Расчет основания на прочность
Пример 4 Исходные данные: Расчетный модуль упругости покрытия из бетонных плит с учетом швов Ерасч = 1600 МПа Покрытие — плита тротуарная, толщиной h = 70 мм, бетон класса Вtb 4,0. Грунт земляного полотна — супесь легкая непылеватая для дорожно-климатического района 1 с расчетными характеристиками по таблице Б.3: Егр = 46 МПа; φ = 35°; С = 0,011 МПа. Конструкция основания (для примера 1): 1) Дренирующий слой из песка средней крупности толщиной hп = 0,30 м с расчетными характеристиками по таблице Б.4: Еп = 120 МПа; φ = 40°; С = 0,005 МПа. 2) Основание — щебеночно-гравийно-песчаная смесь толщиной h = 0,15 м (Ещ = 180 МПа). Проверяем, удовлетворяет ли конструкция основания требованиям прочности по критерию сдвига. Выполняем следующие расчеты. 2.1 Определяем, не превышают ли напряжения сдвига в грунте земляного полотна допустимые. Определяем средний модуль упругости дорожной одежды: Еср = (0,07 · 1600 + 0,30 · 120 + 0,15 · 180)/(0,07 + 0,30 + 0,15) = 337 МПа. По отношениям Еср/Егр = 337/46 = 7,32 и åhi/D = 0,52/0,33 = 1,58 при j = 35о по номограмме Суммарное активное напряжение сдвига в супеси легкой непылеватой по формуле (5.11): Т =0,015 × 0,6 – 0,0032 = 0,0058 МПа. Допустимые напряжения сдвига в супеси легкой непылеватой по формуле (5.10): Тдоп = 0,011 × 1,66 = 0,0182 МПа. Отношение Тдоп/Т = 0,0182/0,0058 = 3,14 > 0,95, т. е. прочность дорожной одежды по условию сдвига в грунте земляного полотна обеспечена. 2.2 Определяем, не превышают ли напряжения сдвига в песчаном дренирующем слое допустимые. Определяем средний модуль упругости дорожной одежды: Еср = (0,07 · 1600 + 0,15 · 180)/(0,07 + 0,15) = 632 МПа. По отношениям Еср/Еп= 632/120 = 5,27 и åhi /D = 0,22/0,33 = 0,67 при j = 40о по номограмме на рисунке 5.1 находим активное напряжение сдвига от временной нагрузки = 0,047. По номограмме на рисунке 5.2 для åhi = 0,22 м и j = 40о находим активное напряжение сдвига tвот собственного веса дорожной одежды tв= –0,0018 МПа. Суммарное активное напряжение сдвига в песке по формуле (5.11): Т = 0,047 × 0,6 – 0,0018 = 0,0264 МПа. Допустимые напряжения сдвига в песке по формуле (5.10): Тдоп = 0,005 × 6,64 = 0,0332 МПа. Отношение Тдоп/Т = 0,0332/0,0264 = 1,26 > 0,95, т. е. прочность дорожной одежды по условию сдвига в песчаном дренирующем слое обеспечена. 2.3 Определяем, не превышают ли напряжения сдвига в слое основания из щебеночно-гравийно-песчаной смеси допустимые. Эквивалентный модуль упругости Е0 на поверхности основания определяем аналогично примеру 2: Е0 = 70,19 МПа. Расчетный модуль упругости бетонной плиты при классе бетона Вtв 3,6 по таблице 5.5 равен По отношениям Ерасч/Е0 = 1600/70,19 = 22,8 и åhi /D = 0,07/0,33 = 0,21 при j = 40о по номограмме на рисунке 5.1 находим активное напряжение сдвига от временной нагрузки = 0,065. По номограмме на рисунке 5.2 для åhi = 0,07 м и j = 40о находим активное напряжение сдвига tвот собственного веса дорожной одежды tв= –0,0008 МПа. Суммарное активное напряжение сдвига в слое основания из щебеночно-гравийно-песчаной смеси по формуле (5.11): Т = 0,065 × 0,6 – 0,0008 = 0,0382 МПа. Допустимые напряжения сдвига в слое основания из щебеночно-гравийно-песчаной смеси по формуле (5.10): Тдоп = 0,03 × 9,75 = 0,293 МПа. Отношение Тдоп /Т = 0,293/0,0382 = 7,67 > 0,95, т. е. прочность дорожной одежды по условию сдвига в слое основания из щебеночно-гравийно-песчаной смеси обеспечена. Пример 5 Исходные данные: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|