Здавалка
Главная | Обратная связь

Самойлович (Сушковский) Данила Самойлович (1744-1805).

Выдающийся военный врач, основатель отечественной эпидемиологии. Самоотверженно участвовал в борьбе с девятью эпидемиями в Российской империи. Доктор медицины, член медицинской коллегии и 12 иностранных академий, известный своими работами о чуме: микроскопическим исследованием и привитием чумы, впервые доказал заразительность ее через соприкосновение.

 

Данило Самойлович родился 11 (22) декабря 1744 года в селе Яновка (ныне Ивановка) Черниговской губернии. Дед и отец маленького Данилы были священниками, дав имя при крещении в честь святого Даниила.

Закончив Черниговский коллегиум, Данил Сушковский поступает в Киевское общеобразовательное заведение (с 1819 года – Киевская духовная академия).
Общеобразовательная подготовка у него была достаточной, если учесть, что, поступив в академию во второй половине года, он уже осенью был переведен в следующий класс. О хорошей успеваемости говорят и годовые оценки, и краткие характеристики в сохранившихся академических списках: «надежен», «благонадежен». Здесь Данило сдружился с Н. Максимовичем-Амбодиком, А. Италинским, позже – с М. Тереховским, И. Руцким, М. Трохимовским и др., которые вскоре станут известными медиками. Дружбу с ними он поддерживал всю свою жизнь.

В 1761 году с разрешения Сената доктору медицины профессору И.А.Полетику было поручено набрать в Киеве, Чернигове и Переславе 30 достойных студентов. Среди отобранных лучших из лучших были Д.Самойлович и его друзья, будущие видные медики. На 26 телегах-подводах в сопровождении курьера отправились они в гетманскую канцелярию – Глухов, административный центр Левобережной Украины, где получали паспорта для проезда в Москву и Петербург. Самойлович со своими товарищами были приняты лекарскими учениками Адмиралтейского госпиталя, что служил с 1716 г. для лечения морских служителей (моряков) и рабочих адмиралтейских мастерских.
Известно, что Самойлович, как и все лекарские ученики, нес дежурство по госпиталю, перевязывал раны, ставил пиявки, шпанские мушки, разносил лекарства, назначенные госпитальным доктором, преодолевая отвращение и страх к анатомическому театру и изготовлению медицинских препаратов. Введение нового предмета – медики (фармакологии) привлекло внимание жаждущего знаний студента. Самойлович посещал ботанический сад, знакомился с каждым растением, его свойствами, понимая, что они служат основным источником для изготовления всех употребляемых лекарств.

В школе Д.С. Самойловичу пришлось столкнуться с пренебрежительным отношением преподавателей-иностранцев, нередко считавших учащихся тупыми, отсталыми и неспособными. Утверждаться в обратном ему пришлось через Государственную медицинскую коллегию, которая присвоила ему звание лекаряв 1767 году. В качестве полкового лекаря участвовал в русско-турецкой войне (1768-1774), работая в полковом лазарете.

Армия шла по занятой территории, постоянно общаясь с населением, и вскоре появились первые заболевшие. Д.С. Самойловичу, хорошо знавшему латинский, французский и польский языки, пришлось освоить и молдавский, чтобы сблизиться с местным населением и изучить народные способы борьбы со страшным заболеванием. Особо тщательно изучал и расспрашивал переболевших и оставшихся в живых людей.

Многочисленные и тщательные наблюдения за больными, вдумчивый анализ путей распространения чумы убедили Самойловича в том, что болезнь разносится не через воздух, как было принято считать, а при непосредственном контакте с больным, через зараженные им вещи.

Изнуряющая тяжелая работа - многочисленные раненые, больные из числа военного и гражданского населения, борьба с отсталостью в медицине - подорвали здоровье Самойловича. В 1769 году он лечился в Изясловском полевом госпитале. 4 ноября 1770 года Государственная медицинская коллегия издала указ о переводе больного лекаря Самойловича в тыловой Оренбург на должность лекаря 3-го гарнизонного батальона.

В 1771 году принял участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве, был введен в состав «Комиссии для предохранения и врачевания от моровой язвы».

В конце июня 1771 года Самойлович принял специальную больницу при Угрешском монастыре. Здесь лечили больных моровой язвы. Помощников в Медицинском совете не нашлось, и лекарь вынужден был положиться только на свои знания и опыт. Самойлович находился круглосуточно среди больных, пренебрегая элементарной безопасностью: пульс больного нужно было слушать только через табачный лист, а кто мог обеспечить для него такое количество листьев, если заболевающие поступали десятками!? Молодой врач (ему было только всего 27 лет) сам вскрывал чумные гнойные бубоны, применяя свои методы лечения. Огромная смертность от чумы, доходившая до 80%, почти поголовная гибель медицинского персонала заставляли неутомимого Самойловича искать все новые и новые эффективные способы борьбы со смертоносной заразой. И впервые ему пришла мысль о противочумных прививках.

При Симоновом монастыре открывается «чумная больница». Долг врача-патриота зовет, и Самойлович переезжает к больным, которых было более тысячи без обслуживающего персонала. И каждый день поступало около 100 человек - новых. Удалив перегородки между 200 кельями, Самойлович разместил в монастыре 2 тысячи коек.

Впервые в медицинской практике здесь он применил метод сортировки больных. Врач начал внедрять собственный опыт: медперсоналу работать только в пропитанном уксусом халате и обуви, смазанной дегтем. Ежедневно напоминал важность применения профилактических мер как для медперсонала, так и для больных.

Тяжелая напряженная работа – Д.С. Самойлович в третий раз заболевает чумой. Потом его, выздоравливающего, перевозят на южную окраину Москвы, в Даниловский монастырь, оставив на попечение около 1600 выздоравливающих от чумы. А в это время росло недовольство населения: чрезмерные карантинные строгости, неэффективность лечения, недоверие к врачам, высокая смертность и принудительная госпитализация, узаконенный порядок сжигания имущества заболевших, голод, разруха, холод. В это время на улицах Москвы за одни сутки погибало до 900 человек, вскоре - до 1200.

Для коренного улучшения организации медицинской помощи и борьбы с эпидемией была создана Противочумная комиссия, куда вошел единственный представитель лекарского сословия Д. Самойлович. К этому времени молодой ученый уже знал эффективность окуривательных порошков (испытывал сам на себе), обеззараживающую одежду, особенности транспортировки и лечения больных. И только к сентябрю 1775 года болезнь отступила. Доктора медицины Москвы настоятельно советовали Самойловичу обобщить накопленный опыт и выехать за рубеж для подготовки и защиты докторской диссертации.

Перед отъездом из России Самойлович принял участие в составлении фундаментального труда «Описания моровой язвы бывшей в столичном городе Москве в 1770-1772 годах».

В 1775 году поступил в Страсбургский университет, где особой славой пользовался медицинский факультет. Тут обучались лучшие акушеры Европы и России. Самойлович сразу же привлек внимание преподавателей, а затем поступил и в Лейденский университет, где изучал акушерство. В 1780 году в Лейдене защитил докторскую диссертацию на тему « О сравнении операции рассечения лонного сочленения и кесарева сечения». В течение 3-х лет изучал деятельность медицинских учреждений Франции, Англии, Германии, Австрии.

По возвращению из-за границы он хотел заняться по своему призванию преподавательской работой в Московской госпитальной школе, был назначен главным доктором Юга России (Крыма, Херсонщины, и Екатеринослава ), где активно участвовал в мероприятиях по борьбе с чумой.

Во время эпидемии чумы на Украине в1784 году граф Потемкин взывает о помощи к известному врачу-эпидемиологу, имеющему опыт борьбы с чумой, доктору медицины Даниле Самойловичу. Он принял предложение графа Потемкина занять должность губернского доктора Екатеринославского наместничества и Таврической области. Обязанностями его были: обезопасить местность, обеспечить карантинные службы кадрами и средствами и др.

1785 год: Самойлович ведет активную научную и практическую деятельность, возобновляет интенсивную переписку с западноевропейскими учеными, Академиями наук.

За свои исследования 40-летний ученый в 1786 году был избран членом 4 зарубежных академий и награжден императором Иосифом II золотой медалью. В это же время выходят новые работы по чуме, речи к ученикам госпитальных школ «Речь к слушателям госпитальных школ» и «Способ наиудобнейший ко восстановлению в армиях медико- хирургической науки »

С сентября 1793 года Самойлович активно занимается организацией карантинного дела в Екатеринославе. С этой целью он совершает 3000-вёрстную инспекционную поездку, оставляя своей постоянной резиденцией Очаков. Как свидетельствуют документы отчётов, только за 1800 год он совершил 29 крупных служебных поездок общей протяжённостью в 30 тыс. вёрст. В 1796 году карантинный доктор получил давно обещанный ему орден Святого Владимира, о награждении которым ходатайствовал А. Суворов.

В октябре 1800 года в соответствии с новым карантинным уставом были учреждены карантинные конторы, в связи с этим упразднялись должность главного доктора карантинов, которую занимал Самойлович, и его переводят инспектором Черноморской врачебной управы в город Николаев. Эту должность он занимал с 1801 по 1805 год.

Постоянная изнуряющая работа, отразились на здоровье талантливого врача, учёного Данилы Самойловича. Он тяжело заболел желтухой (болезнь Боткина) и 20 февраля 1805 года умер «от жестокой желчной лихорадки, сопряжённой с холерическими припадками» в г. Николаеве.

Одной из характерных особенностей научного творчества д.С. Самойловича является самостоятельность, оригинальность, подлинное новаторство. Взявшись за изучение «смертоносной язвы»- чумы, он не повторяет, что говорила современная западноевропейская медицина, а наоборот, предлагает свои новые пути к изучению этого страшного заболевания. В своих исследованиях Самойлович не занимался исправлением тех или иных теорий о происхождении и о распространении чумы, а создал новое учение о чуме на основе своих собственных наблюдений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Среди выдающихся деятелей русской медицины 18 столетия почетное место принадлежит талантливому ученому – новатору Д.С. Самойловичу, посвятившему всю свою жизнь борьбе с чумой. Впервые на основе клинических наблюдений и экспериментальных исследований он создал свое глубоко научное оригинальное учение о распространении чумы, предвосхитив, тем самым дальнейшие исследования этой болезни на ближайшие 100 лет.

Работы Самойловича были в основном посвящены чуме. Благодаря богатейшему практическому опыту Самойловичем было сделано немало важных открытий. Он первым из российских авторов дал подробное описание клинического течения чумы, был убежденным сторонником гипотезы о живой природе возбудителя чумы и контагиозном характере эпидемий, им была разработана система противоэпидемических мероприятий; в опытах на себе он опробовал эффективность некоторых дезинфицирующих средств, описана невосприимчивость к заражению лиц, перенесших болезнь. Разработанная Самойловичем система противоэпидемических мероприятий против чумы могла являться образцом для противоэпидемических мероприятий также и при других инфекционных болезнях. Таким образом, Д. Самойловича можно по праву считать основателем отечественной эпидемиологии. Самойлович вошел в историю как один из самых первых исследователей возбудителя чумы. Лишь несовершенство микроскопов того времени помешало ему обнаружить его. Также научной заслугой Д.Самойловича является идея создания искусственного иммунитета против чумы с помощью прививок (по типу вариоляции) для медперсонала и лиц, ухаживающих за больными.

Значение работ Самойловича для мировой и российской медицины огромно. Недаром в свое время работы Самойловича получила самое широкое признание, особенно зарубежных специалистов.

Перу Д.С. Самойловича принадлежат:

· 1780 год - Перевод с французкого на русский язык книги «Городская и деревенская повивальная бабка», получившей широкое распространение.

· 1792 год - « Краткое описание микроскопических исследований о существе яду язвенного».

· 1797 год - «Способ самый удобный повсеместного врачевания смертоносной язвы, заразоносящей чумы».

· Проект образцового учреждения для подготовки акушерок, план развития акушерской помощи в России.

· 1780 году - докторская диссертация на тему « О сравнении операции рассечения лонного сочленения и кесарева сечения».

· 1775 год - «Описания моровой язвы бывшей в столичном городе Москве в 1770-1772 годах».

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Большая Советская энциклопедия.

2. Данило Самойлович, избранные произведения.

3. Б.Н. Палкин, Русские Госпитальные школы 18 века и их воспитанники.

4. Беляков В. Д., Яфаев Р. Х, Эпидемиология.

5. Журнал «Советское здравоохранение» №7 1986 год.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.