Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?Стр 1 из 2Следующая ⇒
Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли Автор «Слова» с гордостью вспоминает те времена, когда Русь была едина, отчаянно призывает к объединению русичей, которые только совместно могут дать отпор половцам. Он рассуждает о событиях, дает им оценку. Еще Владимир Мономах, известный мудрец, говорил: «Если мы не прекратим междоусобий... то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».Произведение отличает глубокая любовь к родине, острые переживания за ее судьбу.Вся природа сочувствует участникам похода. В начале похода она предвещает неудачу: солнце тьмою путь заступает, птицы и звери своим поведением обещают беду.Князь Игорь решил пойти в безрассудно смелый поход на половецкого хана Кончака, не взвесив как следует своих сил и не продумав последствий похода. Несомненное достоинство «Слова» — плач Ярославны. Это высокий образец лиризма. Плачет Ярославна о своем возлюбленном, горюет о нем, взывает о помощи ко всем силам природы. Плач Ярославны и еще тысяч таких, как она,— тоже укор русской междоусобице, оставляющей жен вдовами, а детей сиротами.Роль «Слова» трудно переоценить. Оно — наглядный пример истинного патриотизма, истинной любви к родине, свидетельство драматичных событий русской истории. «Слово о полку Игореве» оказало и продолжает оказывать значительнейшее влияние на всю русскую культуру и культуры других народов. Белинский сказал о «Слове», что это «прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»? Данному жанру героического эпоса свойственны следующие признаки: воинская героика (прославление воинской доблести), воинская терминология, характерная лексика, используемая при описании битв, а также определенные стилистические формулы: сборы войска, выступление в поход, бой, поражение, пленение, победа, возвращение домой и тд В тексте произведения нашли отражение военно-феодальные понятия и представления, свойственные данному жанру: Русь, господин, братья, дружина, честь, слава и тд Также в Слове используется воинская терминология, описывающая вооружение дружины Игоря, воинские подразделения, этапы боя: меч, стелы, шелом, копье, стяг, дружина, полк. Автора Слова в боевой русской истории привлекает ее рыцарственная поэзия, хотя он пишет историческую поэму о неудачном походе князя Игоря, о поражениях русских полков и называет ее «скорбной повестью», тем не менее, неосторожные и заносчивые князья Игорь и Всеволод под его пером становятся людьми, которые любят свою родину; они смелые, неустрашимые военачальники, связанные со своими дружинниками кепкой боевой дружбой. Игорь-благородный человек, воинская честь и чувство долга не позволяют ему бросить в беде милого брата Всеволода. Рисуя образ Всеволода на поле брани, поэт использует прием гиперболы: «куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, Там лежат головы половецкие». Забывает он и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице, не дожит и своей жизнью. Поражение смелых христианских рыцарей в бою с неверными дало автору возможность рассказать о политическом и нравственном уроке и цене неудачного похода князей. Объединяющим моментом для древнего жанра воинской повести и литературы середины 20ого века является патриотическая тема в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжелому труду, дружба, доказанная кровью, бессметные подвиги русских солдат (дружинников) и командиров (военачальников),их мужество и стойкость, скорбь и память о пережитом, призыв к миру-таков круг тем, которые нашли отражение в воинских повестях, в Слове и в целом ряде произведений ВОВ: Шолохов «судьба человека» Твардовский «ТЕРКИН» Быков «в окопах Сталинграда», Бондарев «батальоны просят огня». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|