Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическое обеспечение подготовки и несения караульной службы

подполковник А. Кучер

В статье предлагается вариант психологического обеспечения, позволяющий поэтапно анализировать психологическое состояние военнослужащих и исходя из конкретных результатов, ситуаций и условий несения службы принимать обоснованные меры психолого-педагогического воздействия на них. Данные методические рекомендации прошли практическую апробацию в РВСН и ВРХБЗ. Мы рассчитываем на творческое использование описанной методики и ждем отзывов, предложений, рекомендаций по адресу ЦВСППИ, указанному в информационно-методическом сборнике.

Работу, моделируемую в методических рекомендациях, организует психолог части, задействуя (в ходе решения конкретных задач психологического обеспечения караульной службы) должностных лиц управления, штаба, подразделений. Назначение методических рекомендаций – организация поэтапного контроля морально-психологического состояния военнослужащих, заступающих и несущих службу в карауле.

Первый этап:

Предварительная подготовка к несению службы в карауле

Метод: тестирование с помощью бланковых методик.

Место: класс караульной подготовки.

Время: 30 мин.

Инструментарий: 1. Методика экспресс-оценки морально-психологического состояния (разработана А. А. Кучер).

2. Методика оценки ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилберга).

3. Регистрационный бланк.

Обеспечение:

1. Указка.

2. Плакаты: – Опросник методики экспресс-оценки морально-психологического состояния (плакат 1); – Опросник методики оценки ситуативной тревожности (плакат 2); – Опросник методики оценки личностной тревожности (плакат 3); – "Общий вид регистрационного бланка" (плакат 4);

Содержание работы:

Действия руководителя Установка на работу в/сл-х
Инструкция: Вам представляется на плакатах три теста поочередно. Задачи: -уяснить порядок ответов на каждый тест; -уточнить неясные вопросы; -заполнить таблицы соответствующих тестов в регистрационном бланке. Настроиться на работу. Приготовить ручки, карандаши Уточнить порядок заполнения регистрационного бланка.
Демонстрация плаката регистрационным бланком, инструктаж по его заполнению. Прослушать инструкцию, изучить плакат. Уточнить неясные вопросы.
  Демонстрация плаката со стимульным материалом методики экспресс-оценки морально-психологического состояния. -чтение инструкции, записанной на плакате; -ответы на возникающие вопросы; -подача команды на заполнение таблицы регистрационного бланка; ¦ -контроль заполнения таблицы № 1. Прослушать инструкцию, изучить плакат. Уточнить неясные вопросы. Заполнить таблицу регистрационном бланке по команде руководителя, отмечая цифру выбранного варианта ответа.
Демонстрация плаката со стимульным материалом методики оценки ситуативной тревожности Доведение инструкции, ответы на вопросы. Подача команды на заполнение таблицы регистрационного бланка; контроль заполнения таблицы № 2. Прослушать инструкцию, изучить плакат. Уточнить неясные вопросы. Заполнить таблицу регистрационном бланке по команде руководителя, отмечая цифру выбранного варианта
Демонстрация плаката со стимульным материалом методики оценки личностной тревожности Доведение инструкции, ответы на вопросы. Подача команды на заполнение таблицы регистрационного бланка; контроль заполнения таблицы № 3. Прослушать инструкцию, изучить плакат. Уточнить неясные вопросы. Заполнить таблицу регистрационном бланке по команде руководителя, отмечая цифру выбранного варианта ответа.
Сбор регистрационных бланков По окончании ответа на тест сдать регистрационные бланки

 

ПЛАКАТ

ИНСТРУКЦИЯ: Оцените, пожалуйста, свое состояние, отметив в таблице 1 регистрационного бланка № одного из вариантов, который в большей степени соответствует Вашим ощущуениям.

1. Физический комфорт:

1) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе;

2) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе;

3) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений.

2. Болевые ощущения:

1) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе;

2) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

3) полное отсутствие каких-либо болей.

3. Температурные ощущения:

1) ощущение похолодения тела, конечностей, чувство озноба;

2) ощущение тепла, повышение температуры тела;

3) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела.

4. Восприимчивость (чувствительность) к внешним раздражителям:

1) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях;

2) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям не мешающее работе;

3) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность.

5. Особенности сна:

1) беспокойный с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне;

2) нормальный, обычный сон;

3) хороший, крепкий, освежающий сон накануне.

6. Особенности внимания:

1) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость;

2) обычное внимание без каких-либо изменений;

3) улучшение способности к сосредоточению, отвлечению от посторонних дел.

7. Особенности умственной работоспособности:

1) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость;

2) обычная умственная работоспособность;

3) повышение умственной работоспособности.

8. Состояние мышц тела:

1) значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, шеи, рук;

2) умеренное повышение мышечного тонуса, некоторое мышечное напряжение (сжатые кулаки, сжатый рот. );

3) обычный мышечный тонус.

9. Оценка помехоустойчивости:

1) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях;

2) обычное сосотояние без каких-либо изменений;

3) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

10. Особенности речи:

1) нарушение речи – появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос;

2) обычная речь;

3) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества;

11. Общее психическое состояние:

1) чувство усталости, несобранности, рассеянности, аппатии, снижение психического тонуса;

2) обычное состояние;

3) состояние собранности, повышенной гоотовности к работе, мобилизованности, высокого психического тонуса.

12. Степень распространенности признаков напряжения:

1) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма;

2) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но напротив, способствующие ее продуктивности;

3) единичные слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимания.

13. Частота возникновения признаков и состояния напряжения:

1) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин;

2) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

3) признаки напряжения не развиваются практически никогда.

14. Наличие психологического дискомфорта:

1) резко выраженные, разнообразные и многочисленные, серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики;

2) единичные случаи, быстро проходящие дискомфортные ощущения, не мешающие работе;

3) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, чувство внутреннего комфорта

ПЛАКАТ 2

ИНСТРУКЦИЯ: Прочитайте каждое из приведенных суждений и выпишите цифру из соответствующей графы в плакате в таблицу 2 регистрационного бланка, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно.

ЛТ

Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
1. У меня бывает приподнятое настроение
¦2. Я бываю раздражительным
3. Я легко могу расстроиться
4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
5. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
6. Я чувствую прилив сил, желание работать
¦7. Я спокоен, хладнокровен и собран
8. Меня тревожат возможные трудности
9. Я слишком переживаю из-за пустяков
10. Я бываю вполне счастлив
11. Я все принимаю близко к сердцу
12. Мне не хватает уверенности в себе
13. Я чувствую себя беззащитным
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
¦15. У меня бывает хандра
¦16. Я бываю доволен
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
18. Бывает, что я чувствую себя неудачником
19. Я уравновешенный человек
20. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

ПЛАКАТ 3

ИНСТРУКЦИЯ: Прочитайте каждое из приведенных суждений и выпишите цифру из соответствующей графы в плакате в таблицу 2 регистрационного бланка, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент.

СТ

Суждение Нет, это не так Пожалуй так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении  
4. Я внутренне скован
¦5. Я чувствую себя свободно  
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я ощущаю душевный покой
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
¦12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности и напряженности
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

 

ПЛАКАТ 4

Регистрационный бланк

ТАБЛИЦА № 1 ТАБЛИЦА № 2 ТАБЛИЦА № 3
№ вопроса Вариант ответа № вопроса Вариант ответа № вопроса Вариант ответа
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
сумма      
       
       
       
       
       
    Сумма   Сумма  

Порядок обработки полученных результатов

Обработка результатов заключается в подсчете суммы баллов, зафиксированных в каждой таблице.

Анализ результатов обработки:

К таблице 1:

Менее 31 балла: зона критического морально-психологического состояния. Необходимо принятие психокоррекционных мер воздействия, снятие нервно-психического напряжения.

31-33 балла: морально-психологическое состояние в зоне неустойчивости. Возможна его дестабилизация при неблагоприятных внешних воздействиях. Рекомендуется психопрофилактическая работа, эмоциональная разгрузка.

34-37 баллов: зона стабильного морально-психологического состояния. При 34-36 баллах рекомендуется психоконсультационная работа, проведение релаксации. Более 37 баллов: надежный уровень проявления психологического состояния.

К таблице 2:

Менее 30 баллов: низкий уровень личностной тревожности; 31-34 балла: средний уровень личностной тревожности; Более 45 баллов: высокий уровень личностной тревожности.

К таблице 3:

Менее 30 баллов: низкий уровень ситуативной тревожности; 31-34 балла: средний уровень ситуативной тревожности; Более 45 баллов: высокий уровень ситуативной тревожности.

Итоговый вывод о результатах тестирования делается на основе причинно-следственных связей, представленных в табл. 4

Таблица 4

Полученные результаты Рекомендовать
Таблица 1 Таблица 2 Таблица 3
20-31 Более 45 Менее 35 Повысить внимание к данному военнослужащему
31-33 Менее 34 Более 45 Провести психогигиенические мероприятия
30-35 Менее 40 Более 45 Провести психоконсультационную беседу
20-31 Более 45 Более 35 Провести психокоррекционную или психореабилитационную работу
Более 37 Более 45 Более 45 Реализовать меры педагогического воздействия
Менее 20 Более 45 Любой Проконсультироваться у врача
Менее 16 Менее 30 Более 45 Освободить от выполнения поставленной задачи

При выработке итогового заключения учитываются индивидуальные особенности военнослужащего, условия службы в карауле. На основе этого корректируются формулировки итогового заключения. При получении соотношений результатов, не описанных в табл. 4, морально-психологическое состояние военнослужащего признается соответствующим требованиям, предъявляемым к лицам, пригодным для несения службы в карауле.

Второй этап:

Непосредственная подготовка к несению службы в карауле

Метод: наблюдение

Место: караульный городок

Время: 30 минут

Методическое обеспечение: план-схема наблюдения

Содержание работы: в ходе занятий в караульном городке ведется невключенное открытое наблюдение, делаются соответствующие отметки в план-схеме наблюдения.

План-схема наблюдения

Таблица № 5

Признаки СФЕРА ПРОЯВЛЕНИЯ Состав караула
1. ДЕЙСТВИЯ В КАРАУЛЬНОМ ГОРОДКЕ
Повышенная рассеяность Своеобразие двигательных реакций(движения резкие нескоординированные) Навязчивые действия(повторяющиеся действия и движения, не имеющие смыслового предназначения) Заторможенность действий                    
2 ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
Несдержанность Тревожность                    
3 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
Повышенная раздражительность Унылость Быстрые колебания настроения Бурные эмоциональные проявления (смех, слезы)                    
4 ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
Быстрая утомляемость Усталость                    

 

Наблюдение ведется за конкретными лицами. При фиксации каждого из описанных проявлений в соответствующей графе ставится знак "".

По результатам наблюдения в отношении военнослужащих, получивших 1-2 факта фиксации, усиливается контроль. С военнослужащими, получившими 3-4 и более фактов фиксации, проводится диагностическая беседа. На основе полученных результатов принимается соответствующее решение.

По итогам двух этапов психологического обеспечения подготовки к несению караульной службы психолог делает запись в постовой ведомости: "Мероприятия психологического обеспечения подготовки личного состава караула к несению службы проведены согласно требований методических указаний".

Далее могут следовать рекомендации конкретного характера. Под записью ставится дата и подпись должностного лица.

Третий этап:

Несение службы в карауле

Метод: наблюдение

Место: караульное помещение

Время: 30 мин

Методическое обеспечение: План-схема наблюдения

Содержание работ: В ходе проверки караульного помещения проводится включенное, скрытое наблюдение за внешними проявлениями эмоциональных состояний.

Затем в помещении начальника караула оформляется план-схема наблюдения.

Цель: Выявление военнослужащих с повышенной психической нагрузкой (см. таблицу 6).

Таблица № 6

Признаки проявления Состав караула
1 РОТ, БРОВИ, ОБЩЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ
Губы сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты у переносицы, страдальческое выражение лица.                    
2 ГЛАЗА
Унылый недовольный взгляд. Горящие беспокойные глаза.                    
3 ЦВЕТ КОЖИ ЛИЦА
Значительное покраснение, появление пятен. Бледность, желтизна.                    
4 ДВИЖЕНИЯ
Закрепощенность, нарушение координации. Суетливость, сильный тремор рук.                    
5 ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
Замкнутость, апатия. Низкий самоконтроль, бравада.                    

По результатам наблюдения в отношении военнослужащих, получивших 1-3 факта фиксации, усиливается контроль. С военнослужащими, получившими более фактов фиксации, необходимо провести диагностическую беседу с целью определения направленности требуемых психогигиенических мероприятий. В крайнем случае возможна замена в составе караула.

ВЫВОД:

Таким образом, работа может вестись на одном из этапов подготовки к несению караульной службы в форме психологического обеспечения. При необходимости она может осуществляться на всех трех этапах в форме психологического сопровождения караульной службы.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.