Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема № 6. Психология детско-родительских отношений



Детство в общественно-историческом контексте (Б.Д.Эльконин). Эволюция стилей отношения к детям в истории общества (Л.Демоз): инфантицидный, бросающий, навязчивый, социализирующий, помогающий. Гендерные особенности родительского отношения и воспитания. Биологически обусловленные факторы родительского отношения (Л.С.Печникова): сензитивный период; ключевые раздражители, импритинг. Детерминанты родительского отношения по А.Я.Варга: особенности личности родителя, клиникопсихологичские особености ребенка, социокультурные и семейные традиции оформления родительского поведения, этологический фактор раннего контакта с матерью, особенности общения взрослых людей между собой. Характерологические и личностные особенности родителей как детерминанты родительского отношения (Е.Т.Соколова, А.И.Захаров). Влияние индивидуально-типологических особенностей детей на родительское отношение (С.Чесс и А.Томас).

Подходы к классификации родительского отношения и воспитания. Определение понятий родительское отношение; родительские позиции и (или) установки; типы, стили и модели семейного воспитания. Стили родительского воспитания по А.Болдуин: демократический и контролирующий. Д.Боумрид: типы родительского отношения (авторитетный, авторитарный и попустительский) и параметры родительского воспитания: контроль, родительские требования, способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий, эмоциональная поддержка). Е.В.Буренкова: типы родительского отношения: пристрастное (демократическая позиция); безразличное (либеральная позиция); эгоистическое (автократическая); отношение к ребенку как к объекту воспитания без учёта особенностей его личности (авторитарная позиция); отношение к ребенку как к помехе (позиция отстранения); уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей (позиция равенства). Классификация родительского oтношения А.Я.Варга и В.В.Столина: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз». «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник».

Возрастная динамика детско-родительских отношений.Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка.Особенности динамики детско-родительских отношений на протяжении раннего и дошкольного детства. Специфика взаимоотношений родителей с детьми младшего школьного возраста. Взаимоотношения родителей с детьми подросткового и юношеского возраста

Диагностика детско-родительских отношений. Основные принципы построения и организация психодиагностической работы в системе детско-родительских отношений. Метод наблюдения в работе с семьей. Стандартизированные методики изучения детско-родительских отношений. Использование проективных методик в работе с семьей.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.