Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



1. Факторы удовлетворенности браком.

2. Психология супружеских конфликтов.

3. Любовные и брачные отношения в историческом контексте.

4. Проблема полоролевого распределения в историческом контексте.

5. Психологические причины измены партнеру по браку.

6. Взаимосвязь супружеских и родительских отношений в семье.

7. Особенности психологического консультирования супружеских пар.

8. Проблема гендерных различий в психологии.

9. Психологические проблемы разводов и повторных браков.

10. Особенности психического и личностного развития детей в неблагополучных семьях.

11. Семейное консультирование в психоаналитическом подходе.

12. Использование технологии НЛП в семейном консультировании.

13. Нетрадиционные формы брака.

14. Семейная терапия про В.Сатир.

15. Проблема гендерных различий в психологии.

16. Подходы и методы диагностики семейных отношений.

17. Формы и методы работы с семейными проблемами в практике школьной психологической службы.

18. Психопрофилактическая работа с семьей.

19. Современная замещающая семья: проблемы и преспективы.

20. Особенности семейных отношений мужчин и женщин пенсионного возраста.

21. Психологические аспекты беременности.

22. Влияние семьи на развитие способностей ребёнка.

23. Проблема взаимовлияния семейной жизни и деловой карьеры.

24. Особенности психического и личностного развития детей, воспитывающихся вне семьи.

25. Тренинговые программы «Эффективное родительство».

26. Влияние семьи на половую идентификацию ребенка.

27. Влияние семьи на личностные особенности ребенка.

28. Физическое наказание как признак деструктивности детско-родительских отношений.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:

Основная:

1. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Ежова. - 10-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 314 с.

2. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция [Текст] : учебник для бакалавров ; рекомендовано методсоветом по направлению / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев ; Моск. гор. псих.-пед. ун-т. - М. : Юрайт, 2013. - 423 с.

3. Николаева Е. И. Психология семьи [Текст] / Е. И. Николаева. – СПб. Питер, 2013. – 336 с.

4. Шнейдер Л. Б. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию [Текст] / Л. Б. Шнейдер, Е. М. Соломатина. – М. Изд-вл МОУВПОМПСУ, 2012. – 496 с.

5. Психология семьи [Текст] : методические указания по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельному изучению дисциплины для студентов по специальности 030301.65 "Психология" и направлению 030300.62 "Психология" / сост. Е. В. Котова ; НОУ СИБУП, Кафедра психологии. - Красноярск : НОУ СИБУП, 2012. - 44 с.

Дополнительная литература:

1. Бузин, Е.В. Психологическая помощь людям при переживании острого горя //Гуманитарные науки и образование в Сибири.-Новосибирск, 2013.- № 12. - С.47-49.

2. Возьмитель А. А. Образ жизни в России: динамика изменений [Текст] / А. А. Возьмитель, Г. И. Осадчая // Социологические исследования. - М. : Наука, 2010. - № 1. - С. 17-27.

3. Горбатов, Д. С. Общепсихологический практикум [Текст] : учеб. пособие для бакалавров ; рекомендовано методсоветом по направлению / Д. С. Горбатов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 307 с.

4. Елютина М. Э. Супружеские отношения в пожилом возрасте [Текст] / М. Э. Елютина // Социологические исследования. - М. : Наука, 2010. - № 11. - С. 83-92.

5. Еремина, Т. И. Визуальная психодиагностика: экспресс - методы идентификации личности по внешности, мимике и жестам [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. И. Еремина. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 234, [1] с.

6. Ефимова, Н. С. Социальная психология [Текст] : учебник для бакалавров ; рекомендовано Мин. образования / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. - М. : Юрайт, 2012. - 442 с.

7. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] : учебное пособие / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010. - 576 с.

8. Истратова, О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов [Текст] : сборник / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 375, [1] с. : ил.

9. Каменская, В. Г. Психодиагностика ребенка [Текст] : учебник для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / В. Г. Каменская, Л. В. Томанов, О. А. Драганова. - М. : Форум , 2011. - 400 с.

10. Котова, Е.В. Отношение родителей к дошкольнику с соматической симптоматикой //Гуманитарные науки и образование в Сибири.-Новосибирск, 2013.- № 12. - С.80-88.

11. Немов, Р. С. Психологическое консультирование [Текст] : учебник для бакалавров ; рекомендовано Мин. образования / Р. С. Немов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 575 с.

12. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] : в 2-х ч. учеб.- прак. пособие для вузов / Е. И. Рогов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - Ч.2 : Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 507 с.

13. Пациорковский В. В. Домохозяйства и семья в сельской России [Текст] / В. В. Пациорковский, В. В. Пациорковская // Социологические исследования. - М. : Наука, 2010. - № 2. - С. 111-117. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества [Текст] : учебное пособие / авт., сост. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 495 с.

14. Рашковский Е. Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) [Текст] / Е. Б. Рашковский // Вопросы философии : Научно-теоретический журнал. - М. : РАН, 2010. - № 10. - С. 27-37.

15. Чупина Г. А. Комплексный подход к проблеме предотвращения насилия в семье [Текст] / Г. А. Чупина, И. В. Сошникова // Право и образование : Современная гуманитарная академия, 2010. - № 9. - С. 33-45.

16. Шперлинь, А.В. Взаимосвязь гендерных различий и семейного статуса со стратегиями экономического поведения //Гуманитарные науки и образование в Сибири.-Новосибирск, 2013.- № 12. - С.49-58.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Понятийный словарь

Брак – исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной ,посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские права, обязанности.

Бикарьерная семья – это тип семьи, в которой равно значимыми признаются профессиональные интересы мужа и жены и оба супруга успешно сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры в избранной профессии.

Брачный сценарий – это существующее у индивида, чаще всего неосознаваемое представление о том, как должны развиваться его отношения в супружестве.

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу,бычай, религия) сексуальных отношений между мужчиной и женчиной, направленного на поддержание непрерывности жизни.

Гиперопека – преувеличенная, мелочная забота о детях.

Гипоопека – недостаточное внимание к детям.

Границы семьи – это «правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии». Это гласные и негласные договоренности между членами семьи относительно того, кто и что может позволить себе делать в семье и вне ее.

Жизнедеятельность – как проживание различных эмоционально значимых жизненных событий и как жизнетворческая деятельность по воспроизведению жизни.

Женская бигамия – это устойчивый брачный союз замужней женщины преимущественно с холостым мужчиной.

Идеальная семья – нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре.

Комплементарный брак – один супруг распоряжается, дает приказания, другой ожидает совета или инструкции.

Конкубинат – это длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить брак, при этом мужчина образовывает этот союз с женщиной, имеющей от него «внебрачного» ребенка, имея параллельно официальную жену.

Комплиментарный брак – это такой союз, в котором каждый из супругов занимает то же положение,которое он имел по отношению к братьям и сестрам в родительской семье.

Коммуникация –это процесс передачи информациив семье, при котором важно умение активно слушать других, способность ясно выражать свои мысли и оказывать эмоциональную поддержку собеседнику.

Любовь – избирательное отношение к представителю противоположного пола как к уникальной целостной личности.

Малая группа – это малочисленная по своему составу социальная группа члены которой общими целями и задачами находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом , что является основой для возникновения как эмоциональных отношений , так и норм поведения.

Метакомплементарный брак – ведущее положение достигает тот, кто реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя своим партнером.

Моногамия – брак, заключенный между первым мужчиной и первой женщиной.

Неопатриархальная семья – стратегическим и деловым лидером выступает муж, а тактическим и эмоциональным лидером – жена .

Нематриархальная семья – это совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния.

Неблагополучная семья – семья, характеризующаяся низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья не удовлетворяет полностью или частично потребность членов семьи в эмоциональной поддержке, ощущение ценности и значимости своего «Я»,эмоциональном тепле и любви.

Официальный брак – закрепляется ответственность мужчины и женщины перед законом за качество семейной жизни, исполнение семейных обязанностей и осуществление прав всех членов семьи.

Полигамия – брак, включающий в себя несколько партнеров.

Полигиния (многоженство) – брак одного мужчины с двумя и более женщинами.

Полиандрия (многомужество) – брак нескольких мужчин с одной женщиной.

Психологическое консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как « личность- личность».

Правовая помощь – это система мероприятий направленных на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан и юридическую реализацию в специально созданных органах.

Пунуальная семья – групповой брак, охватывающий братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. Половая связь между сестрами и братьями исключалась. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно.

Развод – это социально-психологический феномен заключающийся в изменении баланса сил, разрушающего и поддерживающего брак.

Реальная семья – понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования.

Ревность – это сомнения в верности партнера или страх по поводу его неверности.

Родительская позиция – это целостное образование, которое характеризует реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания.

Родные – это близкие родственники, подразумевающие близость,эмоциональную привязанность, поддержку, тепло.

Родительский стиль – обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Родительское отношение – взаимная связь и взаимозависимость родителей и ребенка.

Родственники – это конкретные лица, связанные кровным родством или «свойством» через мужа/жену.

Роль – набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослым.

Семья – это группа,удовлетворяющая потребности своих членов.

Семья – пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей,связанных кровными и родственными связями.

Семья – это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связей или усыновлении, т.е.на многосторонних отношениях между мужем и женой,братьями , сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Семейный уклад – это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи.

Симметричный брак – оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому.

Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни.

Супружество – это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

Супружеский контракт (соглашение) – это неоформленный индивидуальный договор, включающий надежды и обещания , которые приносит каждый из партнеров, вступающих в брак.

Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представ- лениям, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.

Семейные функции – это деятельность, которую семья выполняет, чтобы удовлетворить свои коллективные и индивидуальные потреб- ности.

Саморазвитие супругов – процесс продвижения мужа или жены к глубине сущностного образа своего гендера, к экзистенциальной самоактуализации, посредством раскрытия своих индивидуальных задатков и способностей.

Структура семьи – система отношений родства, а также нравственные, духовные, психологические отношения, внутрисемейные установки, отношения власти и авторитета.

«Эмоциональный развод» – разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, готовность к действиям расторжения отношений.

Эндогамия – такой брак, который могут заключить только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общности.

Экзогамия (от греч. «экзо» - вне и «гамос» - брак) – запрет браков внутри своих родов и необходимость вступать в него с членами других общностей.

Эгалитарная семья – это полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни.

Юридический развод – оформление разрыва отношений на формальном уровне.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросы для самопроверки

Семья – это

а) ячейка общества

б) семейная форма организации

в) малая социальная группа, основанная на отношениях между мужем и женой, братьями и сестрами , родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе.

г) не знаю







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.