Здавалка
Главная | Обратная связь

Типичные стихийные стили участия в общении

Типичные стихийные стили участия в общении

Оглавление:

Типичные стихийные стили участия в общении. 5

Последовательный. 7

Предприимчивый. 9

Жесткий. 10

Самоутверждающийся. 12

Застревающий. 14

Поисковый. 15

Утонченный. 17

Список ссылок. 19

 

Типичные стихийные стили участия в общении

… Тренированный взгляд художника позволяет ему видеть больше, чем другие, в одном и том же. А если присутствует еще и способность размышлять – то и глубже…

Для каждого человека, в соответствии с его психологическим типом по КБФ(1)(2)(3) существует наиболее естественный способ участия в общении и отношениях с другими людьми. Это его типичный стиль участия в общении (ТС). Он может проявляться явно и «напористо», а может быть в той или иной степени скрыт «выученными» способами поведения.

Стиль участия в общении – это принятая манера поведения, реакций и способа проявления активности в нем. Поэтому понятие «стиль» здесь употребляется весьма условно, так как все же чаще под ним понимается лишь оформление чего-либо со сходными элементами (деталями) в этом оформлении. Либо подчинение всего «оформительского комплекса» какой-либо «сюжетной» (стандартной…) линии (идее…). Обычно принято считать, что стиль более привносится самим человеком и является его сознательным творческим вкладом, чем исходит из его «природной основы». Но в данном случае происходит некое совмещение - наличие природной основы, которую человек склонен определенным образом оформлять, и результата такого оформления, проявляющегося в типичных признаках поведения. Поэтому слово «стиль» должно не столько обращать внимание на особую форму поведения, сколько на удивительное постоянство и устойчивость проявляемых в нем особенностей. А также на сходство их у совершенно разных людей. Именно это постоянство и позволяет создать в нашем представлении целостный образ человека, демонстрирующего конкретный ТС.

Наблюдаемые спонтанные реакции образуют семь типичных групп, каждая из которых имеет свою общую внутреннюю основу. Эта схожесть реакций связана с типом РС(2)(4). Поэтому для каждого человека наиболее естественным является лишь один из семи ТС, который и лежит в основе его «коммуникативного» поведения. В дальнейшем будут использоваться следующие названия ТС:

Последовательный (1РС)

Предприимчивый (2РС)

Жесткий (3РС)

Самоутверждающийся (4РС)

Застревающий (5РС)

Поисковый (6РС)

Утонченный (7РС)

Внешние признаки ТС не всегда очевидны и требуется наблюдательность, чтобы их увидеть и не спутать с признаками чего-то другого. Тем более – увидеть в качестве «основы коммуникативного поведения». Типичный стихийный стиль явно проявляется при высокой эмоциональной вовлеченности, которая способствует откровенным реакциям – выражению истинных чувств, оценок и суждений. Такая вовлеченность более вероятна либо в благоприятной и безопасной обстановке, либо, наоборот, в напряженной и конфликтной. Истинных эмоциональных реакций трудно избежать также и при длительном (систематическом) или интенсивном режиме контактов. В «отстраненно-дипломатичных», «формально-избегающих», либо игровых формах поведения типичные стихийные элементы присутствуют не так явно. Но все же, полностью скрыть истинные реакции невозможно. В большей или меньшей степени они прорываются даже через самую изощренную «блокаду» непосредственных реакций в поведении, и при определенной тренировке их можно обнаружить в любой ситуации общения. ТС наиболее ярко проявляется при открытой форме акцентированности ролевой структуры(5).

Последовательный

В соответствии со своим названием этот стиль характерен последовательным поведением. Явное предпочтение занимать позицию наблюдателя, склонность к созерцанию в ожидании новых разнообразных впечатлений. В оценках, восприятии и мышлении – ориентация на постоянные элементы происходящего…

Последовательный (рефлексирующий) ТС характерен тем, что в нем присутствует тенденция занимать роль «третьего лица». Это и выглядит как позиция наблюдателя, который свое участие в общении склонен «выносить за скобки». Приходится «раздваиваться», чтобы воспринимать общение как сам собой идущий процесс и свою активность как вмешательство со стороны в «чей-то» диалог. Вследствие этого возникают специфические формы участия в общении. Так, если высказывания, то они либо «монологичны», либо сводятся к предельно кратким суждениям. Также возможно цикличное возвращение к одной и той же мысли. Реакция на обращения предполагает необходимость времени для обдумывания ответа. Требования, если они встречают «сопротивление», принимают методично-настойчивую форму. Последовательный стихийный стиль людей с 1РС не следует путать с последовательным поведением людей, организующих свое поведение в последовательном регламенте. Например, ученые, профессионально подготовленные специалисты. А также и люди со «стратегическими» типами РС (6), которые более склонны к продумыванию своих действий заранее, а не к спонтанным ситуативным реакциям. В общении редко проявляют инициативу. Не дают быстрых реакций и не стремятся давать обещания.

Чаще проявляют готовность слушать, чем вносить личные идеи или комментировать. Достаточно легко выдерживают паузы со способностью продолжить «как ни в чем ни бывало» после них. Отношение к «речевой продукции» нежесткое, так как, по их мнению, то, что действительно важно - обязательно повторится. В этом влияние «индуктивного» подхода к речевой активности: повторяющиеся детали говорят об истинности мотивации говорящего, более обдуманных выводах и оценках. Во-вторых, форма «подачи» одного и того же может быть разнообразна.

Одной из более явных «проблемных» черт такого стиля являются различные способы «провокаций на инициативу»(7). При этом действия воспринимаются как попытка «сбросить» ответственность за ситуацию, демонстрация внешней пассивности. Окружающие оказываются в ситуации, когда необходимо, чтобы кто-то другой сделал «то, что надо». Такого рода манипуляция заставляет позже отчитываться за свои действия, ставит в подчиненную и зависимую позицию. Наиболее часто встречающуюся позицию в рамках этого стиля можно обозначить метафорой: «Вы лошадь, а я на телеге». Для такого стиля характерна «мягкая» провокация на проявление инициативы в общении. Конечно же, если нередко умышленно затягиваемые паузы и искусственно неопределенные реакции считать «мягкими» способами сдерживания своих откровенных реакций, которые могут быть «неудобны» для других. Свое мнение обычно не высказывается, или высказывается уклончиво. Идеи по продолжению разговора (беседы, обсуждения…) либо отсутствуют, либо сформулированы открыто, но неопределенно. Приходится их конкретизировать или угадывать, что же имелось в виду. «Передача» права на инициативу нередко происходит из лучших побуждений - желания создать для собеседников подходящие условия, не навязывать свое мнение и дать возможность реализовать свои интересы. Но при этом, если вдруг действия собеседника начинают противоречить личным интересам, возникают «притормаживающие» действия, опять же без ясного и конкретного сообщения о своих намерениях.

Предприимчивый

В этом стиле выражена ориентация на состояния и потребности, с ними связанные. Внимание к своим состояниям и потребностям, а также и способность правильно определять их у других порождает прагматичные черты, стремление к комфорту и благополучию. Явной часто становится «хозяйственная жилка», со способностями к взаимовыгодному обмену, живость и активность с этим связанные. Провокационная активность, переменчивое настроение, но вместе с тем и чуткость, обидчивость…

Предприимчивый (прагматичный) стиль характерен различными провокациями, которые могут помочь в проверке ситуации, выяснении возможностей собеседника и «потенциала» дальнейших с ним отношений. Этот стиль стимулирует к активности, направленной на раскрытие практических выгод и оценку перспективы с точки зрения практической пользы. При этом они, как правило, не усидчивы и стремятся упрощать сложно построенную аргументацию. Нередко «нестандартные» способы участия в общении имеют цель выяснить условия для действий, приводящих к «конкретным» результатам. Конкретными, в данном контексте, являются «предметные» изменения. Или те «материальные, объективные» преимущества, которыми может воспользоваться человек. Поэтому «шутки» очень условны и нередко излишне натуралистичны. Обращение внимания на личность расценивается как плохой тон или угроза, требующая принятия защитных мер, и вызывает отторжение. Люди с таким ТС, как правило, более других способны чувствовать состояние другого человека, что делает их более способными к тактическому учету изменений состояния собеседников. Поэтому они и апеллируют к состояниям, опираясь в своем «коммуникативном» поведении на сопереживание, сочувствие, настройку на человека. Мотивирование других к общению и взаимодействию нередко связано с игрой потребностями, что может выглядеть своеобразным «поддразниванием». Учет изменения потребностей создает предпосылки успешности в отношениях обмена, торговле, деловой инициативе.

«Проблемную» сторону этого стихийного стиля поведения в общении можно обозначить как предложения, характерные явно «односторонней выгодой». Это бывают разнообразные «инициативы» с акцентированием внимания на «потенциально» привлекательных для собеседника деталях. Склонность преувеличивать возможные преимущества, связанные с этими деталями, преувеличиваются по их значению. Такого рода стихийные «манипуляции» обращены к слабостям человека, «разжигают» у него желание сделать то, чего в спокойной обстановке, свободной от стихийных эмоциональных реакций, он делать бы не стал. В наиболее «естественной» стихийной стратегии для этого стиля активность ставится на первое место по значению и ценности. Что в «проблемных» случаях отражает метафора: «Неважно, что паровоз на месте - главное, что он «пыхтит»». Речевая активность не рассчитана на длительную фиксацию на теме и имеет лишь побудительное значение к действию физического характера. Как правило, используются самые разнообразные, но обычно не сложные провокации, реакцию на которые можно «практически» использовать.

Жесткий

Такой стиль ориентирован на следование установленным правилам и нормам. Когда эти нормы нарушаются, резко возникает воинственный настрой, который может приводить к аффективному взрыву. Игровое сбрасывание напряженных ситуаций не приемлется, и игровая манера поведения вообще не является естественной. Собранность, чаще сдержанность, но «взрывоопасность». Претензия на самоутверждение, требование независимой позиции, фиксация на соблюдении норм и правил, наказании за их нарушение…

Жесткий (нормативный) стиль является «естественным» для людей с 3РС. Он характерен строгим и собранным поведением, в нем присутствует стремление к порядку, жесткому регламенту, буквальному следованию принятым (установленным) нормам. Такой стиль не приемлет легкой игровой манеры и шутливого тона. Вынужденное подыгрывание всегда только внешнее и очень ограничено.

В тактическом общении могут быть очень эффективны. Но также часто встречается избегание проявления активности в контакте. Активный, но не демонстративно активный, «невербальный» контакт. Без жестикуляции и лишних движений, но внимательный и чутко реагирующий на любые действия собеседника. Человек с 3РС «видит» все, что происходит вокруг него «полевым зрением», не показывая виду и не навязывая своей инициативы.

Хотя и легко устанавливают новые контакты, но длительные отношения поддерживают формально, держась на дистанции и стремясь сохранять независимую линию поведения. Быстрый выход на «псевдо-близкий» контакт не предполагает серьезного продолжения, редко «идут глубоко» в анализе темы или человека.

Типичная «проблемная» сторона этого - своеобразная идея «суперменства», но не на основе конкурентной борьбы, а как абсолютная способность справится с препятствием или возникшими трудностями. Это может быть принятие «вызова» на участие в рискованном мероприятии, и оценка способности справиться с такой ситуацией. Или демонстративное не избегание требований, предполагающих способность выдержать слишком большую нагрузку. В этом стиле часто встречается стратегия (позиция), которую отражает метафора: «Спорить - значит жить». Этот эффект очень интересно проявляется в несогласии человека с высказанной оценкой другого. Присутствует стремление уравновесить оценку противоположными оценками, посмотреть на ситуацию с другой стороны. И все эти речевые противопоставления лишь отражают привлекательность борьбы в принципе и восприятие контакта как наиболее безопасной ее формы. Познавательный эффект от такого противостояния («истина рождается в споре») абсолютизируется по значению и связывается именно с борьбой. Возможны безапелляционные реакции, которые запускаются иногда даже незначительными конфликтными ситуациями. В них демонстрируется уверенность в спонтанных решениях и оценках, отстаивание их правильности, превращающееся в откровенное и жесткое давление в общении. Часто в такой стратегии присутствует требование немедленных действий и реакций, которые были бы основаны на точном исполнении правил, несмотря на то, что это будет подавлять личные интересы и свободу выбора других. Несоответствие принятых правил личным планам, даже если оно и проявилось позже, воспринимается как неадекватный выбор самого человека, который не выполняет данное другим обещание по «своей вине». Переосмысление таких действий и потерь, с ними связанных, происходит с опозданием.

Самоутверждающийся

Для этого стиля характерно очень большое внимание к возможности влиять на ситуацию. Такое влияние становится главным критерием успешности принимаемых решений и совершаемых поступков. Возникающие из этой ориентации цели очень часто становятся связанными с борьбой за статус, демонстрацией силы и личных возможностей. Покровительство, эмоциональное сопереживание, но склонность к утверждению «личной значимости» …

«Самоутверждающийся» (эмоциональный) стиль содержит в себе вызов, «приглашение» к противоборству. Этот вызов не всегда виден сразу. Сначала возможна фаза «разведки» имеющихся ресурсов и оценки человека. Как приемлемые цели возможных отношений в таком стиле часто присутствуют идеи «суперменства» и выяснения «кто круче». Форма «вызова» может быть разной, в зависимости от того, какие условия для этого предоставляет ситуация и какая сфера выбрана для самоутверждения. Например, «силовая» проверка, признающая только преимущества в физической и боевой подготовке. Или «интеллектуальная» - сравнение преимуществ в компетентности, способности «соображать» и развитии других интеллектуальных качеств. Одной из часто выбираемых сфер для самоутверждения становятся эмоциональные переживания. Преимуществом здесь будет способность занять и удерживать покровительственную, поддерживающую позицию. А также способность выдерживать психологическое (эмоциональное) напряжение в отношениях. «Отрицательный прогноз» возможного для себя исхода такого «соревнования» вызывает тенденции избегания, занятие закрытой и выжидательной позиции.

Не торопятся вступать в общение с незнакомыми людьми, так как ориентируются на глубокий, эмоционально затрагивающий и насыщенный контакт. При этом присутствует цель вызвать у человека эмоциональную вовлеченность, и добиться, чтобы он перестал на ее фоне себя контролировать – «показал свое истинное лицо». Нередко выступают инициаторами использования различных жаргонизмов, так как в них, на их взгляд, более ярко подчеркивается эмоциональное содержание речи.

«Проблемными» часто становятся провокации на конкурентное противостояние. Это может быть разыгрывание агрессивной или просто требовательно жесткой манеры поведения. Присутствует уверенность в способности воздействовать на эмоции и манипулировать ими. Нередко используются эмоции страха, приемы вовлечения в статусную борьбу и провокации на «ковбойские заходы». Этот ТС можно обозначить метафорой: «Если подождать («притормозить»), но не произошло ничего подходящего («интересного»), то нужно «напрячь» ситуацию (или наоборот)». В ней характерна ставка на вызывание у собеседников эмоциональных реакций. Для этого нужны либо комфортные для человека условия, либо стрессовая и напряженная ситуация. Закрепление этих реакций можно назвать «эмоциональной фиксацией». Знания об «эмоциональных фиксаторах», управляющих действиями конкретного человека, увеличивает возможности влияния на поведение. Однако все труднее становится избежать недоверия, растущего в результате односторонней открытости, и в условиях становящихся все более очевидными «поддельных» (искусственных) эмоциональных реакций.

Застревающий

Этот стиль связан с приданием большого значения рациональному объяснению происходящего и своих действий, прогнозами на будущее, вытекающими из таких объяснений. Нередко он характерен стремлением к обдумыванию какого-то отдельного вопроса, сосредоточением на узкой задаче, избирательным анализом происходящих событий с отключением при этом от многих других «фоновых» событий…

Застревающий (эгоцентричный) стиль характерен повышенным вниманием к сказанным словам и оперированию ими, как конкретными обозначениями чего-либо. При этом может происходить непреднамеренное частичное, эпизодическое или полное игнорирование восприятия «личности» собеседника. Недооценка важности внимания к личностным качествам человека, его постоянно изменяющегося внутреннего состояния и условий, которые оказывают влияние именно на его восприятие ситуации, приводит к отстранению от этих факторов вообще. Или утрированному (слишком упрощенному) к ним отношению. Для собеседника это выглядит как «застревание» на личных идеях, смысле речи или отдельных ее эпизодах, высказанных мыслях или собственных размышлениях над чем-либо. Присутствуют элементы избегания напряженных, или другим способом «эмоционально-нагруженных», отношений и тем, в пользу обмена идеями и размышлений.

В рамках этого стиля «проблемными оказываются часто используемые приемы «логических подмен», что выражается в «псевдо-логической» аргументации, склоняя собеседника принять то или иное высказывание или решение без достаточных для него оснований. Цель такой стихийной манипуляции - оказать «интеллектуальное» влияние, и при этом избежать серьезной (кардинальной, принципиальной) коррекции своих мыслей, целей и планов. Наиболее часто встречающаяся стратегия в рамках этого ТС: «Неважно, что обо мне думают - лишь бы не мешали». Для нее характерно «злоупотребление» безопасными и доброжелательными условиями общения. При этом проявлять инициативу в прекращении «свободных рассуждений» приходится другим. Немалую роль играет перенос своих качеств и реакций на других - кажется, что инициатива в завершении разговора может обидеть собеседника. Однако возможно нетактично резкое обрывание общения при наличии (возникновении) сильной идеи «в стороне». Перепады резкого обрывания и «застревания» могут раздражать людей, вызывая в них ощущение эгоизма, нетерпения и заботы только о своих интересах. Опыт такого рода неудач иногда приводит к промежуточной позиции – отслеживается время (регламент), используется «механическая прелюдия» и волевое, не всегда хорошо согласующееся со смыслом и целями общения, завершение. Или привлечение посторонних для собственных интересов идей, формально (эмоционально не заинтересованно) выдумываются способы «структурирования» общения.

Поисковый

Человек, которому присущ этот стиль, все время находится в поисковой активности. Это либо внутреннее «генерирование» различных вариантов действий с мысленным моделированием возможных результатов, либо внешние поисковые действия. Такие люди «легки на подъем», подвижны, все время «играют». Причем как в доброжелательном, сбрасывающем напряжение ключе, так и в конфликтном, быстро и творчески изобретая различные претензии и недовольства.

Поисковый (игровой) стиль предполагает снижение напряжения в острых конфликтных и напряженных ситуациях, воспринимая их как тупик в отношениях. Если не удается преодолеть напряжение игровыми альтернативами, то характерно избегание контакта, нередко с предварительной демонстрацией низкой оценки «интеллекта» собеседника. Со стороны это выглядит как поверхностное и легкое отношение к сложным ситуациям и стремление «сбрасывать» напряжение. Этот стиль, хотя и ориентирован на поиск более благоприятных условий для отношений, оптимальных сценариев совместных дел, но при этом слишком вариативен. Такая вариативность связана с быстрым и постоянным переключением внимания, стремлением вовлечь в этот быстрый темп и собеседника, что окружающими часто воспринимается как игровая форма манипуляции.

В общении, как правило, раскованы, задают быстрый темп, легко переключаются. Хотя и склонны занимать роль «заботящегося» от окружающих, в свою очередь, тоже ожидают поддержки.

Типичная «проблемная сторона этого стиля –использование «фрустрирующих» замечаний. Это обычно негативное личностное оценивание, вызывающее желание оправдываться, доказывать свою правоту. Как правило, такие манипуляции вызывают чувство противоречия, отчего и происходит «ступор». Могут обращать внимание человека на детали, которым он не придавал значения, либо не замечал. Ставка на возникновение противоречия – деталь вроде мелкая, но заметили именно ее, и придали такое значение! «Проблемную» стратегию, наиболее часто встречающуюся в рамках этого ТС, можно обозначить метафорой: «Окажите мне быстро и качественно внимание - иначе Вы плохие». Эта стратегия может проявляться либо в форме скандально-претензионной манеры, либо в форме личного примера «качественного сервиса». Претензионная манера характерна заявлениями, «обличающими» других в различных пороках и ошибках. Для оправдания обычно не остается времени, так как после этих заявлений обычно следует резкий «выход из контакта». При этом возможно безапелляционное обрывание или игровое переключение на другую тему. В симпатизирующей же манере возможна «интенсивная поддержка» самооценки собеседника, нередко доходящая до откровенной лести и «подыгрывания» амбициям собеседника. В любом варианте ожидаются ответные личностные оценочные реакции, содержащие положительную эмоциональную оценку.

Утонченный

Название этого стиля отражает стремление к формальным аспектам воспринимаемого мира, мелочам, оказывающим большое впечатление, и к символам, собирающим эти мелочи в яркой и воздействующей форме. Такие люди склонны все время оценивать качество формы различных аспектов общения. При этом они и сами нередко хорошо умеют создавать благоприятное впечатление, правильно «подать» себя» в различных ситуациях.

Утонченный (эстетически направленный) стиль предполагает опору на внешние, эстетические факторы контакта и его условий, обстановки. Придание большого значения таким аспектам общения предопределяет и выбор в их пользу, при недоучете или игнорировании (стремлении обойти) другие факторы (стороны) контакта. Этот стиль стимулирует к постоянному отслеживанию формы высказываний и апелляций к собеседнику. По этой причине может возникать некоторая манерность и пафос в поведении. Или, наоборот, гибкость, подстройка к действиям собеседника. Несмотря на собственные ограничения для собеседника же допускаются довольно широкие рамки поведения, оправдываемые идеей индивидуальности и свободы «самовыражения» каждого человека. Ограничения, проявляемые, как правило, в форме избегания, возникают при слишком явной агрессивности и эстетической неприемлемости поведения. Присутствует склонность за счет расширения контекста «размещать» ситуацию конкретного контакта в гораздо большем масштабе, чем это необходимо.

Предпочитают говорить не от себя, а от лица кого-нибудь - общества, единомышленников, прочитанных авторов, очевидных истин и т.п. Привлекают внимание к каким-либо интересным деталям. Склонность к фантастическим описаниям, сомнительным, но ярким теориям. В общении это сопровождается чрезмерным пафосом, либо отсутствующим видом – замкнутость при формальной дипломатичной манере вписывающихся в условия реакций.

«Проблемная» для других сторона этого стиля – наличие элементов «масштабирования» проблемы и «давления компетентностью». Используемые ссылки при благодушной обстановке контакта все же несколько дезориентируют собеседника. Часто встречающаяся позиция в этом стиле: «Я готов Вас выслушать, но если уж я говорю, то сделайте хотя бы значительное лицо». Такая стратегия в общении связана с акцентом на его форме. Значение формы так велико, что осторожность в обращении с ней доходит до абсурдно высокой степени. Все мешающие эстетическим ощущениям факторы воспринимаются с раздражением, иногда приводящим даже к агрессивным реакциям.

 

Список ссылок

1. Общее описание типов. В кн. Психологические типы по КБФ, Суворов А.В., СПб: 2003. гл.3, стр. 15-27.

2. Концепция ролевой структуры базовых феноменов психической активности. В кн. Ролевая структура базовых феноменов психической активности, Суворов А.В., СПб:2007. стр. 6-8.

3. Некоторые отличительные особенности поведения людей с различным типом ролевой структуры. В кн. Ролевая структура базовых феноменов психической активности, Суворов А.В., СПб:2007. стр. 17-24.

4. Стихийные индивидуальные стили контакта. В кн. Ролевая структура базовых феноменов психической активности, Суворов А.В., СПб:2007. стр. 36-39.

5. Акцентированность ролевой структуры. В кн. Ролевая структура базовых феноменов психической активности, Суворов А.В., СПб:2007. стр. 45-48.

6. Разделение на группы типов ролевых структур и прочие закономерности. В кн. Ролевая структура базовых феноменов психической активности, Суворов А.В., СПб:2007. стр. 35-36.

7. Проблемные ситуации в контакте. В кн. Алгоритм-контакт, Суворов А.В., СПб: 2006. гл.3, стр. 18-24.

8. Типологические особенности в практике "контактных" профессий. В кн. Ролевая структура базовых феноменов психической активности, Суворов А.В., СПб:2007. стр. 49-62.

9. Ролевые функции базовых феноменов. В кн. Ролевая структура базовых феноменов психической активности, Суворов А.В., СПб:2007. стр. 25-34.

10. Проблемы "близкого контакта". В кн. Психологические типы по КБФ, Суворов А.В.,СПб: 2003.

11. Природа феноменов психической активности. В кн. Психологические типы по КБФ, Суворов А.В.,СПб: 2003. гл.2, стр. 10-14.

12. Отношения людей с разными типами ролевой структуры. В кн. Ролевая структура базовых феноменов психической активности, Суворов А.В., СПб:2007. стр. 39-45.

13. Значение отдельных базовых феноменов. В кн. Ролевая структура базовых феноменов психической активности, Суворов А.В., СПб:2007. стр. 9-16.

 

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.