Здавалка
Главная | Обратная связь

Естественнонаучные представления о воле

Психологические теории воли

Исторически воля рассматривалась через два аспекта: философско-этический и естественнонаучный.

Древние представления о воле

Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам (то есть в философско-этическом аспекте). В Древней Греции философами прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики.
Аристотель рассматривал природу воли в формировании логического заключения. В его "Никомаховой этике" посылки «все сладкое надо есть» и "это яблоко сладкое" влекут за собой следствие: "это яблоко надо съесть". Таким образом, источник сознательных действий кроется в разуме человека.
Во времена средневековья проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы. Философы-теологи видели в человеке исключительно пассивное начало, зависимое от бога и его "промысла". И в таком подходе воля выступала тоже как проявление некоего разума, ставящего себе определённые цели. И лишь познание мистических сил — добрых или злых - открывает путь к познанию "истинных" причин поступков конкретного человека, его воли.
Бытие человека рассматривалось вне отрыва от ценностей, норм общества, которые в свою очередь определялись религиозными соображениями. Вопрос о личности, о субъекте деятельности не ставился.

Представление о воле в эпоху Возрождения

Проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности, что произошло в эпоху Возрождения. За человеком начали признавать право на творчество и на ошибку. Стало распространяться представление о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. И это было существенным прорывом в мысли, в сравнении с античными временами и средневековьем.
Главной ценностью личности стали считать свободу воли (кстати говоря, в русском языке под волей понимается и свобода в том числе). В эпоху Возрождения свобода воли стала возводиться в ранг абсолюта.
В дальнейшем под влиянием идей Возрождения возникло мировоззрение экзистенциализма — "философии существования". М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и другие рассматривают свободу как абсолютно свободную волю, которая не обусловлена никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, тем более он не может быть связан нравственными обязательствами или ответственностью.

Естественнонаучные представления о воле

Иван Петрович Павлов рассматривал волю как "инстинкт свободы", как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля как "инстинкт свободы" выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Павлов писал: "Не будь его — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своём пути, совершенно прерывало бы течение его жизни". Для человеческого поступка такой преградой может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержание его собственного сознания, его интересы и т. д.
Воля в учении И. П. Павлова рефлекторна (инстинктивна) по своей природе, она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. В этом представлении заключалось значительное новшество. Эта идея нашла широкое распространение среди бихевиористов, получила поддержку в отечественной реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.