ПРОРОК. М.Ю. Лермонтов
С тех пор как вечный судия Провозглашать я стал любви Посыпал пеплом я главу, Завет предвечного храня, Когда же через шумный град "Смотрите: вот пример для вас! Смотрите ж, дети, на него: В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение “Пророк”. Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к Николаю I, который вызвал А. Пушкина из Михайловского в Петербург, поэт захватывает листок со стихотворением с собой. Почему же Пушкин придал такое важное значение этому стихотворению? После расправы над декабристами Пушкин переживает сильное потрясение и долгое время не пишет стихов. Находясь в ссылке в Михайловском, преследуемый мыслью “о друзьях, братьях, товарищах”, он обдумывает свою новую роль в обществе и свои возможности влияния на ход русской истории через фигуру Николая I. Поэт сознает, что обладает огромной властью над современниками. Образ библейского пророка, поучающего и спасающего свой народ, служит для А. Пушкина примером. Библия:
В руце своей имаше угль горяшь... О, окаянный аз, яко....... И рече: или, и рцы людям У Пушкина:
Конечно, славянский текст стихов Исайи творчески переосмыслен поэтом, и мы не можем говорить о простом заимствовании. Переложение псалмов и других библейских текстов — устойчивая традиция русской поэзии XVIII— XIX веков. В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин — поэты русского классицизма — вспоминаются нам в связи с этой традицией. И А. Пушкин, сохраняя завораживающе торжественный стиль, свойственный классицистическим переложениям священных текстов, создает величайший философский манифест. По-моему, не столько перелагающий смысл Библии, сколько утверждающий мысль самого Александра Сергеевича Пушкина о жертвенном служении народу мудреца и поэта-пророка. Пушкинское стихотворение разные исследователи прочитывали по-своему. Некоторые ставили его в один ряд со стихотворениями о роли поэта и поэзии (“Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа”), кое-кто рад был расценить пушкинского “Пророка” как политический демарш. Глубоко верующие люди видят в образе поэта-пророка посредника между Богом и людьми. С тех пор как Вечный Судия
Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «В неуверенном, зыбком полете...» и Б. Пастернака «Ночь» 5. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ
Он потонул в тумане, Под ним ночные бары, Всем корпусом на тучу И страшным, страшным креном В пространствах беспредельных В париже из-под крыши Кому-нибудь не спится Он смотрит на планету, Не спи, не спи, работай, Не спи, не спи, художник, Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным. Стихотворение Блока-символиста (1910) — вершина символизма в его творчестве — яркий тому пример. Поэт размывает границы реального и символического. Что это? Конкретный эпизод или обобщенное размышление? Стихотворение об авиакатастрофе или о гибельности прогресса? В любом случае Блок стягивает в узел и переплетает жизненные реалии. Это взлет и падение самолета, сам облик летающей машины, ликование людей («Пусть оркестр на трибуне гремит») — и авиакатастрофа. Факт гибели самолета Блок бросает нам в самом конце — одной строкой: «Остановится сердце —и винт». Может быть, даже самолет не погиб, а только приземлился, но атмосфера стихотворения настраива- ет нас на самое мрачное: «в неуверенном зыбком полете», «мертвые крылья», «серые сферы». Возможно, для Блока авиакатастрофа— это победа живого над неживым, доказательство невозможности существования «стальной, бесстрастной птицы». Все, что не имеет души, тленно, недобро, бессмысленно. Поэт странным образом одушевляет самолет, отождествляет его сбездушным, мертвым существом, инородным телом в этом мире. Вместо сердца у этого существа — винт («пламенный мотор» —? !), оно «без любви, без души, без лица», а следовательно, по Блоку, должно неминуемо погибнуть. Поэт четко проводит грань между миром и антимиром. Блок не отрицает цивилизацию, но не может принять ее грубое вторжение в человеческое общество, в человека с его душой и страстями— в этом философская идея стихотворения. «Ночь» написана Б. Пастернаком почти через 50 лет после блоковского стихотворения. Мировой технический прогресс необратим—и летчик уже виден в другом ракурсе. Для А. Блока было бы кощунством сравнивать (да что там сравнивать, приравнивать! ) летчика и художника, поэта. А Б. Пастернак сознательно подчеркивает это: «Не спи, борись с дремотой, как летчик, как звезда». Лирический герой А. Блока отстранен (и сознательно отстранен! ) от описываемого. Пастернак же находится в пространстве и времени своего стихотворения, очень динамичного по сравнению с блоковским. Поэт смотрит с самолета на землю («Под ним ночные бары, чужие города»), под землю («В подвалах и котельных не спят истопники»), из-под чердака художника на небо —из космоса вниз и снизу на космос. У А. Блока же взгляд был направлен в одну точку, вернее, он следит за одной точкой в небе. Разные уровни «смотрения» — разные степени видения. Нужно отметить, что отстраненность лирического героя А. Блока от действия придает его языку горьковатую надломленность, торжественность. У Б. Пастернака высокое поэтическое соединяется с повседневным: жизнь настолько огромна, что не может делиться на низкое и высокое. И поэтому художник .... смотрит на планету, Факт мироздания подается Б. Пастернаком как предмет повседневного обихода, как нечто очень простое в своей сложности. Поэтому так легко взглянуть поэту из «неведомых вселенных», «какой в афише объявлен новый фарс». А. Блок четко противопоставляет «бесстрастную птицу» и все живое, а Б. Пастернак объединяет их, создавая измира и антимира А. Блока Вселенную и Вечность — две категории достаточно универсальные, чтобы поглотить все противоречия и противопоставления. Б. Пастернак по-новому осваивает время и пространство, оставляя за собой право приравнять смысл жизни и поэзии. Не спи, не спи, художник, ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|