Здавалка
Главная | Обратная связь

Сооружение земляного полотна является одним из основных технологических процессов устройства дорожной одежды благоустраиваемой пешеходной зоны.



Таблица 3

 

Наименование отклонения геометрического параметра   Наименование геометрического параметра     Предельные отклонения
  Длина,ширина  
До 1000 мм ±3
Высота  
До 200 мм ±2
Св 200-500мм ±3
Ширина  
По верхней кромке ±2
По основанию ±3
Отклонение от прямолинейности профиля лицевой поверхности  
Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных им граней  
     

2.3.16.Отклонение профиля лицевой поверхности криволинейных камней от номинальной

кривизны не должно превышать ±5 мм

2.3.17.Трещины на поверхности камней не допускаются, за исключением поверхностных шириной не более 0,1 мм и длиной до 50 мм, в количестве не более 5 шт на 1 пог.м. поверхности камней.

2.3.18.Маркировка транспортного пакета осуществляется в соответствии с ГОСТ 13015.2.

 

3.ПРАВИЛА ПРИЁМКИ.

3.1.Изготовитель должен проверить качество выпускаемых изделий и при их продаже(поставке) предоставить покупателю информацию о выполнении этой проверки.

3.2.Проверка осуществляется в процессе приёмки партий готовых изделий службой технического контроля предприятия-изготовителя.

В состав партии включают изделия одного типа, последовательно изготовленные в течении не более одних суток из материалов одного вида.

При изготовлении изделий нерегулярно или в небольшом количестве при обеспечении однородности качества продукции в состав партии допускается включать изделия,изготовленные в течении нескольких суток, но не более одной недели.

3.3.Приёмка осуществляется на основе документированных результатов:

-входного контроля покупных материалов;

-операционного контроля, выполняемого в процессе производства;

-периодических испытаний применяемого бетона и готовых изделий;

-приемосдаточных испытаний партий готовых изделий;

При документировании результатов приемосдаточных испытаний партии готовых изделий в соответствующих журналах или других документах должны указываться номера и даты изготовления партий бетона, применяемых для изготовления данной партии изделий.

3.4.Параметры, проверяемые в процессе выполнения контроля каждого вида приведены в таблице 4.

Перечни контролируемых параметров, устанавливаемые в технологической и технической документации конкретных предприятий, могут дополняться и уточняться в соответствии с особенностями выпускаемых изделий и условиями их производства.

 

Таблица 4

Объекты контроля Вид контроля Контролируемые параметры Метод контроля Объём выборки(количество образцов) Периодичность контроля
Применяемые покупные материалы и изделия Входной контроль При входном контроле по данным документов, удостоверяющих качество получаемых сырья, материалов и комплектующих изделий, устанавливают их соответствие требованиям, определяющим возможность их использования в производстве ,а также в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на это сырьё, комплектующие изделия и материалы проводят непосредственную проверку их качества и необходимые испытания. Порядок входного контроля устанавливается технологическими документами.
Бетон изделий Периодические испытания Марка по морозостойкости Выборочный по образцам, отобранным из одной партии бетона По стандартам на методы испытаний Перед началом серийного изготовления изделий; при внесении конструктивных изменений, изменений технологии,материалов,а также не реже 1 раза в 6 месяцев; по требованию покупателя периоды могут изменены в меньшую сторону
Плотность Тяжелого бетона
Истираемость
Водопоглощение
Технологический процесс изготовления изделий Операционный контроль Вид бетона, его состав, свойства бетонной смеси. Параметры технологических режимов. При операционном контроле во время выполнения или после завершения определённой технологический операции по изготовлению изделий определяют соответствие технологических параметров производственных процессов, а также показателей качества конструкция, требованиям, приведённым в стандартах. Технических условиях, проектной и технологической документации. Объём, содержание и порядок проведения операционного контроля устанавливаются соответствующими технологическими документами
Размеры форм.  
Готовые изделия Периодические испытания Прочность выборочный ГОСТ 8829 В соответствии с 3.6.1
Геометрические параметры, точность которых зависит от точности неразъёмных элементов форм выборочный По пп 2.2.17; 2.3.15. Одна контролируемая партия изделий При внесении конструктивных изменений в формы, а также не реже 1 раза в месяц
Приемосдаточные испытания Отсутствие наплывов бетона. Отсутствие жировых и ржавых пятен.   сплошной постоянно
    Геометрические параметры. Ширина раскрытия технологических трещин. Параметры определяющие категорию поверхности Выборочный По пп 2.2.17; 2.3.15. Каждая контролируемая партия изделий
               

4.МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

4.1.Прочность бетона плит на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180 или ГОСТ 28570,или ГОСТ 17624 или ГОСТ 22690.

4.2.Испытание камней нагружением для контроля их прочности и трещиностойкости проводят по ГОСТ 8829.

4.3.Показатели физико-механических свойств бетона оценивают статистическими методами в соответствии с ГОСТ 27006. При отсутствии стандартизированных статистических методов контроля показатели свойств бетона определяют по среднему значению результатов испытаний серии образцов и оценивают в порядке, предусмотренном в соответствующих стандартах на методы испытания.

4.4.Образцы для испытаний изготавливают из одной пробы бетона или выпиливают не менее чем из двух изделий, изготовленных из контролируемой партии бетона.

4.5.Морозостойкость бетона определяют по ГОСТ 10060 или ГОСТ 26134.

4.6.Водопоглощение бетона плит определяют по ГОСТ 13087.

4.7.Удобоукладываемость бетонной смеси(подвижность,жесткость)определяют по ГОСТ 10181.0 и ГОСТ10181.1.

4.8.Размеры,отколонения от прямолинейности и перпендикулярности плит,ширину раскрытия технологических трещин, размеры раковин, наплывов и околов бетона следует проверять методами, установленными ГОСТ 26433.0 и ГОСТ 26433.1

 

5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ.

5.1.Транспортировать и хранить плиты следует в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.4

5.2.Камни перевозят транспортом любого вида в соответствии с требованиями ГОСТ 9238и «Техническими условиями погрузки и крепления грузов.

5.3.Погрузка плит и камней навалом и разгрузка их сбрасыванием не допускаются.

5.4.Высота штабеля плит(камней) при хранении должна быть не более 2,0м.

 

6.ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ БЛАГОУСТРОЙСТВА.

6.1.Дорожную одежду пешеходных зон с покрытием из плит следует проектировать совместно с земляным полотном, как единое целое, так как прочность и долговечность дорожной одежды в значительной степени зависят от состояния грунтов земляного полотна. При проектировании конструкций дорожной одежды и земляного полотна следует учитывать местные природные и грунтово-гидрологические условия, предусматривать широкое применение местных материалов и максимально использовать опыт эксплуатации пешеходных зон со сборным покрытием в районе строительства.

6.2. При проектировании земляного полотна необходимо вывести зону промерзания из зоны капиллярного увлажнения за счет возвышения низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых вод.

6.3.Расчетный уровень грунтовых вод по данным разовых измерений его величины в период изыс­кания следует определять на основе статистического метода .

Коэффициент уплотнения грунта земляного полотна должен быть не менее 0,98.

6.4.При использовании в верхней части земляного полотна сильнопучинистых и чрезмернопучинистых грунтов необходимо устройство морозозащитного слоя из стабильных грунтов и материалов.

6.5.Для предотвращения переувлажнения земляного полотна, а также для осушения дорожной конструкции следует назначать дренирующий слой из материалов с коэффициентом фильтрации Кф не менее 1м/сут.

6.5.Дренирующий слой проектируется в зависимости от места расположения пешеходной зоны на профиле улицы (т. е. условий ее увлажнения), вида грунтов земляного полотна и коэффициента фильтрации материала.

Минимальные толщины дренирующего слоя в зависимости от места расположения пешеходной зоны приведены в таблице 5

 

  Таблица 5
Коэффициент фильтрации материала дренирующего слоя Кф, м/сут Минимальная толщина дренирующего слоя при размещении пешеходных зон, м
между проезжей частью и застройкой между газоном и застройкой между проезжей частью и газоном между газонами
Грунт земляного полотна
0,20 0,25 0,30 0,25 0,30 0,35 0,25 0,30 0,35 0,30 0,35 0,40
0,20 0,25 0,30 0,20 0,25 0,30 0,20 0,25 0,30 0,25 0,30 0,35
0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,25 0,20 0,20 0,25 0,20 0,25 0,30
0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,25
10 и более 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20
Примечание — Цифрами 1, 2, 3 обозначены грунты земляного полотна: 1 — пески пылеватые, супесь легкая; 2 — суглинки непылеватые, глины; 3 — супеси и суглинки пылеватые.
                           

6.6.Для отвода воды из дренирующего слоя следует предусматривать мероприятия в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85

6.7.В качестве материалов дренирующего слоя применяют: песок по ГОСТ 8736; песчано-гравийную смесь по ГОСТ 23735; щебеночно-песчано-гравийную смесь по ГОСТ 25607.

6.8.Если по гидрогеологическим условиям или технико-экономическим показателям целесообразно снизить требования по возвышению поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, то следует предусмотреть специальные мероприятия по снижению уровня грунтовых вод или защите верхней части земляного полотна от избыточного увлажнения, например:

― использование непучинистых и слабопучинистых грунтов для сооружения верхней части земляного полотна, находящегося в зоне промерзания;

― устройство дренажей;

― устройство капилляропрерывающих или изолирующих прослоек.

6.9.Конструкции дорожных одежд следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 установленными для дорожных одежд облегченного типа.

Дорожные одежды пешеходных зон шириной 2,25 м и более должны иметь прочность, обеспечивающую восприятие нагрузки от проезда тяжелой уборочной и поливочной техники.

Типовые конструкции дорожных одежд пешеходных зон в зависимости от материала основания с дополнительным дренирующим слоем из песка приведены в Приложении 3.

6.10.Плиты для покрытия пешеходных зон должны соответствовать требованиям настоящих Территориальных строительных норм . Расчет плит тротуарных и всей конструкции дорожной одежды на прочность приведен в разделе 7.

6.11.Основание под сборным покрытием должно обеспечивать прочность и устойчивость от действия расчетных нагрузок. Коэффициент уплотнения каждого слоя основания должен быть не менее 0,98.

В качестве материалов основания следует применять:

— природные гравийно-песчаные смеси, обогащенные до оптимального состава, по ГОСТ 25607,
с наибольшим размером зерен Д = 40 мм;

— готовые смеси оптимального состава в соответствии с требованиями ГОСТ 25607 — С1, С2, С6, С7, С8;

— готовые щебеночно-песчаные смеси шлаковые по ГОСТ 3344 марок С3 и С4;

— щебень фракций от 5 (3) до 10 мм включ.; св. 10 до 20 мм; св. 20 до 40 мм, обработанный песком, укрепленным цементом.;

— бетон класса В15 по ГОСТ 26633;

— пески крупные, гравелистые и среднезернистые по ГОСТ 8736.

6.12.Морозостойкость материала цементобетонного основания должна быть не ниже F200; морозостойкость других видов материалов основания — не ниже F100.

6.13.Между покрытием и основанием следует предусматривать не уплотняемый до укладки плит выравнивающий слой толщиной 2–4 см из песка естественной влажности; песка, обработанного цементом; или цементно-песчаной смеси, приготовленной на песке естественной влажности в соответствии с требованиями 6.19. Этот слой обеспечивает выравнивание неровностей основания и осадку плит тротуарных после уплотнения их виброуплотняющей площадкой. Вырав­нивающий слой в качестве конструктивного слоя не рассматривается и в расчетах не учитывается.

6.14.Материал основания устанавливается проектной документацией в зависимости от действующей на покрытие транспортной нагрузки. Минимальная толщина основания для различных материалов указана в таблице 6

 

 

  Таблица 6
Характеристика транспортной нагрузки Материал основания Минимальная толщина основания, м
Одиночные автомобили группы А Смеси щебеночно-гравийно-песчаные (ГОСТ 25607) 0,15
Смеси щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные, щебеночно-гравийно-песчаные и пески, укрепленные неорганическими вяжущими 0,10
Щебень фракционированный (ГОСТ 8267), обработанный не на полную глубину в соответствии со СНиП 3.06.03 пескоцементной смесью
Бетон В15 (ГОСТ 26633)
Одиночные автомобили группы Б Смеси щебеночно-гравийно-песчаные (ГОСТ 25607) 0,15
Смеси щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные, щебеночно-гравийно-песчаные и пески, укрепленные неорганическими вяжущими 0,10
Смеси щебеночно-песчаные шлаковые (ГОСТ 3344) 0,20
Отсутствие транспортной нагрузки Песок (ГОСТ 8736) 0,20

6.15.Варианты конструкций дорожных одежд с конструктивными слоями из различных материалов приведены на рисунке1.

6.16.В конструкциях дорожных одежд в соответствии с рисунками 1.а–1.е в качестве материала дополнительного слоя следует принимать:

— песок (ГОСТ 8736), Кф ≥ 1м/сут;

— песчано-гравийную смесь (ГОСТ 23735), Кф ≥ 1м/сут;

— щебеночно-гравийно-песчаную смесь (ГОСТ 25607), Кф ≥ 1м/сут.

6.17.При конструировании дорожных одежд материал основания следует назначать в соответствии с рисунками 1.а–1.е в зависимости от наличия местных материалов и величины действующей на покрытие нагрузки.

6.18.В качестве материала выравнивающего слоя в конструкциях дорожных одежд, приведенных на рисунках 1.а, д, е, следует принимать песок средний (ГОСТ 8736), а в качестве материала выравнивающего слоя в конструкциях дорожных одежд, приведенных на рисунках 1.б–1.г, — песок, обработанный цементом (марка обработанного материала М10 по ГОСТ 23558).

Выравнивающий слой не уплотняется.

6.19.При примыкании сборного покрытия к цоколю зданий и на откосах круче 1:5в качестве материала выравнивающего слоя следует применять цементно-песчаную смесь, приготовленную на песке естественной влажности, при соотношении между цементом и песком, аналогичным принимаемому при подборе состава строительного раствора марки по прочности на сжатие М50.

6.20.В качестве покрытия дорожных одежд принимают плиты для тротуаров и дорог по настоящим Территориальным нормам (см. рисунки 1.а–1.е).

6.21.Варианты деталей сопряжений сборных покрытий пешеходных зон с другими элементами улиц и проезжей частью городских дорог приведены в приложении 3.

 

1 ― покрытие; 2 ― выравнивающий слой; 3 ― основание; 4 ― дополнительный слой основания

 

Рисунок 1.1. Вариант конструкций дорожных одежд с покрытием из плит тротуарных:

а — на основании из щебеночно-гравийно-песчаных смесей оптимального

состава (ГОСТ 25607);

б — на основании из щебеночно-гравийно-песчаных смесей и песчаных

грунтов, укрепленных цементом ;

в — на основании из фракционированного щебня (ГОСТ 8267), обработанного

не на полную глубину в соответствии со СНиП 3.06.03 пескоцементной

смесью ;

г — на основании из бетона класса В15 (ГОСТ 26633);

д — на песчаном основании (ГОСТ 8736);

е — на основании из щебеночно-песчаных шлаковых смесей (ГОСТ 3344)

 

 

7. РАСЧЕТ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ И ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА.

7.1. Основные положения.

7.1.1.Расчет дорожной одежды необходимо выполнять с учетом надежности, т. е. вероятности безотказной работы конструкции в течение всего периода между капитальными ремонтами.

Количественным показателем безотказной работы служит уровень надежности, представляющий собой отношение протяженности прочных, не требующих капитального ремонта, участков дорожной одежды к общей протяженности дорожной одежды.

7.1.2.При выполнении расчета дорожной одежды уровень надежности Кн и соответствующий ему коэффициент прочности Кпр следует принимать по таблице 7 в зависимости от транспортной нагрузки и материала основания.

 

Таблица 7

Характеристика транспортной нагрузки Материал основания Уровень надежности Кн Коэффициент прочности Кпр
Одиночные авто­мобили группы А Смеси щебеночно-гравийно-песчаные (ГОСТ 25607) Смеси щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные, щебеночно-гравийно-песчаные и пески, укрепленные неорганическими вяжущими Щебень фракционированный (ГОСТ 8267), обработанный не на полную глубину в соответствии со СНиП 3.06.03 пескоцементной смесью Бетон класса В15 (ГОСТ 26633) 0,95 0,95
Одиночные авто­мобили группы Б Смеси щебеночно-гравийно-песчаные (ГОСТ 25607) Смеси щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные, щебеночно-гравийно-песчаные и пески, укреплен­ные неорганическими вяжущими Смеси щебеночно-песчаные шлаковые (ГОСТ 3344) 0,90 0,85
Песок (ГОСТ 8736) 0,85 0,80
Отсутствие транс­портной нагрузки Песок (ГОСТ 8736) 0,60 0,60

7.1.3.Расчет дорожной одежды с покрытием из плит тротуарных (далее — плит) на прочность производят из условия восприятия нагрузок от проезда уборочной и поливочной техники. В качестве расчетных нагрузок приняты нормированные СНиП 2.05.02 нагрузки, приведенные в таблице 8

 

Таблица 8

Транспортное средство Номинальная статическая нагрузка на ось Р, кН Нормированная нагрузка на колесо автомобиля Qн , кН Среднее расчетное удельное давление колеса на покрытие р, МПа Расчетный диаметр следа колеса автомобиля D, м
Автомобиль группы А 0,6 0,33
Автомобиль группы Б 0,5 0,28

7.2 Критерии расчета.

7.2.1.Дорожную одежду следует рассчитывать на прочность (сопротивление растяжению при изгибе бетонных плит, сопротивление сдвигу слоев основания и всей конструкции в целом) под действием расчетной эксплуатационной нагрузки и на осушение.

7.2.2.Конструкция дорожной одежды считается прочной, если коэффициент прочности на растяжение при изгибе и сопротивление сдвигу слоев основания и всей конструкции в целом больше или равен Кпр, найденному с учетом требуемого уровня надежности проектируемой дорожной одежды (см. таблицу 8), а толщина материала дренирующего слоя (с соответствующим коэффициентом фильтрации) обеспечивает своевременный отвод избыточной воды. При земляном полотне, сложенном из супесей и суглинков тяжелых пылеватых, необходимо обеспечить нормативную толщину дорожной одежды из стабильных материалов, не подверженных пучению. Конструкции дорожной одежды следует выбирать на основании экономических сопоставлений нескольких вариантов, удовлетворяющихкритериальным условиям.

7.3 Расчет прочности покрытия.

7.3.1.Прочность плит покрытия определяют исходя из категории плит по жесткости, характеризуемой показателем жесткости S:

— при S ≤ 0,5 плиты относят к категории абсолютно жестких и на прочность их не рассчитывают;

— при 0,5 < S ≤ 10 плиты относят к категории плит конечной жесткости и их рассчитывают на прочность.

Показатель жесткости S плиты определяют по формуле

(7.1)

где r — радиус круглой плиты, радиус равновеликой по площади многоугольной плиты, половина стороны квадратной или полудлина прямоугольной, м;

h — толщинаплиты, м;

Е — расчетный модуль упругости бетона, МПа, принимаемый по таблице Б.2;

Е0 эквивалентный модуль упругости основания, МПа, определяемый по формуле

(7.2)

здесь Ен — модуль упругости нижележащего полупространства, МПа (таблица 10);

Еср— средний модуль упругости слоев основания, МПа, определяемый по формуле

, (7.3)

Еi — модуль упругости i-го слоя основания, МПа, толщиной hi, м (таблицы 8;9);

n — число слоев основания.

Плиты, у которых отношение r/h ≤ 2,5, относят к категории абсолютно жестких и покрытие из них на прочность не рассчитывают. Толщину плит, на которые отсутствуют транспортные нагрузки, не рассчитывают и определяют по 4.3.3.

7.3.2 .Условие прочности плит покрытия конечной жесткости проверяют по неравенству

(7.4)

где Кпр — коэффициент прочности, принимаемый в зависимости от транспортной нагрузки по таблице 8;

— расчетная прочность бетона плит на растяжение при изгибе, МПа, определяемая по формуле

(7.5)

здесь Вtb — класс бетона по прочности на растяжение при изгибе, МПа, по ГОСТ 26633;

Кнп — коэффициент увеличения прочности бетона со временем, Кнп = 1,2;

spt — расчетное напряжение растяжения при изгибе, возникающее в плите покрытия от действия нагрузки и изменений температуры по толщине плиты, МПа, определяемое по формуле

(7.6)

Qн — нагрузка на колесо, кН (см. таблицу 8);

Кусл — коэффициент, учитывающий условия работы, Кусл = 0,80;

МА — безразмерный единичный момент, определяемый по таблице 9 в зависимости от показателя жесткости плиты;

h — толщина плиты, м;

к — коэффициент, учитывающий конфигурацию плит, определяемый по формулам:

— для плит с числом сторон более четырех, (7.7)

для прямоугольных плит,(7.8)

к = 1 — для круглых и квадратных плит,

nс — число сторон правильного многоугольника;

с — отношение сторон (большей к меньшей) прямоугольника.

Таблица 9

S До 0,5 включ. 0,75 1,5 1,75 2,5 3,5
МА 0,0521 0,0544 0,0567 0,0611 0,0632 0,0653 0,0693 0,0731 0,0767

Окончание таблицы 9

S 4,5
МА 0,0801 0,0833 0,0863 0,0917 0,0963 0,1001 0,1031 0,1053
Примечание —Значение МА следует принимать со знаком минус.

7.3.3.Минимально допустимая толщина плит независимо от результатов расчета не должна быть меньше указанной в таблице 10.

Таблица 10

Характеристика транспортной нагрузки Материал основания Минимально допустимая толщина тротуарных плит при величине их наибольшего габаритного размера в плане, мм
Св.400до 450 включ. Св. 300 до 400 включ. Св. 200 до 300 включ. До 200 включ.
Одиночные автомобили группы А Смеси щебеночно-гравийно-песчаные (ГОСТ 25607) Смеси щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные, щебеночно-гравийно-песчаные и пески, укрепленные неорганическими вяжущими Щебень фракционированный (ГОСТ 8267), обработанный не на полную глубину в соответствии со СНиП 3.06.03 пескоцементной смесью Бетон класса В15 (ГОСТ 26633)
Одиночные автомобили группы Б Смеси щебеночно-гравийно-песчаные (ГОСТ 25607) Смеси щебеночно-песчаные шлаковые (ГОСТ 3344) Смеси щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные, щебеночно-гравийно-песчаные и пески, укрепленные неорганическими вяжущими
Песок (ГОСТ 8736)
Отсутствие транспортной нагрузки Песок (ГОСТ 8736)

 

7.3.4.Расчетные характеристики материалов дорожных одежд и грунтов земляного полотна приведены в приложении 4.

7.4. Расчет основания и земляного полотна на прочность (на сдвиг).

7.4.1.Условие прочности основания и земляного полотна должно удовлетворять следующему требованию

КпрТ Тдоп,(7.9)

где Т, Тдоп — активные и допустимые напряжения сдвига в грунте;

Кпр— коэффициент прочности (см. таблицу 7).

7.4.2.Расчеты ведут в следующей последовательности:

Определяют средний модуль упругости Еср слоев дорожной одежды, расположенных над проверяемым на прочность слоем основания или земляного полотна, по формуле (7.3.).

Расчетный модуль упругости Ерасч сборного покрытия из плит (с учетом швов) назначают по таблице 11.

Таблица 11

Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе Вtb 4,4 Вtb 4,0 Вtb 3,6 Вtb 3,2 Вtb 2,8
Ерасч, МПа

 

Вычисляют отношения и по номограмме на рисунке 2.1 определяют активное напряжение сдвига от временной нагрузки.

По номограмме на рисунке 2.2 находят активное напряжение сдвига tвот собственного веса дорожной одежды.

Определяют допустимые напряжения сдвига Тдоп в грунте земляного полотна или в слоях из слабосвязных материалов по формуле

Тдоп = СК, (7.10)

где С — удельное сцепление в грунте или слабосвязном материале, МПа, принимаемое по таблице 12 и приложению 4;

К — поправочный коэффициент, принимаемый по таблице 12

Таблица 12

Наименование слабосвязных материалов и грунтов С,МПа К
Щебеночно-песчано-гравийные смеси, шлаки металлургические 0,03 9,75
Пески крупные По приложению Б 7,75
Пески средней крупности То же 6,64
Пески мелкие 5,54
Пески пылеватые, супеси крупные 3,32
Глины, суглинки, супеси (кроме крупной) 1,66

 

Определяют действующее в грунте или слабосвязном материале активное напряжение сдвига Т по формуле

Т = р + tв,(7.11)

гдер — среднее расчетное удельное давление колеса на покрытие, МПа.

Вычисляют отношение Тдоп/Т.

Если Тдоп/Т ³ Кпр, то требование по сдвигу обеспечено. В противном случае необходимо изменить конструкцию дорожной одежды (увеличить толщину вышележащих слоев или их прочность).

7.4.3.Примеры расчета дорожных одежд с покрытием из плит приведены в приложении В.

 

 

 

Рисунок 2.1 — Номограмма для определения активного напряжения сдвига

от временной нагрузки в нижнем слое двухслойной системы.

 

 

Рисунок 2.2 — Номограмма для определения активного напряжения сдвига tв

от собственного веса дорожной одежды.

 

8. УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД.

8.1.Технические требования к производству работ.

8.1.1.При производстве работ по устройству дорожных одежд с покрытием из плит тротуарных следует соблюдать требования действующей нормативной документации по технике безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, охране труда и защите окружающей среды.

8.1.2.Строительно-монтажные работы следует выполнять на основании проекта организации строительства (ПОС), входящего в состав проектной документации, а также в соответствии с проектом производства работ (ППР) и технологическими картами на соответствующие виды работ.

8.1.3.Внесение изменений в проектную документацию, вызванное уточнениями и дополнениями технических решений, принятыми в процессе строительства, должно производиться проектной организацией в установленном порядке.

8.1.4.Покрытия из плит тротуарных должны быть ровными, нескользкими, обладать прочностью и устойчивостью.

8.1.5.Производство работ по устройству дорожных одежд с покрытием из плит должно соответствовать требованиям проектной документации.

8.1.6.При сооружении земляного полотна отклонения от значений, указанных в проектной документации, не должны превышать, мм:

±50 — высотные отметки при снятии растительного грунта;

±30 — высотные отметки продольного и поперечного профиля;

±50 — расстояния между осью и бровкой пешеходной зоны. 5 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±80 мм.

Степень уплотнения грунта должна соответствовать принятой в проектной документации. В 5 % результатов определений снижение значений степени уплотнения не должно превышать 2 %.

8.1.7.При устройстве слоев дорожной одежды отклонения от значений, указанных в проектной документации, не должны превышать:

±10 мм — высотные отметки продольного и поперечного профиля. 5 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±20 мм;

±100 мм — ширина слоя основания, кроме цементобетонного;

±50 мм — ширина слоя основания из цементобетона;

±15 мм — толщина любого слоя основания. 5 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 22 до 30 мм;

±5 ‰ (0,005) — величины поперечных уклонов. 5 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 7 ‰ (0,007) до 10 ‰ (0,010);

15 мм — величина просветов между поверхностью уплотненного основания и контрольной рейкой.

Плотность слоя основания (кроме бетонного) должна соответствовать установленной в проектной документации. В 5 % результатов определений снижение проектных значений не должно превышать 2 %.

8.1.8.При установке камней отклонения от значений, указанных в проектной документации, не должны превышать, мм:

+6, минус 3 — размеров бетонной обоймы, закрепляющей положение бортового камня;

20 — оси симметрии от прямолинейности на выверяемом участке 60 м;

±5 — высотные отметки.

Уступы в стыках смежных элементов не допускаются;

8.1.9.Основные параметры и размерыпри устройстве элементов сборного покрытия из плит должны быть, мм, не более:

40 — толщина выравнивающего слоя под сборные элементы покрытия; просветы между поверхностью выравнивающего слоя и контрольной рейкой не допускаются;

1,5 — перепад высот между смежными элементами покрытия;

3 — размер шва между смежными сборными элементами для плит длиной до 300 мм;

10 — размер шва для плит длиной св. 300 до 500 мм и плит тротуарных обрамления люков колодцев инженерных коммуникаций;

10 — размер шва в примыкании плит тротуара к бортовому камню или цоколю здания, сооружения;

3 — величина просветов между поверхностью сборного покрытия и контрольной рейкой длиной 3 м.

Искривление линий швов между плитами тротуарными допускается в пределах 5 мм на 1 м длины, но не более 15 мм на длину шва 10 м.

8.1.10.Порядок проведения контроля качества и приемки работ должен соответствовать требованиям действующих ТНПА.

8.2.Подготовительные работы.

8.2.1.Общие положения

8.2.1.1.Состав и порядок выполнения организационных работ при подготовке объекта к строительству должен соответствовать требованиям СНиП 3.01.01.-85.

8.2.1.2.Строительно-монтажные работы подготовительного периода должны включать внутриплощадочные работы и работы вне строительной площадки.

8.2.1.3.Внутриплощадочные подготовительные работы должны включать:

геодезические работы по вертикальной и горизонтальной разбивке пешеходной зоны;

— операции по очистке отведенной территории, снятию плодородного слоя грунта или разборке и снятию старого покрытия, пересадке или защите от повреждений зеленых насаждений;

— перенесение наземных и подземных кабельных линий, ограждение зоны производства работ;

— планировку территории с устройством временного поверхностного водоотвода.

 

8.2.1.4.Внеплощадочные подготовительные работы должны включать устройство подъездных путей и подвод инженерных коммуникаций к площадке строительства.

8.2.1.5.Подготовительные работы следует выполнять после отвода земельного участка в установленном порядке.

8.2.2.Инженерно-изыскательская, проектная и технологическая документация

8.2.2.1.Заказчик до начала работ обязан предоставить подрядчику комплект проектной документации.

8.2.2.2.В состав проектной документации, передаваемой подрядчику на объекты в районах существующей старой застройки и рассчитанных на эксплуатационную нагрузку автомобилей группы А, должны быть дополнительно включены:

— план благоустраиваемой пешеходной зоны с нанесением мест расположения шурфов и скважин;

— разрезы грунтов (по шурфам или скважинам) с характеристиками грунтов и уровнями их залегания;

— геологический разрез по оси пешеходной зоны, совмещаемый с продольным профилем;

— результаты лабораторных испытаний грунтов.

8.2.2.3 Подрядчик до начала работ должен разработать и утвердить в установленном порядке ППР и технологические карты устройства основания, установки бортового камня, устройства сборного покрытия дорожной одежды, а также другие технологические карты по работам, предусмотренным на данном объекте.

8.2.3. Инженерная подготовка

8.2.3.1.Прокладка всех инженерных коммуникаций, в том числе и глубоких дренажей на сырых и мокрых участках, устройство вводов и выпусков подземных трубопроводов и кабельных сетей зданий и сооружений должны быть выполнены до начала основных работ по сооружению земляного полотна пешеходной зоны.

8.2.3.2.Обратную засыпку следует производить, как правило, песчаными грунтами. Плотность грунта при обратной засыпке траншей с уложенными коммуникациями должна быть не ниже требуемой для земляного полотна на соответствующей глубине.

8.2.3.3.Чертежи конструкций для защиты кабельных сетей, расположенных на глубине менее 0,8 м и воспринимающих расчетные нагрузки, должны входить в состав проектной документации.

8.2.4. Геодезическая разбивка

8.2.4.1.Состав и объем геодезической разбивочной основы, а также фактические отклонения при выполнении геодезических работ в процессе строительства должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.

8.2.4.2.Пешеходную зону следует разбить на поперечники через 5–20 м. При разбивке следует вынести в натуру и закрепить все пикеты, повышенные и пониженные точки рельефа, места перелома уклона продольного профиля, вершины углов поворотов, главные и промежуточные точки кривых; должны быть установлены дополнительные разбивочные знаки вблизи искусственных сооружений. По оси и у кромок пешеходной зоны необходимо выставить высотные колышки. На пикетах и переломных точках поперечники должны быть разбиты при помощи нивелира; промежуточные точки разбивают по визиркам.

Разбивочные знаки дублируют за пределами зоны производства работ.

8.2.4.3.Закрепление точек геодезической разбивочной основы допускается выполнять штырями, колышками, видимыми издали.

8.2.5.Очистка территории, охрана окружающей среды.

8.2.5.1.Очистку территории необходимо выполнять в соответствии с требованиями проектной документации. Технологические решения выполнения работ должны исключать причинение ущерба окружающей природной среде и сохраняемым зеленым насаждениям. Экологические условия благоустраиваемой территории пешеходной зоны следует сохранять неизменными.

8.2.5.2.Не допускается повреждение дерново-растительного покрова, выполнение планировочных и дренажно-осушительных работ за пределами территорий, отведенных для строительства.

8.2.5.3. Разметку мест сбора и обвалования растительного грунта и мест пересадки растений, которые будут использованы для озеленения территории, следует производить перед началом основных работ.

8.2.5.4.Растительный грунт, подлежащий снятию, необходимо срезать на установленную в проектной документации толщину по всей поверхности, занимаемой земляным полотном.

8.2.5.5.Зеленые насаждения, не подлежащие вырубке или пересадке, следует оградить. При отсыпках или срезках грунта в зонах сохраняемых зеленых насаждений размеры лунок и стаканов у деревьев должны быть не менее 0,5 диаметра кроны и не более 0,3 м по высоте от существующей поверхности земли у ствола дерева.

8.2.5.6.При реконструкции дорожной одежды существующее покрытие следует разбирать на установленную проектом толщину по всей поверхности занимаемой земляным полотном пешеходной зоны. Ширина земляного полотна устанавливается в проектной документации. После разборки покрытия его складируют в специально отведенных местах или вывозят на переработку.

8.2.6.Устройство поверхностного водоотвода.

8.2.6.1.Работы по устройству временных открытых грунтовых лотков и кюветов, предназначенных для перехвата и отвода с поверхности участка строительства ливневых, паводковых и талых вод, необходимо выполнять до начала основных земляных работ.

8.2.6.2.Водоотводные лотки и кюветы начинают выполнять в пониженных местах рельефа.

8.2.6.3.Уклоны устройства временного водоотвода должны быть не менее 3 ‰.

8.3. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА.

Сооружение земляного полотна является одним из основных технологических процессов устройства дорожной одежды благоустраиваемой пешеходной зоны.

8.3.2.Земляное полотно должно воспринимать усилия, возникающие при эксплуатации, во время всего периода между капитальными ремонтами пешеходной зоны и обеспечивать надежность всей конструкции дорожной одежды, ее способность сохранять требуемые эксплуатационные характеристики при заданных в проектной документации нагрузках.

8.3.3.Устойчивость и прочность земляного полотна, его водопроницаемость зависит от степени уплотнения грунта. Коэффициент уплотнения грунта земляного полотна должен соответствовать требованиям проектной документации и быть не менее 0,98.

8.3.4.При устройстве земляного полотна следует произвести его технический осмотр и определить соответствие фактических данных требованиям проектной документации.

8.3.5.Неоднородный, рыхлый грунт земляного полотна, смешанный со строительным мусором
и другими гумусовыми и инородными включениями, а также пучинистый грунт следует удалить на глубину рабочего слоя земляного полотна и произвести замену на песок гравелистый, крупный или гравийно-песчаную смесь.

8.3.6.Рабочий слой земляного полотна, отсыпанный и уплотненный до коэффициента уплотнения 0,98, является конструктивным слоем дорожной одежды.

8.3.7.Отсыпку грунта следует производить от краев к середине слоями на всю ширину земляного полотна. Лишний грунт убирают при планировке на завершающем этапе сооружения земляного полотна.

8.3.8.Обратную засыпку пазух колодцев инженерных коммуникаций следует производить послойно толщиной не более 0,15 м с уплотнением каждого слоя.

8.3.9.В качестве материалов обратной засыпки пазух колодцев инженерных коммуникаций необходимо применять песок по ГОСТ 8736 или гравийно-песчаные смеси по ГОСТ 25607. Плотность грунта при обратной засыпке пазух смотровых колодцев должна быть не ниже требуемой для земляного полотна на соответствующей глубине.

8.3.10.Длядостижения требуемого коэффициента уплотнения 0,98–1 уплотнение грунтов следует производить при влажности, близкой к оптимальной. Отношение фактической влажности грунта к ее оптимальной величине должно быть в пределах значений, указанных в таблице13.

Оптимальная влажность грунта должна быть определена по ГОСТ 22733.

При фактической влажности грунта менее оптимальной, но входящей в область допустимых значений, определенных в таблице 13, количество проходов катка по одному следу следует увеличить согласно данным пробного уплотнения грунта.

 

Таблица 13

Допустимые значения влажности грунта.

Вид грунта Отношение фактической влажности грунта к ее оптимальной величине
Пески пылеватые, супеси легкие, крупные 0,8–1,35
Супеси легкие и пылеватые 0,8–1,25
Супеси тяжелые пылеватые и суглинки легкие и легкие пылеватые 0,85–1,15
Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые, глины 0,95–1,05

 

Если отношение фактической влажности грунта к ее оптимальной величине менее допустимых значений, указанных в таблице 13, грунт следует увлажнять путем орошения в соответствии с результатами лабораторных испытаний грунта.

Если отношение фактической влажности к ее оптимальной величине более допустимых значений, следует предусмотреть просушивание грунта — естественным способом или введением сухого малосвязного грунта.

8.3.11.При уплотнении песчаных грунтов виброкатками следует проверять возможность достижения требуемой плотности при их естественной влажности.

8.3.12.Требуемое качество земляных работ достигается путем подбора технологического режима производства работ методом пробного уплотнения грунта.

Пробное уплотнение грунта следует производить на характерном, т. е. типичном для данного строительства участке, с применением механизмов, предназначенных для производства данного вида работ, и контролем качества работ.

Пробное уплотнение грунта следует производить по методике пробного уплотнения в соответствии с Приложением 5.

8.3.13.Сооружение земляного полотна пешеходной зоны, как правило, состоит в устройстве корытообразного профиля, дно которого должно быть тщательно спланировано до проектной отметки. Ширина выемки должна соответствовать требованиям проектной документации.

8.3.14.Поверхность земляного полотна должна иметь продольные и поперечные уклоны, соответствующие проектным уклонам покрытия.

8.3.15.Уплотнение земляного полотна следует производить средними катками массой до 10 т или специальными уплотняющими виброплощадками массой более 130 кг.

8.3.16.При применении уплотняющих средств, не позволяющих эффективно уплотнить земляное полотно на требуемую глубину, излишний слой грунта следует снять, переместить на другую захватку и уплотнить нижний слой; затем удаленный грунт следует возвратить на уплотненный нижний слой земляного полотна и уплотнить до требуемой плотности.

8.3.17.Уплотнение выемки земляного полотна на требуемую глубину следует выполнять непосредственно перед устройством вышележащих слоев.

8.3.18.При избыточном переувлажнении заранее уплотненного и отпрофилированного земляного полотна необходимо устраивать водоотводные канавки шириной 0,20–0,25 м и глубиной не менее толщины переувлажненного слоя. Канавки следует располагать на расстоянии не более 3 м одна от другой и нарезать по уклону или под углом 30°–60° к направлению уклона. Грунт из канавок должен быть удален за пределы сооружаемого земляного полотна. Уклон канавок должен или повторять уклон засыпаемой поверхности, или быть не менее 20 ‰.

При распределении материала дополнительного слоя основания — щебеночно-гравийной смеси, щебня, гравия или песка — необходимо в первую очередь засыпать водоотводные канавки, а материал дополнительного слоя основания распределять только в направлении «от себя».

8.3.19.В местах примыкания пешеходной зоны к зданиям уклон земляного полотна должен быть не менее 25 ‰ от здания.

8.3.20.При устройстве корытообразного профиля пешеходной зоны, прилегающей к зданиям, необходимо обследовать состояние гидроизоляции стен подвала здания или его фундамента. При обнаружении дефектов гидроизоляции проектная организация должна разработать по заданию заказчика проектные решения по ее восстановлению.

8.3.21.После устройства земляного полотна следует произвести его приемку с составлением акта освидетельствования скрытых работ. К акту освидетельствования прилагается исполнительная съемка.

8.4. УСТРОЙСТВО СЛОЁВ ОСНОВАНИЯ.

Общие положения.

8.4.1.1.До начала устройства слоев оснований земляное полотно должно быть принято по акту освидетельствования скрытых работ.

8.4.1.2.Работы по устройству дополнительных слоев оснований и оснований следует выполнять
в следующей последовательности:

― подача и россыпь материала с учетом коэффициента запаса на уплотнение;

― разравнивание и предварительное уплотнение, профилирование поверхности;

― окончательное уплотнение.

8.4.2. Устройство дополнительных слоев оснований.

8.4.2.1.Устройство дополнительных слоев оснований из песка, щебеночно-гравийно-песчаных
и песчано-гравийных смесей следует производить в соответствии с требованиями 8.2.3.

8.4.2.2.Морозоустойчивость материала дополнительного слоя основания характеризуется коэффициентом пучения Кпуч, определяемым по ГОСТ 28622.

Дренирующие свойства материала дополнительного слоя основания характеризуются коэффициентом фильтрации, определяемым по ГОСТ 25584.

8.4.2.3.Устройство оснований из щебеночно-гравийно-песчаных смесей, щебеночно-песчаных шлаковых смесей и песка

8.4.2.4.Материалы для устройства оснований должны соответствовать требованиям ГОСТ 25607, ГОСТ 3344 и ГОСТ 8736.

8.4.2.5.Наименьшая толщина распределяемого слоя материала должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц этого материала.

Максимальная толщина уплотняемого слоя не должна превышать значений, указанных в таблице 14.

 

  Таблица 14
Вид материала Максимальная толщина уплотняемого слоя при применении механизмов, м
вибрационных и комбинированных, массой до 10 т на пневматических шинах, массой до 16 т Виброуплотняющая площадка массой более 130 кг
Щебеночно-гравийно-песчаные смеси оптимального состава (ГОСТ 25607) 0,18 0,24 0,15
Щебеночно-песчаные смеси из шлаков оптимального состава (ГОСТ 3344) 0,22 0,30 0,15
         

8.4.2.6.Объем материала в насыпном виде следует определять с учетом коэффициента запаса на уплотнение.

Коэффициент запаса материала на уплотнение следует принимать:

― для щебеночно-гравийно-песчаных смесей оптимального состава — 1,25–1,3;

― для песков с модулем крупности 2 и менее — 1,35;

― то же более 2 — 1,15.

Коэффициент запаса шлака на уплотнение в зависимости от его плотности принимают 1,3–1,5.

8.4.2.7.Материалы для устройства оснований следует завозить автосамосвалами и разгружать на подготовленное земляное полотно. При больших площадках строительства допускается материалы оснований складировать на земляном полотне.

8.4.2.8.Разравнивание материала на площадях и пешеходных зонах следует производить автогрейдером, на узких тротуарах и дорожках — ковшом автопогрузчика на толщину слоя или вручную. Распределение материала следует вести только в направлении «от себя».

8.4.2.9.Материал основания должен иметь влажность, близкую к оптимальной, с отклонениями не более 10 %. При недостаточной влажности материал следует доувлажнять за 20–30 мин до начала уплотнения.

Шлак в летний сухой период увлажняют водой в несколько приемов (общее количество воды должно быть 10–13 м3 на 100 м3 шлака в рыхлом состоянии).

8.4.2.10.Уплотнение основания следует производить в два этапа. На первом и втором этапах слой основания уплотняют катками на пневматических шинах массой не менее 16 т с давлением в шинах 0,6–0,8 МПа или виброкатками массой не менее 6 т, а также виброуплотняющими площадками массой более 130 кг.

Как правило, общее число проходов катков составляет не менее:

― на пневматических шинах — 20 (7 на первом этапе и 13 — на втором);

― вибрационного действия — 9 (3 на первом этапе и 6 — на втором).

При уплотнении песчаного основания давление в шинах на всех стадиях уплотнения должно быть не более 0,2–0,3 МПа.

При уплотнении основания виброуплотняющей площадкой в качестве материала основания наиболее эффективно использовать смеси С6, С7, С8 по ГОСТ 25607.

Косвенным признаком окончательного уплотнения основания служит отсутствие на поверхности уплотняемого слоя следа после прохода катка массой не менее 13 т.

8.4.3.Устройство оснований из щебеночно-песчаных, гравийно-песчаных, щебеночно-гравийно-песчаных смесей и песчаных грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими .

8.4.3.1.Щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные, щебеночно-гравийно-песчаные смеси и песчаные грунты, укрепленные цементом.

8.4.3.2.Укрепленные смеси следует приготавливать в смесителях принудительного перемешивания на специализированных предприятиях.

8.4.3.3.Подбор состава смеси осуществляет лаборатория предприятия. Подобранные составы смесей должны обеспечивать проектные марки укрепленного материала по прочности и морозостойкости, указанные в проектной документации.

8.4.3.4.При подборе составов смесей с требуемыми параметрами необходимо определить:

― зерновой состав гравийно-песчаных, щебеночно-гравийно-песчаных и щебеночно-песчаных шлаковых смесей, соответствующий кривым плотных смесей и обеспечивающий максимальную плотность укрепленных материалов;

― оптимальное количество воды с заданным количеством вяжущего для получения максимальной плотности укрепленной смеси выбранных минеральных материалов и портландцемента.

8.4.3.5.Количество цемента при подборе составов смесей из минеральных и шлаковых материалов рекомендуется назначать по таблице 15 с уточнением после проведения испытаний.

  Расход портландцемента на 1 м3 укрепленного материала Таблица 15
Минеральный или шлаковый материал Количество ПЦ марки 400 для получения укрепленного материала марок, в % по массе смеси
М10 М20 М40 М60 М75
Щебеночно-песчаные смеси оптимального зернового состава 2–3 3–4 4–5 5–6 6–7
Гравийно-песчаные смеси оптимального зернового состава 3–4 4–5 5–7 6–8 7–9
Гравийно-песчаные смеси неоптимального зернового состава 4–5 5–6 7–8 8–9 9–11
Пески гравелистые и крупные 5–6 6–7 8–9 9–11 11–12
Пески мелкие 6–7 7–8 9–10 12–13 13–14
Щебеночно-песчаные шлаковые смеси 2–3 2–4 3–6 5–8 7–10
             

8.4.3.6.Содержание воды в укрепленных смесях должно обеспечивать их максимальную плотность. Уменьшение или увеличение влажности укрепленной смеси на 1 %–2 % по сравнению с оптимальной приводит к снижению прочности укрепленного материала на 10 %–30 %. Компенсация потери прочности в этом случае возможна за счет увеличения количества вяжущего на 10 %–20 %.

Как правило, расход воды следует назначать в процентах по массе смеси минеральных материалов и вяжущего. При использовании минеральных материалов и цемента в смесь вводят 5 %–8 % воды.

При обработке легких искусственных смесей (отходов промышленности) расход воды может составлять 8 %–11 % по массе сухой смеси.

Перед производственным приготовлением укрепленных смесей оптимальный расход воды необходимо уточнять на образцах, изготовленных из конкретных материалов.

Количество воды в укрепленной смеси должно обеспечивать ее оптимальную влажность при
уплотнении с учетом потерь влаги при транспортировании и распределении и определяется опыт­ным путем.

При температуре воздуха выше 20 °С укрепленную смесь при транспортировании автомобилями-самосвалами следует закрывать брезентом.

8.4.3.7.Продолжительность транспортирования укрепленных смесей минеральных материалов с цементом, начало схватывания которого не ранее чем через 2 ч от начала затворения водой, не должна превышать 30 мин при температуре воздуха во время укладки выше 20 °С и 50 мин ― при температуре воздуха ниже 20 °С.

8.4.3.8.Технологический разрыв между приготовлением укрепленной смеси и окончанием ее уплотнения в основании не должен превышать 3 ч.

8.4.3.9.Распределение укрепленных смесей на пешеходных зонах большой площади рекомендуется осуществлять укладчиками дорожно-строительных материалов. Допускается использовать автогрейдеры. При этом смесь вывозят самосвалами и выгружают на дополнительный дренирующий слой основания в два ряда параллельно продольной оси основания. Расстояние между выгруженной из каждого автомобиля смесью следует определять количеством смеси в автомобиле и требуемой толщиной основания.

На узких тротуарах и дорожках распределение смеси ведется вручную при помощи инвентарного инструмента. При распределении смеси следует контролировать толщину, ровность и поперечные уклоны устраиваемого основания.

8.4.3.10.Толщину слоя распределяемой смеси необходимо назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение, который определяется опытным путем для каждой смеси в начале производства работ (ориентировочно — 1,2–1,3).

8.4.3.11.Уплотнять основание рекомендуется катками на пневматических шинах, виброкатками или виброуплотняющими площадками. Тип механизма, число проходов по одному следу выбирают в зависимости от конструкции основания.

Для обеспечения требуемой плотности основания необходимо не менее 16 проходов катка на пневматических шинах или 10 проходов виброкатка по одному следу. При этом коэффициент уплотнения должен соответствовать требованиям проектной документации и быть не менее 0,98 стандартной плотности. Недоуплотнение смеси на 8 %–10 % приводит к снижению прочности основания на 5 %–15 %.

Уплотнение основания следует осуществлять от краев к середине. При первых четырех–пяти проходах катка по одному следу рабочая скорость должна быть не более 1,5–2 км/ч, при последующих — максимальная рабочая скорость.

Ориентировочным признаком окончания уплотнения может служить отсутствие следа от прохода катка массой не менее 13 т.

8.4.3.12.Уплотненное основание требует специального ухода в течение 28 сут. После окончания уплотнения основания на его поверхность следует нанести слой песка толщиной 5–6 см и поливать водой с учетом погодных условий первые 7 сут через 3–4 ч, далее — не реже1раза в смену с тем, чтобы поддерживать песок во влажном состоянии.

При нарушении технологии ухода за основанием прочность его снижается на 10 %–30 %, при отсутствии ухода — на 45 %–50 %.

8.4.3.13.Уход за основанием не требуется, если сборное покрытие укладывают непосредственно после устройства основания.

8.4.4. Особенности применения сухих щебеночно-песчаных, гравийно-песчаных, щебеночно-гравийно-песчаных смесей и песчаных грунтов, укрепленных цементом

8.4.4.1.Применение сухих смесей обеспечивает устройство оснований при пониженных температурах в период с октября по апрель.

8.4.4.2.Земляное полотно, на котором устраивают основание из сухих смесей минеральных материалов, укрепленных цементом при пониженных температурах, должно быть сооружено в период с мая по сентябрь.

8.4.4.3.При устройстве оснований из сухих смесей минеральных материалов с цементом исключается процесс увлажнения до оптимальной влажности смеси при ее приготовлении.

8.4.4.4.Для приготовления сухих смесей следует применять гравийно-песчаные смеси оптимального и неоптимального состава, пески гравелистые, крупные, средней крупности и мелкие, имеющие естественную влажность не более 4 %.

8.4.4.5.Порядок подбора составов сухих смесей аналогичен порядку подбора составов смесей, которые укладывают в основание сразу после их приготовления по 8.4.3.4.

8.4.4.6.Количество цемента при подборе составов сухих смесей рекомендуется принимать по таблице 16 с уточнением после проведения испытаний.

<





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
  Расход портландцемента на 1 м3 укрепленного материала Таблица 16  
Минеральный материал Количество ПЦ марки 400 для получения укрепленного материала марок, % по массе смеси
М10 М40 М60
Гравийно-песчаные смеси оптимального и неоптимального состава, пески гравелистые, крупные 2–6 4–9 5–11
Пески средней крупности 5–6 7–9 9–11
Пески мелкие неоднородные 6–7 9–10 12–13