Психологическое обеспечение подготовки и несения караульной службы
подполковник А. Кучер В статье предлагается вариант психологического обеспечения, позволяющий поэтапно анализировать психологическое состояние военнослужащих и исходя из конкретных результатов, ситуаций и условий несения службы принимать обоснованные меры психолого-педагогического воздействия на них. Данные методические рекомендации прошли практическую апробацию в РВСН и ВРХБЗ. Мы рассчитываем на творческое использование описанной методики и ждем отзывов, предложений, рекомендаций по адресу ЦВСППИ, указанному в информационно-методическом сборнике. Работу, моделируемую в методических рекомендациях, организует психолог части, задействуя (в ходе решения конкретных задач психологического обеспечения караульной службы) должностных лиц управления, штаба, подразделений. Назначение методических рекомендаций – организация поэтапного контроля морально-психологического состояния военнослужащих, заступающих и несущих службу в карауле. Первый этап: Предварительная подготовка к несению службы в карауле Метод: тестирование с помощью бланковых методик. Место: класс караульной подготовки. Время: 30 мин. Инструментарий: 1. Методика экспресс-оценки морально-психологического состояния (разработана А. А. Кучер). 2. Методика оценки ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилберга). 3. Регистрационный бланк. Обеспечение: 1. Указка. 2. Плакаты: – Опросник методики экспресс-оценки морально-психологического состояния (плакат 1); – Опросник методики оценки ситуативной тревожности (плакат 2); – Опросник методики оценки личностной тревожности (плакат 3); – "Общий вид регистрационного бланка" (плакат 4); Содержание работы:
ПЛАКАТ ИНСТРУКЦИЯ: Оцените, пожалуйста, свое состояние, отметив в таблице 1 регистрационного бланка № одного из вариантов, который в большей степени соответствует Вашим ощущуениям. 1. Физический комфорт: 1) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе; 2) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе; 3) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений. 2. Болевые ощущения: 1) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе; 2) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе; 3) полное отсутствие каких-либо болей. 3. Температурные ощущения: 1) ощущение похолодения тела, конечностей, чувство озноба; 2) ощущение тепла, повышение температуры тела; 3) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела. 4. Восприимчивость (чувствительность) к внешним раздражителям: 1) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях; 2) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям не мешающее работе; 3) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность. 5. Особенности сна: 1) беспокойный с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне; 2) нормальный, обычный сон; 3) хороший, крепкий, освежающий сон накануне. 6. Особенности внимания: 1) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость; 2) обычное внимание без каких-либо изменений; 3) улучшение способности к сосредоточению, отвлечению от посторонних дел. 7. Особенности умственной работоспособности: 1) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость; 2) обычная умственная работоспособность; 3) повышение умственной работоспособности. 8. Состояние мышц тела: 1) значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, шеи, рук; 2) умеренное повышение мышечного тонуса, некоторое мышечное напряжение (сжатые кулаки, сжатый рот. ); 3) обычный мышечный тонус. 9. Оценка помехоустойчивости: 1) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях; 2) обычное сосотояние без каких-либо изменений; 3) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех; 10. Особенности речи: 1) нарушение речи – появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос; 2) обычная речь; 3) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества; 11. Общее психическое состояние: 1) чувство усталости, несобранности, рассеянности, аппатии, снижение психического тонуса; 2) обычное состояние; 3) состояние собранности, повышенной гоотовности к работе, мобилизованности, высокого психического тонуса. 12. Степень распространенности признаков напряжения: 1) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма; 2) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но напротив, способствующие ее продуктивности; 3) единичные слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимания. 13. Частота возникновения признаков и состояния напряжения: 1) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин; 2) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций; 3) признаки напряжения не развиваются практически никогда. 14. Наличие психологического дискомфорта: 1) резко выраженные, разнообразные и многочисленные, серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики; 2) единичные случаи, быстро проходящие дискомфортные ощущения, не мешающие работе; 3) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, чувство внутреннего комфорта ПЛАКАТ 2 ИНСТРУКЦИЯ: Прочитайте каждое из приведенных суждений и выпишите цифру из соответствующей графы в плакате в таблицу 2 регистрационного бланка, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. ЛТ
ПЛАКАТ 3 ИНСТРУКЦИЯ: Прочитайте каждое из приведенных суждений и выпишите цифру из соответствующей графы в плакате в таблицу 2 регистрационного бланка, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. СТ
ПЛАКАТ 4 Регистрационный бланк
Порядок обработки полученных результатов Обработка результатов заключается в подсчете суммы баллов, зафиксированных в каждой таблице. Анализ результатов обработки: К таблице 1: Менее 31 балла: зона критического морально-психологического состояния. Необходимо принятие психокоррекционных мер воздействия, снятие нервно-психического напряжения. 31-33 балла: морально-психологическое состояние в зоне неустойчивости. Возможна его дестабилизация при неблагоприятных внешних воздействиях. Рекомендуется психопрофилактическая работа, эмоциональная разгрузка. 34-37 баллов: зона стабильного морально-психологического состояния. При 34-36 баллах рекомендуется психоконсультационная работа, проведение релаксации. Более 37 баллов: надежный уровень проявления психологического состояния. К таблице 2: Менее 30 баллов: низкий уровень личностной тревожности; 31-34 балла: средний уровень личностной тревожности; Более 45 баллов: высокий уровень личностной тревожности. К таблице 3: Менее 30 баллов: низкий уровень ситуативной тревожности; 31-34 балла: средний уровень ситуативной тревожности; Более 45 баллов: высокий уровень ситуативной тревожности. Итоговый вывод о результатах тестирования делается на основе причинно-следственных связей, представленных в табл. 4 Таблица 4
При выработке итогового заключения учитываются индивидуальные особенности военнослужащего, условия службы в карауле. На основе этого корректируются формулировки итогового заключения. При получении соотношений результатов, не описанных в табл. 4, морально-психологическое состояние военнослужащего признается соответствующим требованиям, предъявляемым к лицам, пригодным для несения службы в карауле. Второй этап: Непосредственная подготовка к несению службы в карауле Метод: наблюдение Место: караульный городок Время: 30 минут Методическое обеспечение: план-схема наблюдения Содержание работы: в ходе занятий в караульном городке ведется невключенное открытое наблюдение, делаются соответствующие отметки в план-схеме наблюдения. План-схема наблюдения Таблица № 5
Наблюдение ведется за конкретными лицами. При фиксации каждого из описанных проявлений в соответствующей графе ставится знак "". По результатам наблюдения в отношении военнослужащих, получивших 1-2 факта фиксации, усиливается контроль. С военнослужащими, получившими 3-4 и более фактов фиксации, проводится диагностическая беседа. На основе полученных результатов принимается соответствующее решение. По итогам двух этапов психологического обеспечения подготовки к несению караульной службы психолог делает запись в постовой ведомости: "Мероприятия психологического обеспечения подготовки личного состава караула к несению службы проведены согласно требований методических указаний". Далее могут следовать рекомендации конкретного характера. Под записью ставится дата и подпись должностного лица. Третий этап: Несение службы в карауле Метод: наблюдение Место: караульное помещение Время: 30 мин Методическое обеспечение: План-схема наблюдения Содержание работ: В ходе проверки караульного помещения проводится включенное, скрытое наблюдение за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Затем в помещении начальника караула оформляется план-схема наблюдения. Цель: Выявление военнослужащих с повышенной психической нагрузкой (см. таблицу 6). Таблица № 6
По результатам наблюдения в отношении военнослужащих, получивших 1-3 факта фиксации, усиливается контроль. С военнослужащими, получившими более фактов фиксации, необходимо провести диагностическую беседу с целью определения направленности требуемых психогигиенических мероприятий. В крайнем случае возможна замена в составе караула. ВЫВОД: Таким образом, работа может вестись на одном из этапов подготовки к несению караульной службы в форме психологического обеспечения. При необходимости она может осуществляться на всех трех этапах в форме психологического сопровождения караульной службы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|