УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА
Мотивация –совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, ориентированных на достижение поставленных целей. Механизм стимулирования: Потребность + стимул = мотив à действие
Потребность – это психологическое состояние человека, характеризующееся ощущением недостатка в чем-либо. Мотив – внутреннее побуждение человека к действию. Стимул – внешнее обстоятельство, которое, затрагивая основные потребности человека, побуждает его к деятельности, то есть становится мотивом.
Принципы мотивации Полимотивированность трудового поведения Иерархическая организация мотивов (у каждого человека – своя иерархия мотивов) Компенсаторные отношения между мотиваторами Принцип справедливости Принцип подкрепления − люди поддерживают поведение, которое вознаграждается; − люди избегают поведения, которое наказывается. Динамичность мотивации (мотивы меняются во времени и по ситуации)
Концепция иерархии потребностей А. Маслоу § Физиологические потребности(пища, одежда, жилье, секс, медицинское обслуживание). § Потребности самосохранения (безопасность, защищенность, уверенность в завтрашнем дне). § Потребности в социальных связях (общение, уважение, чувство сопричастности, любовь). § Потребность в признании, уважении (признание, авторитет, статус, доминирование, власть). § Потребность в самовыражении, самореализации (обучение, развитие, повышение ответственности, применение знаний, опыта).
Теория Ф. Герцберга Герцберг разделяет мотивационные факторы на две группы: на гигиенические (повышающие удовлетворенность сотрудника, удерживающие его на текущем месте работы, но не влияющие на повышение производительности труда); на собственно мотивационные, влияющие на производительность, профессиональный рост, ориентацию на результат.
Теория ожиданий В. Врума Для работника важны три ожидания соответствия: 1. Затраты (личностное вложение) – Результат З - В. Если связь прямая – мотивация возрастает и наоборот. 2. Затраты – Вознаграждение. Если связь прямая – мотивация возрастает и наоборот. 3. Ценность вознаграждения (валентность) – вознаграждение (стимул) должно быть ценным само по себе. Мотивация – функция трех взаимосвязей М = (З – Р) х (З – В) х ЦВ Мотивационный тест Я хочу: 1. Добиться признания и уважения 2. Иметь теплые отношения с людьми 3. Обеспечить себе будущее 4. Зарабатывать на жизнь 5. Иметь хороших собеседников 6. Упрочить свое положение 7. Развивать свои силы и способности 8. Обеспечить себе материальных комфорт 9. Повышать уровень мастерства и компетентности 10. Избегать неприятностей 11. Стремиться к новому и неизведанному 12. Обеспечить себе положение влияния 13. Покупать хорошие вещи 14. Заниматься делом, требующим полной отдачи 15. Быть понятым другими
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|