Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности распределения между странами и регионами



Общий рынок. Наиболее ярким примером экономической интеграции является Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) или, как его часто называют, "Общий рынок". Возникнув в 1958 г., ЕЭС сейчас включает 13 западноевропейских стран.

Цели. "Общий рынок" выступает за: 1) постепенную отмену пошлин и импортных квот на все товары, которыми торгуют между собой 13 стран-участниц; 2) установление общей системы пошлин в отношении всех товаров, получаемых из стран, не входящих в "Общий рынок"; 3) достижение в конечном счете свободного движения капитала и рабочей силы в рамках "Общего рынка" и 4) разработку общей политики по ряду других экономических аспектов, вызывающих взаимный интерес, например по сельскому хозяйству, транспорту, ограничительной деловой практике.

Итоги. Мотивы, которые привели к созданию "Общего рынка", имели как политический, так и экономический характер. Основным экономическим мотивом, конечно, было стремление стран-участниц к получению преимуществ от свободной торговли. Крайне сложно определить, в какой степени ЕЭС обязано своим процветанием и ростом именно экономической интеграции; но ясно одно: интеграция создает массовые рынки, столь необходимые для достижения отраслями стран "Общего рынка" экономии на масштабах производства. Более эффективное производство, характерное для крупномасштабных рынков, дает возможность отраслям промышленности европейских стран добиться более низких издержек, которые исторически были недостижимы в условиях узких обособленных рынков.

Влияние на третьи страны, такие, как США, представляется менее определенным. С одной стороны, миролюбивый и процветающий "Общий рынок" делает страны-участницы более выгодными потенциальными покупателями американского экспорта. С другой стороны, американские фирмы сталкиваются с пошлинами, которые затрудняют конкуренцию на рынках ЕЭС. Например, до создания "Общего рынка" американские, западногерманские, французские автомобилестроители имели дело с одинаковыми пошлинами при продаже своих изделий, скажем, в Бельгии. Однако с введением свободной торговли между странами -- членами ЕЭС бельгийские пошлины на западногерманские "фольксвагены" и французские "рено" были сведены к нулю. В то же время в отношении американских "шевроле" и "фордов" продолжает действовать внешний тариф. Это, безусловно, ставит американские фирмы и фирмы других стран, не входящих в ЕЭС, в крайне невыгодное положение[7].

Устранение этого невыгодного положения является одним из мотивов, побуждающих США выступать через ГАТТ за более свободную торговлю. Действительно, с точки зрения снижения тарифов, переговоры в рамках так называемого "Раунда Кеннеди", завершившегося в 1967 г., и "Раунда Токио", закончившегося в 1979 г., были успешными. В частности, к 1987 г. импортные пошлины на промышленные товары в индустриально развитых странах в среднем составляли менее 5% по сравнению с 30-ми годами, когда в период своего пика они достигали в среднем 50%.

Американо-канадское соглашение о свободной торговле. Вторым и более свежим примером экономической интеграции является Американо-канадское соглашение о свободной торговле, подписанное президентом Рейганом и премьер-министром Малруни в 1988 г. Несмотря на то, что к 1988 г. 3/4 объема товарооборота между США и Канадой не облагались пошлинами, данное американо-канадское соглашение является крайне важным: оно создает крупнейшую в мире зону беспошлинной торговли. В соответствии с положениями соглашения все виды торговых ограничений, такие, как пошлины, квоты и нетарифные барьеры, будут устранены в течение десятилетнего периода. Канадские предприниматели получат доступ на рынок, в 10 раз превышающий по своим размерам канадский рынок, в то время как американские потребители выиграют от снижения вен на канадские товары. В свою очередь, Канаде придется в большей степени снизить свои пошлины, чем США, поскольку уровень канадских пошлин выше американских. Снижение канадских пошлин поможет американским производителям и канадским потребителям[4].

Американо-канадское соглашение имеет глобальное значение. Так, ожидается, что оно ускорит многостороннее снижение пошлин в рамках ГАТТ. Проще говоря, страны, которые не охвачены соглашениями о свободной торговле, не захотят оказаться в относительно менее выгодных условиях при продаже своих товаров в США и Канаде. В этой связи американо-канадский договор также ставит обе страны в выигрышное положение при ведении переговоров о снижении торговых барьеров со странами "Общего рынка". Доступ на обширный североамериканский рынок так же важен для стран "Общего рынка", как и доступ на европейский рынок для США и Канады. Наконец, соглашение с Канадой содействовало началу серьезных переговоров между США и Мексикой по вопросу о путях снижения или устранения торговых барьеров между этими двумя странами[10].

Несмотря на заметный прогресс в снижении и устранении тарифов, многое еще предстоит сделать. Подтверждением тому служит повестка дня ранее упомянутого "уругвайского раунда". В прошлом переговоры в рамках ГАТТ в основном касались изделий обрабатывающей промышленности, в то время как другие аспекты международной торговли и финансов были обойдены вниманием. К областям, остававшимся вне поля зрения ГАТТ, относятся сельское хозяйство, услуги (например, транспорт, страхование, банковская деятельность) и международные инвестиции, патенты и авторские права, а также проблема интеграции в систему ГАТТ многих развивающихся стран, не являющихся членами этой организации. Но еще более угрожающее явление -- это мощное возобновление протекционистского нажима в 1980-е годы. Нетарифные барьеры продолжают оставаться серьезной проблемой: множатся случая применения импортных квот и произвольных ограничений экспорта.

Причины. Новое наступление протекционизма объясняется целым рядом факторов. Во-первых, борьба за введение защитных мер отчасти является ответной реакцией на снижение торговых барьеров в прошлом. Отрасли промышленности и рабочие, чьи прибыли и рабочие места пострадали от либерализации торговли, пытаются восстановить протекционизм. С этим тесно связано и то, что американская экономика является намного более открытой, чем 10 лет тому назад (табл. 2), и поэтому больше фирм и рабочих могут подвергнуться неблагоприятному воздействию усиливающейся иностранной конкуренции. Во-вторых, другие страны действительно стали серьезными конкурентами американских производителей. В конце 70--80-х годах темпы роста производительности труда в Японии и значительной части Западной Европы превысили темпы роста производительности труда в США. Результатом этого стали более низкие издержки труда на единицу продукции в этих странах и более низкие относительные цены на импортируемые оттуда товары. Проявила себя также конкуренция со стороны целого ряда так называемых "новых индустриальных стран", таких, как Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур. Наконец, за последние несколько лет американский импорт в значительной степени превышал экспорт. Растущий импорт оказывал отрицательное влияние на производство и занятость в тех отраслях отечественной промышленности, продукция которых напрямую конкурировала с импортными товарами. Пострадавшие отрасли и группы рабочих пытаются получить государственную поддержку в форме установления торговых барьеров. Устойчивый внешнеторговый дефицит действительно предоставляет собой удобный аргумент для введения протекционистских мер в целях оказания помощи пострадавшим отраслям. Более того, дефицит торгового баланса помог обеспечить общественную поддержку предложениям о проведении ответных санкций в отношении торговых партнеров, которые ограничивают продажу американских товаров на своем внутреннем рынке.

Издержки. Во что обходятся протекционистские меры США американскому потребителю? Издержки для потребителей от торговых ограничений можно рассчитать, определив, каково их воздействие на цены защищенных товаров. В частности, протекционизм приводит к повышению цен на продукты тремя способами. Во-первых, возрастает цена импортного продукта (табл. 3). Во-вторых, более высокая цена на импортные товары заставляет некоторых потребителей переключиться на покупку более дорогих товаров местного производства. Наконец, цены на отечественные товары могут подняться в связи с ослаблением конкуренции со стороны импорта[2].

Ряд исследований говорит о том, что издержки, которые ложатся на потребителей защищенных пошлинами продуктов, поразительно велики. Одно из исследований, в котором обследовался 31 класс защищенных изделий, обнаружило, что общие ежегодные потери потребителей от протекционистских мер составляют около 82 млрд. дол. Особенно велики ежегодные потери от торговых ограничений потребителей продукции швейной промышленности (27 млрд. дол.), нефтепродуктов (6,9 млрд. дол.), углеродистой стали (6,8 млрд. дол.), автомобилей (5,8 млрд. дол.), молочной продукции (5,5 млрд. дол.). Подобные огромные издержки указывают на то, что торговые барьеры являются весьма дорогостоящим способом сохранения рабочих мест. В частности, по оценочным данным, издержки от торговых ограничений на каждое сохраненное рабочее место составляют 750 тыс. дол. в производстве углеродистой стали, 550 тыс. дол. в производстве метизов, 220 тыс. дол. в молочной промышленности, 240 тыс. дол. в производстве апельсинового сока, 200 тыс. дол. в стекольной промышленности. Поскольку заработная плата составляет лишь часть этих сумм, то протекционизм вряд ли можно назвать подарком.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.