М.. 1991.

186.Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

187. Цомакион А.И.. Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность. Биографический очерк. Библиотека А. Павленкова. Челябинск, 1998.

188.Чайковский П.И., С.И. Танеев. Письма. М.. 1951/

189. Чайковский П.И. Письма близким. М., 1955,

190. Чехов Михаил Путь актера. М., 2003.

191.Честерфилд Письма к сыну. М., 1993.

192.Шестаков В.П. Эстетические категории, М., 1983.

193.Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

194. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека.// Идеи эстетического воспитания. Том второй Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике XVII-XIX веков. М., 1973/.

195. Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. и др. Музыкальное образование в школе. М., 2001.

196. Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника. Методическое пособие. М.2004.

197.Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М -Л., 1934.

198.Элькин В.М. Целительная магия музыки. СПб., 2000.

199. Эфроимсон В.И. Генетика гениальности. М., 2004./

200. . Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Сб. статей. – М., 1991.

201. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.

202. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. СПб, 1994.

203. Юнг К. Подход к бессознательному. //Архетип и символ. М. 1991

204. . Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев; М., 1997.

205. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1998.

206. Ямвлих. Жизнь Пифагора. Изд-2-е. М.. 1998, с.53/.

207.MacKinnon. Creativity: a multi-faceted phenomenon [WWW document] URLhttp://www.rsad.edu/-ccjones/01 -02/sophcd/readings/creativity.html

208. Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.

 


[1] Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966, С. 37.

[2] Там же, С. 507-508

 

 

[4] Баумгартен А. Эстетика. - “История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли”, т. II, с. 455/

[5] Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957, 1451 а

[6] Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М., 1938. Цит по: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.. 1984., с. 22/.

[7] /История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т. М.,1962-1970., т. 1., с. 78./

 

[8] Выготский Л.С. Психология искусства., М., 1986, с. 92.

 

[9] Станиславский К.С. Стенограмма занятий с оперными и драматическими отделениями 5 декабря 1935 г. – Музей МХАТа. – К.С. = № 6501/2

 

[10] Розов В. Газ “Московская среда» № 31 август 2оо3. С. 19

 

 

[12] Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974, с. 47

[13] Цит по: Торшина К. А. : Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. Ж.Вопросы психологии 1998, №4 с.123

[14] Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрованная терапия на основе экспрессивных искусств. Ж “Вопросы психологии”, 1995, № 1. /

[15] Бердяев Н. Самопознание. М.. 1990. С.200

[16] Л. С. Выготский. Психология искусства, М. 1986., С. 110/

 

[17] Л. С. Выготский Психология искусства. М., 1967, С, 318-325.)

[18] Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности ; Ж.»!Вопросы психологии. 1989, №6, с.29.

[19]

[20] Цит: по Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопросы психологии, 1997№4, с. 20-27

[21] /Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества.// Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. М., 1982/

 

[22] Аристотель. Поэтика. М., 1957, С. 50

[23] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. , т. Х, М., 1956, с.3/.

[24] Выготский Л.С. Психология искусства. с.57/.

[25] Ямвлих. Жизнь Пифагора. Изд-2-е. М.. 1998, с.53/.

1. [26] Элий Белютин. Искусство – это восстание Материал журналистиа Евгения Крушельницкого Газ Московская сред № 14(20) 20-26 апреля 2005 г

 

[27] Цит. по: Русанов Г.А., Русанов А.Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. Воронеж, 1972, с. 186./

[28] Эстетика. Словарь. М.. 1989.,с.413/

[29] Шибутани Т. Социальная психология. М., 1967., с.139.

[30] / Сарьян об искусстве. Ереван., 1980, с. 45-46./

 

[31] Берк Э. Философское исследование и происхождении наших идей о возвышенном и прекрасном. - “История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли”. т. 4.с. 105-106/.

[32] Липпс Т. Руководство к психологии. СПб., 1907, с.217 Цит. по: Джидарьян . И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. с. 92/

 

[33] “Письма Бетховена. 1787-1811 годы”... Публикация. Редактор- составитель Н.Л.Фишман. М, 1970, С.159-161.

 

[34] Выготский Л.с. Психология искусства, М., 1965, с. 324/

 

[35] Кристал Г. Нарушение эмоционального развития при аддиктивном поведении. В кн. “Психология и лечение зависимого поведения”. М.. 2000, С. 109/

 

[36] Э. Сэбшин. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор. В кн. Психология и лечение зависимого поведения. М., 2000, С. 18

[37] Ранк О. Эстетика и психология художественного творчества.В кн. Психология художественного творчества. Хрестомавтия. Сост. К.В.Сельченок. Минск, 1999., c. 6

[38] Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. М., 2001., с.14-15.)

[39] Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству. Ж. “Вопросы психологии. 1998, №

[40] Толстой Л.Н. Полн. собр. соч., т. 30, с. 65/

[41] Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. М., 2004

[42] [42]/ Чаплин Ч. Моя автобиография. М., 1966, с.391-392/.

[43] А. Андреева, “Неожиданные последствия уроков музыки”. Газ “Коммерсант” № 228, 5 декабря 1998 г./

 

[44] Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. М., 2004.

[45] /Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество. В кн. “Бессознательное: природа, функции, методы исследования. т. IV, Тбилиси, 1985, с. 259/

[46] См. об том: Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. М., 2004

[47] Сорокин П. Социология. М., 1992./

[48] Житинкин Андрей. Плейбой московской сцены. М., 2003, с. 112

[49] ( Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. и др. Музыкальное образование в школе. М., 2001, с. 57.

 

[50] З.Н.Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев. Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания». Вопросы психологии, 1979 №3.

[51] Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. (Ростов-на-Дону – Москва. 2000 г. С. 250-252..

[52] Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека.// Идеи эстетического воспитания, Том второй Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике XVII-XIX веков. М., 1973/.

[53] Цит. по: Житинкин А. Плейбой московской сценыю М. 2003, с. 18/

 

[54] Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководство по игре на клавишно-струнных инструментах. / Хрестоматия «От эпохи Возрождения до середины XIX века. Киев, 1974. с. 82-84/

 

[55] См. об этом: Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство. М. 1990.

 

[56] : Собчик Л.Н.Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990. С.25-30.

 

[57] Эфроимсон В.И Генетика гениальности. М., 2004, С. 77./

 

[58] /Ротенберг В.С. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. М., 1982

[59] Иванов В.В. Бессознательное,, функциональная асимметрия, язык и творчество. В сб. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. IV, Тбилиси, 1985, с. 254-259.

[60] Коган Г. ИЗ записей разных лет. “Советская музыка, 1989. №7

[61] Гройсман А.Л. Личность. Творчество Регуляция состояний. Руководство по театрально и паратеатральной психологии. М,, 1998. с.129-13

 

[63] MacKinnon. Creativity: a multi-faceted phenjmen [WWW document] URL http://www.rsad.edu/-ccjones/01-02/sophcd/readings/creativity.html

[64] Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. //Хрестоматия по психологии художественного творчества. М..1998, с.100.

[65] А. И. Цомакион. Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность. Биографический очерк. Библиотека А. Павленкова. Челябинск, 1998.

1. [66] Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине. Панорама искусств № 8, М., 1985 с. 149.

,

[67] Ромен Роллан. Собр. соч. т. ХVII, Л., 1935, с. 196./

[68] В.Г. Короленко. Воспоминания. Статьи. Письма.” М., 1988. С. 172/

 

[69] Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине. Панорама искусств № 8, М., 1985, С. 144

[70] Микки Рурк « Я так извалялся в грязи, что долго не смогу очиститься». Интервью с журналисткой М. Порк. Ж. «7 Дней». №23, 2005 год, С. 24

[71] Беседы К.С. Станиславского. М., 1947.

[72] Цит. по: Коган Г. У врат мастерства. М.. 1961.

 

[73] Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. (Ростов-на-Дону – Москва. 2000 г. С.158.)

[74] Н.Н.Александров . Дж. Байрон. Жизни замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова.. Челябинск. 19978. С. 332

 

[75] Жил такой парень. 25 июля Василию Макаровичу Шукшину исполнилось бы 75 лет. “Московская среда”, № 27, 2004 г. Интервью Ан. Старадубец с Ю.А. и Р.А. Григорьевыми.

[76] ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.