Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие, сущность, элементы, функции, роль, значение, принципы, виды страхового тарифа



Страховой тариф — плата страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объёма страхования и характера страхового риска. Устанавливается как правило в процентах по отношению к страховой сумме. Тарифная система построена так, что есть диапазон ставок страхового тарифа, есть система скидок, система коэффициентов. Тариф рассчитывается с помощью актуарных расчетов.

Страховые тарифы по обязательным видам страхования определяются (как правило) в соответствующих законодательных актах (например, в Федеральном Законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), а по добровольным видам страхования — устанавливаются страховщиком самостоятельно. Страховой тариф может устанавливаться[6, c. 76]:

1. с единицы страховой суммы;

2. в процентах к страховой сумме.

Принципы построения тарифов (тарифной политики) следующие:

1. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций. Это общий принцип ценообразования на рынке, и страхование, как вид коммерческой деятельности, в данном случае не исключение. Поэтому страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступление страховых платежей постоянно покрывало расходы страховщика и даже обеспечивало некоторое повышение доходов над расходами (прибыль страховщика).

2. Эквивалентность страховых отношений сторон. Это означает, что тариф должен максимально соответствовать вероятности ущерба. Тем самым обеспечивается возвратность средств страхового фонда за тарифный период той совокупности страхователей, для которых строились страховые тарифы. Принцип эквивалентности соответствует перераспределительной сущности страхования.

3. Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей. Чрезмерно высокие тарифные ставки становятся тормозом на пути развития страхования. Страховые взносы должны составлять такую часть дохода страхователя, которая не является для него обременительной, иначе страхование может стать невыгодным. Доступность тарифных ставок напрямую зависит от числа страхователей и количества застрахованных объектов: чем больше число страхователей и количество застрахованных объектов, тем ниже страховой тариф.

4. Стабильность размеров страховых тарифов на протяжении длительного времени. Если тарифные ставки остаются неизменными в течение многих лет, у страхователей укрепляется уверенность в солидности страховщика. Однако на практике в современных условиях выдержать соблюдение данного принципа чрезвычайно сложно, поэтому этот принцип следует рассматривать как идеал, к которому должна стремиться страховая компания.

5. Расширение объема страховой ответственности, если это позволяют действующие тарифные ставки. Соблюдение данного принципа является приоритетным в деятельности страховщика, поскольку чем шире объем страховой ответственности, тем больше страхование соответствует потребностям страхователя. Расширение объема (увеличение количества страхуемых рисков) возможно лишь при условии снижения убыточности и неизменных тарифах.

При расчете ставки страхового тарифа (или так называемой брутто-ставки) по отдельным видам страхования производится расчет двух ее составляющих: нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке

Поскольку СТ является усредненной величиной на практике могут быть значительные отклонения от средних значений; для компенсации таких отклонений в структуре СТ предусматривается гарантийная надбавка (стабилизационная надбавка). Имеются особенности в построении СТ по страхованию жизни и рисковым видам страхования. По страхованию жизни нетто-ставка определяется на основе таблицы смертности; по рисковым видам — на основе теории вероятности. Таблица смертности показывает как поколение родившихся людей с увеличением возраста, сокращается. С помощью таблицы смертности устанавливается вероятное число выплат по случаям смерти застрахованного или дожитию до окончания срока страхования. В медицинском страховании СТ устанавливается на основе данных по уровню заболеваемости населения и средней стоимости лечения конкретным заболеванием.

Бонус-малус — система скидок (в переводе с латинского «хороший-плохой», ср. англ. Bonus-Malus System, BMS), обычно применяемая в страховом бизнесе, которая изменяет размер страховой премии, которую платит клиент (страхователь) страховщику в зависимости от его истории страховых случаев[5, c. 88].

В большинстве развитых стран при страховании автомобилей действует рейтинговая система, которая штрафует страхователя, ответственного за одно или более дорожно-транспортных происшествий увеличением размера премии, или малусом, и поощряет страхователей, которые не совершали страховых случаев, уменьшением размера премии, или бонусом. Основная цель этой системы состоит в повышении заинтересованности страхователей в более аккуратном вождении, а также в том, чтобы как можно лучше учесть индивидуальные риски, чтобы каждый страхователь платил страховую премию, соответствующую его собственной частоте страховых случаев.

Система бонус-малус является частью системы страхового тарифа.

Актуарные расчёты — расчёты тарифных ставок страхования на основе методов математической статистики. Основаны на использовании закона больших чисел. Отражают в виде математических формул механизм образования и расходования страхового фонда в долгосрочном страховании, связанном с продолжительностью жизни населения, т. е. в страховании жизни и пенсионном страховании[8, c. 98].

Методология актуарных расчётов основана на использовании теории вероятностей, демографической статистики и долгосрочных финансовых вычислений. С помощью теории вероятностей определяется вероятность страхового случая. Демографическая статистика нужна для дифференциации страховых тарифов в зависимости от возраста застрахованного. При помощи долгосрочных финансовых вычислений в тарифах учитывается доход, получаемый страховщиком от использования для инвестиций аккумулированных взносов страхователей.

Основы теории актуарных расчётов как особой отрасли науки были заложены в XVIII в. работами таких учёных как Д. Граунт, Я. Де Витт, Э. Галлей. James Dodson. Большинство крупных математиков того времени — Л. Эйлер, Э. Дювильяр, Н. Фусс, С. Лакруа, В. Керсебум, А. Депарсье - разрабатывали теорию актуарных расчётов. В настоящее время в теории актуарных расчётов применяются новейшие достижения математики и статистики.

Актуарные расчёты проводят актуарии — граждане, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчётам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчётов[11, c. 65].

Страховые взносы, уплачиваемые клиентами, являются основным источником формирования страхового фонда компании, предназначенного обеспечить страховую защиту страхователей и застрахованных лиц, а также возмещение расходов страховщика.

Страховой взнос (премия), уплачиваемый клиентом, определяется на основе страховых тарифов по отдельным видам страхования.

Страховой тариф — ставка страхового взноса (платежа), по которому взимается плата за страховые услуги. Страховой тариф выступает в качестве цены страхового продукта и устанавливается в доле (%) к страховой сумме договора или стоимости страхуемого объекта. Таким образом, на основе страхового тарифа определяются страховые платежи, которые формируют страховой фонд[3, c. 65].

При расчете тарифной ставки (или так называемой брутто-ставки) по отдельным видам страхования производится расчет двух ее составляющих: нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке.

Нетто-ставка предназначена для формирования страхового фонда в его основной части, которая предназначена для страховых выплат в форме страхового возмещения и страхового обеспечения. Рассчитывается нетто-ставка исходя из вероятности нанесения страхователям ущерба. Если условиями страхования предусматривается несколько видов страховой ответственности, то совокупная нетто-ставка может состоять из суммы нескольких, частных нетто-ставок.

Нагрузка к нетто-ставке составляет меньшую часть брутто-ставки. В зависимости от формы и вида страхования она колеблется от 9 до 40%. Нагрузка к нетто-ставке включает три различных по назначению вида расходов, связанных со страховой деятельностью: административно-управленческие расходы, которые принято называть расходами на ведение дела; отчисления на предупредительные (превентивные) мероприятия; а также прибыль страховой компании.

Расходы на ведение дела представляют собой (по аналогии с производственной деятельностью) себестоимость страховых операций и включают следующие расходы страховщика[3, c. 67]:

· оплату труда штатных и нештатных работников страховой организации;

· аренду помещения;

· плату за электроэнергию, отопление, водоснабжение, почтово-телеграфные, телефонные расходы;

· командировочные расходы;

· другие расходы компании, связанные с выполнением ею своей деятельности.

Наиважнейшее значение для правильности расчета страхового тарифа имеет обоснованность нетто-ставки. Именно ее правильное определение является гарантией обеспечения финансовой устойчивости страховщика. Вместе с тем расчет нетто-ставки является самым сложным моментом при определении страхового тарифа. Вероятность наступления страхового события определяется апостерио, т.е. исходя из прошлого опыта. В классической теории нетто-ставка, исчисляемая в процентах, является вероятностью наступления страхового события. Например, если из ста объектов с одинаковой стоимостью, принятых на страхование, в среднем за период страхования гибнет один объект, то вероятность наступления такого события или, соответственно, вероятность убытков равна одному проценту. Следовательно, для того, чтобы сформировать страховой фонд, предназначенный для возмещения убытков, страховая компания должна установить нетто-ставку страхового тарифа на уровне одного процента от страховой суммы.

Соотношение между суммой страхового возмещения, выплаченного за определенный период, и совокупной страховой суммой всех застрахованных объектов называется показателем убыточности страховой суммы. Именно этот показатель и лежит в основе расчета нетто-ставки по так называемым рисковым видам страхования, т.е. видам страхования, не относящимся к долгосрочному страхованию жизни.

Рассчитав по данным наблюдений средний показатель убыточности страховой суммы за ряд лет, страховая компания затем с помощью методов математической статистики оценивает устойчивость этого показателя. Если динамический ряд достаточно устойчив, то за основу расчета нетто-ставки берется средний показатель убыточности страховой суммы, к которому добавляется рисковая надбавка, равная как минимум среднему квадратическому отклонению. При таком определении значения нетто-ставки можно с вероятностью 84% утверждать, что показатель убыточности страховой суммы не превысит этого расчетного значения.

Если к среднему показателю убыточности страховой суммы прибавить двойное значение среднего квадратического отклонения, то вероятность того, что показатель убыточности страховой суммы не превысит этого значения, возрастает до 98 %.

Определив, таким образом, значение нетто-ставки, к ней прибавляют нагрузку и определяют размер страхового тарифа.

Применение страховых тарифов сопряжено с законодательными нормами и административными условиями страхования, с рыночной конъюнктурой в страховом деле, стратегией и тактикой страховщиков. Страховые тарифы могут устанавливаться и регулироваться централизованно, т.е. по инициативе государственных органов управления, меняться страховщиками под влиянием конкуренции, снижаться вместе со снижением ответственности страховщика, устанавливаться страховщиком для какого-либо страхователя индивидуально (аккуратным страхователям страховые тарифы могут быть снижены). К страховым тарифам предъявляются разные, иногда противоречивые, требования стабильности, динамичности, дифференциации и гибкости. Критерием применения страховых тарифов является условие соблюдения достаточного и необходимого уровня убыточности страховой суммы. «Тарифная война» страховщиков зачастую подрывает эти требования, мешает развитию страхового дела.

Страховые тарифы классифицируются по составу и различаются по структуре, способам определения и условиям применения. Их состав соответствует видам страхования. По обязательным видам страхования размер страхового тарифа или его структура устанавливаются в соответствии с законом об обязательном страховании, а по добровольным видам рассчитываются страховщиками самостоятельно. Структура страхового тарифа — это соотношение частей тарифа, идущих на покрытие непосредственно обязательств страховщика (нетто-ставка) и на покрытие организационных и административно-управленческих расходов, создание фонда финансирования превентивных мероприятий, получение прибыли. Применительно к разным видам страхования структура страхового тарифа меняется. Она может различаться и для одинаковых видов страхования, но у разных страховщиков.

Отдельные элементы страхового тарифа должны обеспечивать финансирование всех функций страховщика. Его основными составляющими являются: нетто-ставка, надбавка на покрытие расходов страховой компании и надбавка на прибыль.

Нетто-премия по риску с учетом страховой надбавки составляет до 90% страхового тарифа (брутто-ставки). Надбавка на покрытие расходов страховой компании и надбавка на прибыль в зависимости от формы и вида страхования колеблются от 9 до 40%[6, c. 76].

Нетто-премия предназначена для покрытия ущербов.

Но для страхового покрытия в необходимых размерах этой суммы бывает недостаточно, так как доказано, что даже при очень хорошей информации об ущербах реальный ущерб превосходит его ожидаемую величину в 50% случаев. Поэтому, для того чтобы гарантировать клиентам страховую защиту, к собственно нетто-премии по риску делают страховую надбавку. Назначение страховой надбавки состоит в том, чтобы финансировать случайные отклонения реального ущерба над ожидаемыми показателями.

Надбавка на затраты страховой компании представляет собой элемент премии, предназначенный для покрытия издержек страховой компании.

Надбавка на прибыль — это процент на собственный капитал, она выступает как вознаграждение владельцев капитала за его применение. Эта надбавка должна рассчитываться с учетом налогов на прибыль.

Страховая премия (страховой взнос) может быть рассмотрена с экономической, юридической и математической точек зрения. Экономическая сущность страховой премии проявляется в том, что она представляет собой часть национального дохода, которая выделяется страхователем с целью гарантии защиты его интересов от вредоносного воздействия неблагоприятных событий. С юридической точки зрения страховая премия может быть определена как денежное выражение страхового обязательства, которое оговорено и подтверждено путем заключения договора страхования между его участниками. В математическом смысле страховая премия — это периодически повторяющийся платеж страхователя страховщику.

Страховая премия показывает, как распределяется общий размер обязательств страховщика на каждую отдельно взятую единицу страховой совокупности. Его величина зависит от многих факторов, и прежде всего от отраслевых особенностей личного и имущественного страхования.

По своему предназначению страховой взнос подразделяется[9, c. 54]:

• на рисковую премию — это чистая нетто-премия, часть страхового взноса в денежной форме, предназначенная на покрытие риска. Величина рисковой премии зависит от степени вероятности наступления страхового случая;

• сберегательный (накопительный) взнос — присутствует в договорах страхования жизни. Он предназначен для покрытия платежей страхователя при истечении срока страхования. В течение срока действия договора страхования размер сберегательного (накопительного) взноса изменяется. При заданной величине нетто-премии с течением времени может оказаться, что рисковая премия увеличивается из-за возрастания риска, а сберегательный (накопительный) взнос уменьшается и тем самым в целом поддерживается общее равновесие составляющих нетто-премии;

• нетто-премию — это часть страхового взноса, которая необходима для покрытия страховых платежей за определенный промежуток времени по данному виду страхования. Величина нетто-премии прямо зависит от развития риска. Нетто-премия равна рисковой премии в случаях, когда наблюдается планомерное развитие риска. Для компенсации возможных отклонений к рисковой премии делается (исчисляется) гарантийная (стабилизационная) надбавка;

• достаточный взнос — равен сумме нетто-премии и нагрузки, включенной в издержки страховщика. Достаточный взнос можно рассматривать как брутто-премию, или тарифную ставку;

• брутто-премию — тарифную ставку страховщика.

Она состоит из достаточного взноса и надбавок на покрытие расходов, связанных с проведением предупредительных мероприятий, рекламы и пропаганды, расходами на покрытие убыточных видов страхования и др. Каждый надбавочный элемент, включенный в брутто-премию, ведет к увеличению всей тарифной ставки (страхового тарифа).

По характеру рисков страховые взносы классифицируются[9, c. 57]:

• на натуральную премию, которая предназначена для открытия риска за определенный промежуток времени. Она отвечает фактическому развитию риска. Страховщику необходимо постоянно изучать тенденции в развитии натуральной премии и с учетом их вносить коррективы в финансовую политику страхового общества;

• постоянные (фиксированные) взносы — страховые взносы, которые с течением времени не изменяются, а остаются постоянными. Это связано с тем, что риск, который отражает страховой взнос, не изменяется во времени. В данном случае страховой взнос является средней величиной, которая по отношению к фактору времени рассматривается постоянной.

По форме уплаты страховые взносы подразделяются на единовременные, текущие, годовые и рассроченные премии[9, c. 59]:

• единовременный взнос — страховая премия, которую страхователь сразу уплачивает страховщику за весь

период страхования вперед. В единовременной премии

выражается эквивалентность обязательств страховщика

и страхователя;

• текущий взнос — часть общих обязательств страхователя по отношению к страховщику, т.е. часть единовременной премии. Сумма текущих взносов по данному виду страхования всегда больше единовременного взноса. Это объясняется потерями прибыли страховщика при рассроченных текущих взносах;

• годичный взнос (премия). Единовременный страховой взнос обычно вносится по договорам, имеющим годичный срок действия. В этом случае можно говорить о годичном страховом взносе (премии), сумма которого обусловлена заключаемым договором. Годовой взнос неделим и по теории актуарных расчетов всегда больше единовременного взноса. В личном страховании выделяют срочные и пожизненные годовые страховые премии. Срочными называются те страховые взносы, которые уплачиваются в течение определенного промежутка времени. Пожизненные страховые взносы уплачиваются ежегодно, пока жив страхователь;

• рассроченный страховой взнос. Единовременные страховые взносы подразделяются на годовые с учетом экономических возможностей страхователя произвести их уплату. В свою очередь, годовой взнос может быть разделен на равные части (ежемесячный, квартальный, полугодовой). Часть годового взноса, которая уплачивается страхователем в счет заключенного договора, носит название рассроченного страхового взноса. По теории актуарных расчетов сумма рассроченного страхового взноса всегда больше суммы годового взноса (по причине потери прибыли страховщиком по договорам с рассроченным взносом).

В зависимости от последовательности уплаты выделяют первый и последующий рассроченный страховой взнос (премии).

По времени уплаты страховые взносы подразделяются на авансовые платежи и предварительную премию[11, c. 54]:

• авансовые платежи — платежи, которые уплачивает

страхователь страховщику заранее, до наступления срока

уплаты, указанного в заключенном договоре. Авансовые

платежи обычно вносятся за весь срок действия договора. По экономической природе они равны единовременному взносу;

• предварительная премия — страховщик может предоставить право страхователю внести полностью или частично причитающийся к уплате взнос до наступления срока уплаты. Предварительно внесенные платежи рассматриваются как взносы сберегательного характера, поступившие на счет страхового общества. На внесенные предварительно суммы начисляется соответствующий процент по вкладам.

При наступлении страхового случая до истечения срока договора страхователь или его наследники получают не только страховую сумму, но и страховые взносы, по которым не наступил срок уплаты. В этом разница между авансовыми платежами и предварительной премией.

По способу отражения в балансе страхового общества страховые взносы подразделяются на переходящие платежи, эффективную премию и результативную премию

• переходящие платежи. В случае, когда страховые сделки совершаются в конце календарного года, наблюдается несовпадение календарного и страхового года. В том случае, когда годовой страховой взнос уплачивается в текущем (календарном) году, но относится на период, который включает в себя последующий календарный год, необходимо произвести распределение страховой премии. Та часть страховой премии, которая распределена на следующий, после календарного, год, носит название переходящих платежей. Переходящие платежи отражаются в балансе страхового общества. В следующем году они будут отражаться как поступление страховых платежей текущего года;

• результативная премия — разница между годовой нетто-премией и переходящими платежами текущего года, отнесенными на следующий год. Величина результативной премии при прочих равных условиях зависит от периодичности уплаты страховых платежей (ежемесячно, ежеквартально, один раз в полугодие или год). Чем меньше период рассроченного взноса, тем меньше величина результативной премии;

• эффективная премия — сумма результативной премии и переходящих платежей, резервированных в текущем году и переходящих на следующий год.

Эффективная премия — это вся сумма наличных страховых платежей, которыми располагает страховщик в текущем году. За счет эффективной премии производится значительная часть выплат страховых сумм и возмещений. Если долгосрочный договор страхования состоялся, и выплат за период более года его действия не произошло, то происходит выравнивание между эффективной и результативной премиями. Они взаимно компенсируются;

• цильмеровская (резервная) премия — сумма нетто-премии и расходов по заключению договоров страхования данного вида за год. Определяется с помощью математических расчетов. Содержит определенные резервы, за счет которых возмещаются расходы по заключению договоров страхования. В этой связи аквизиционные расходы представляют собой активы страхового общества;

• перестраховочная премия — премия, которую страховщик передает перестраховщику по условиям заключенного между ними договора перестрахования. Может быть пропорциональной и непропорциональной по отношению к принятой перестраховщиком ответственности в силу заключенного договора.

По величине различают необходимую, справедливую и конкурентную премию[8, c. 132]:

• необходимая премия означает величину страхового взноса, который будет достаточным и позволит страховщику произвести выплаты страховых сумм и возмещений. Величина необходимых средств, которые требуется мобилизовать страховщику, обусловлена величиной риска и закономерностями его проявления в течение определенного промежутка времени (например, года);

• справедливая премия отражает принцип справедливой игры и теории вероятностей. Справедливая премия отражает также эквивалентность обязательств сторон, участвовавших в договоре страхования;

• конкурентная премия — это такая премия, которая позволяет страховщику в условиях рынка привлечь максимально возможное число потенциальных страхователей. Уменьшение страховой премии с целью привлечения широкого круга страхователей может привести к финансовым затруднениям у страховщика. Действующие в условиях рынка органы государственного страхового надзора регулируют конкурентную борьбу страховщиков.

В зависимости от способа исчисления страховые взносы классифицируются на средние, степенные и индивидуальные премии[8, c. 134]:

• средние премии получаются в том случае, когда страховщик абстрагируется от индивидуальных особенностей объектов страхования и прибегает к исчислению средней арифметической для всей совокупности. Средние премии применяются в практике страхового дела, если страховое общество не располагает достаточной информацией о развитии риска и особенностях объектов, включенных в страховую совокупность. Средние премии оправданны, если страховщик рассчитывает на гарантированный приток новых доброкачественных рисков. В этом случае сдерживается рост средних взносов;

• степенные премии. Если при определении страхового взноса во внимание принимается величина риска объекта, который включен в страховую совокупность, то такой страховой взнос называется степенной страховой премией. Для ее исчисления необходима соответствующая статистическая информация, касающаяся отдельных рисковых признаков: например даты постройки объекта, его местоположения, функционального назначения объекта страхования и т.д.

• индивидуальные премии получаются в том случае, когда страховщик принимает во внимание только индивидуальные особенности объекта страхования и не прибегает к исчислению средней арифметической для всей совокупности. Индивидуальные премии применяются в отношении уникальных объектов страховщика, не имеющих аналогов или большого распространения.

На практике используется система основной и добавочной страховых премий.

Основная страховая премия определяется при заключении договора страхования. Допускается, что она будет увеличена или уменьшена в зависимости от индивидуальных особенностей объекта страхования. При таком способе расчетов получается индивидуализирование риска. Применение скидок и надбавок призвано корректировать основную премию. Скидки и надбавки к основной премии называются добавочной премией.

Для определения страховой премии необходимо знать, что страховая премия уплачивается во время заключения договора страхования, а страховая сумма – спустя некоторое время (если произойдет страховой случай). Поэтому у страховщиков есть и запас времени, и возможность получить всю премию целиком, не заплатив ничего страхователю. Используя время, страховщик может инвестировать средства, получая от этого дополнительный доход. А если не произойдет страховой случай, то сумма страховых премий по данным договорам страхования остается у страховщика. В этих двух пунктах и заключаются основные доходы страховой компании.

Если рассмотреть формирование цены страховой услуги с точки зрения затрат, то их определение заключается в калькуляции ущерба, к которому приведет страховое событие. Его определяют как страховщик, так и страхователь, договариваясь о выплате определенной страховой суммы. Однако, в страховании нельзя определить придется ли нести эти затраты страховщику, как компании, оказывающей услуги. В данном случае сложно найти равновесную цену и определить взносы страхователя. Единственным путем в ее определении является анализ прошлых данных, при этом исследуемый период должен быть как можно дольше, а совокупность данных однороднее.

Величина выплат по договору страхования является случайной величиной, а, следовательно, сумма выплат по всем договорам, также величина случайная. Сумма выплат ограничена страховым фондом, который формируется из страховых премий. Поэтому совокупная страховая сумма варьируется в некотором интервале, верхняя граница которого равна сумме всех выплат по всем договорам. Для обеспечения 100%-ной гарантии того, что сумма нетто-премий превысит сумму выплат, страховщик должен создать страховой фонд в размере совокупной страховой суммы. В этом случае страховая премия будет равна страховой сумме. В результате страхователь, с учетом нагрузки, должен будет заплатить больше, чем получит при наступлении страхового случая. Такие условия страхователь не примет, а, следовательно, страховщику приходится рисковать так, что его риск определяется вероятностью всех страховых событий, от которых он страхует.

Целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению и дифференциации страховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования базируется на следующих основных принципах[9, c. 55]:

1. Эквивалентность нетто-платежей и выплат страхового возмещения и страховых сумм. Это означает, что нетто-ставки по каждому виду страхования должны максимально соответствовать вероятности ущерба. При таком условии обеспечивается возвратность средств страхового фонда для той совокупности страхователей и за такой тарифный период, исходя из которых были рассчитаны тарифные нетто-ставки.

2. Доступность размеров страховых тарифов для основной массы страхователей. Завышение тарифных ставок сдерживает широкое развитие страхования. Страховые платежи должны составлять такую часть дохода страхователя, которая не является для него обременительной. При доступных страховых тарифах достигается наибольшая эффективность страхования.

3. Стабильность размеров страховых тарифов. Если тарифные ставки остаются неизменными в течение многих лет, растет авторитет страховщика перед страхователями. Даже когда показатели убыточности страховой суммы как основы соответствующих тарифных нетто-ставок устойчиво снижаются, целесообразно в интересах страхователей расширение объема страховой ответственности при неизменных тарифах. Повышение тарифных ставок допустимо только в крайнем случае, когда невозможно другими путями стабилизировать рост показателей убыточности страховой суммы.

4. Стремление к расширению объема страховой ответственности. При стабильности тарифных ставок соблюдение данного принципа является приоритетным направлением страховой политики каждого страховщика в целях максимального удовлетворения страховых интересов.

5. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций.

Убытки. Выбирать страховку для своего автомобиля сегодня, вероятно, сложнее, чем когда-либо. Каско дорожает, а страховой рынок еще далек от полного выздоровления. Он продолжает чихать и кашлять. Докашлялся до самого президента.

Объем рынка добровольного автострахования падал весь прошлый год, продолжает падать и сейчас. Даже рост продаж автомобилей, о котором сообщает Ассоциация европейского бизнеса (за 7 месяцев на 9%), не изменил ситуацию – сборы страховщиков по-прежнему сокращаются. За первые шесть месяцев 2012-го по автокаско им досталось 68,3 млрд рублей, а за тот же период 2013 года – 63,3 млрд. При этом выплаты составили почти 52 млрд рублей, а коэффициент приблизился к критическому уровню – 82%.

«Действительно, в среднем убыточность в сегменте каско по рынку является высокой и не соответствует необходимым требованиям прибыльности этого бизнеса. Связано это в первую очередь с демпингом и выставлением актуарно не обоснованных тарифов, в том числе и у ряда крупных компаний», – считает начальник отдела страхования физических лиц департамента страхования автотранспорта компании «Росно» Дмитрий Кузнецов. Как отмечает Росстрахнадзор, количество заключенных договоров по каско на протяжении двух кварталов росло, но средняя премия по ним не менялась – около 36 тыс. рублей.

«Согласно официальной статистике, сборы рынка каско снизились на 7%, при этом рынок ОСАГО в первом полугодии 2013-го вырос на 9%. То есть количество автомобилей увеличивается, а объем рынка добровольного страхования снижается», – рассуждает первый заместитель гендиректора компании «Оранта Страхование» Владимир Черников. Тому есть простое объяснение – в целом по рынку падают тарифы. «При росте выплат по добровольному автострахованию снижение тарифов не может быть обоснованным», – предупреждает Владимир Черников.

Кредитный ступор. Ситуация осложняется еще и тем, что автопарк страны стареет, а рынок автокредитования не восстановился. По словам заместителя руководителя управления андеррайтинга «АльфаСтрахования» Дмитрия Вишнякова, до кризиса «кредитные страховки» составляли до 50% от общего объема продаж каско, а сейчас – не более 15%. Причем основная их доля падает на пролонгации по уже заключенным договорам – новых договоров пока немного. Нужно учесть, что и поток, который дают пролонгации, скоро иссякнет – ведь основная масса договоров заключалась в 2007–2008 годах, а кредиты выдавались по большей части на 2–3 года.

«Банки неактивно ведут себя в этом сегменте. Кто-то не спешит его развивать вообще, кто-то возобновил выдачу кредитов, но ужесточил условия. Доля кредитных автомобилей в продажах дилеров пока невысока. Сложно прогнозировать восстановление в ближайший год», – комментирует вице-президент «Ренессанс-страхования» Федор Воронин. По мнению экспертов «Оранта Страхования», рынок кредитования может восстановиться к 2015 году[5, c. 122].

И сами страховщики в кризис ощутили все минусы банковских продуктов в своих портфелях. Убыточность по ним значительно выше, и процент мошенничества велик. Плюс к этому, по признанию руководителя управления автострахования «Ресо-гарантии» Сергея Масленкова, банки часто вводят свои ограничения для страховых продуктов. «Например, не любят франшизу. Свой отказ с ней работать банки объясняют рисками – из-за мелких повреждений, которые страхователь не станет ремонтировать за свой счет, предмет залога обесценится. Фактически я не сталкивался с ситуациями, когда пара царапин имели бы катастрофические последствия для банка», – замечает Сергей Масленков. По его словам, «Ресо-гарантия» никогда не делала упор на страхование кредитных авто – в ее портфеле банковские продукты составляли не более 20%, поэтому торможение на рынке кредитования не очень сильно повлияло на сборы.

Правда, некоторые эксперты предсказывают, что осенью можно ожидать оживления на нем. Ряд банков готовит новые программы по автокредитованию с очень неплохими условиями. Но, скорее всего, рынок упрется в другую стену. «Если в период кризиса не было платежеспособного спроса, то теперь есть продукты, есть программы – нет только автомобилей. Опять появились очереди на авто», – говорит директор департамента автострахования компании «Эрго Русь» Алексей Якушин. По его словам, заказы на Chevrolet Captiva сейчас принимаются на декабрь. Примерно такие же очереди и на большинство марок массовых автомобилей – Opel, Ford, Mazda, Honda. «Два месяца – это минимальный срок ожидания. Если заводы не пересмотрят квоту на Россию, то не будет достаточного объема транспортных средств под розницу и кредитование», – полагает Алексей Якушин.

А был ли демпинг? Уже который год (началось задолго до кризиса) с рынка доносятся стенания по поводу царящего на нем демпинга. Якобы в кризис cash-андеррайтинг – чуть ли не самое опасное явление. Не очевидно. Во-первых, с точки зрения конечного потребителя, весь демпинг ушел в рекламные сказки, наяву же полисы особой кризисной дешевизной не отличались. Другое дело, насколько возросли комиссионные продавцов страховых продуктов. На стагнацию или сокращение сборов некоторые очень даже крупные компании ответили ростом (подчас резким) затрат по заключению договоров. Свидетельства тому – в отчетах о прибылях и убытках. То есть бенефициарами демпинга стали агенты и брокеры. В это легко поверить, зная специфику российского рынка. Во-вторых (и это тесно связано с «во-первых»), демпинг не мог превратиться в критическую проблему для рынка, если бы в него не были вовлечены компании из топ-10. Однако их руководители отвергали и отвергают малейшие подозрения на этот счет. В общем, несостыковка получается. И для полной путаницы следующие факты: большинство крупнейших федеральных страховщиков еще в прошлом году повысили цены на каско, при падении рынка на 7% сборы топ-20 сократились всего на 2%, а доля в общем объеме премий по автокаско увеличилась на 4%.

«В кризис мы подняли цены и теперь не испытываем трудностей с убыточностью и не чувствуем необходимости чистить портфель. Хотя, естественно, мы делаем необходимые уточняющие корректировки», – рассказывает вице-президент «Ренессанс-страхования» Федор Воронин. По его словам, в портфеле возросла доля договоров с использованием франшизы. Примечательно, что чаще франшизу выбирают при покупке полиса через интернет, поскольку в этом случае клиент быстрее может проанализировать изменение цены в зависимости от своего выбора[5, c. 165].

В «АльфаСтраховании» цены на каско в среднем увеличились на 10–15%. Дмитрий Вишняков объясняет это несколькими обстоятельствами. Во-первых, дилеры еще в прошлом году подняли цены на ремонт в среднем на 10–15%, а по некоторым маркам и на 20%. Во-вторых, выросла частота убытков, люди стали чаще обращаться за выплатами, пытаясь как-то отработать премию. Нельзя сбрасывать со счетов и рост мошенничества. Увеличение расценок компания постаралась нивелировать за счет глубокой сегментации продуктов: например, в некоторых стоимость определяется не только классическими параметрами, но и пробегом авто за время действия полиса.

В среднем на 12% с начала прошлого года подорожало каско и в «Ресо-гарантии». Хотя, по словам руководителя управления автострахования компании Сергея Масленкова, тарифы пересматривались далеко не на все марки, а лишь на наиболее убыточные. В этот список попала, например, продукция GM, включая такие популярные модели, как Opel Astra и Chevrolet Aveo. «В 2008 году на рынке была запущена программа ”Джи Эм иншуранс“, страховщиком по которой был ”Ингосстрах“. И мы, к сожалению, под давлением продавцов, под влиянием хорошего результата этой программы установили конкурентный тариф по маркам автомобилей, участвовавшим в ней. Эти ставки дали нам убыток еще в 2008 году 130–140%. В 2009-м, несмотря на кризис и доводы продавцов, мы подняли тарифы на эти марки на 40–70%. Политика объема ради мифических доходов была закрыта. Надо сказать, что таких моделей у нас было штучное количество. Все-таки мы не стесняемся иметь собственные тарифы, они всегда маржинальные и всегда позволяют зарабатывать», – говорит Сергей Масленков. В итоге в первом полугодии 2010 года «Ресо» показала 15-процентный рост по портфелю автокаско[5, c. 174].

Пересмотрели тарифную политику и в компании «Эрго Русь». «У нас тарифы изменились в соответствии с профилем портфеля – на марки машин, по которым убыточность невелика, мы снизили тарифы до 30%, а на убыточные – подняли на 20-40%», – рассказывает Алексей Якушин. В разряд безубыточных, по его словам, попали преимущественно автомобили немецкого производства – Audi, BMW, Volkswagen, Mercedes. В группу «проблемных» вошли такие модели, как Nissan Almera Classic, Mazda 3 и 6, Mitsubishi Lancer, Renault Logan. «У нас регулярно проводится профессиональная актуарная оценка развития портфеля автострахования. Так что кризис мы пережили без потерь. В 2009 году портфель автокаско вырос на 40%. Этот тренд мы планируем сохранить и в 2010 году», – оптимистичен Алексей Якушин.

Дошло до президента. На минувшей неделе проблемы страховщиков, а точнее их клиентов, обсуждал с участниками рынка и руководством Высшего арбитражного суда президент Дмитрий Медведев. Глава ВАС Антон Иванов приводил примеры, когда автостраховщики так составляли договор, что были обязаны возмещать только несущественные убытки, а перед главными опасностями страхователь оставался беззащитен. По словам Антона Иванова, компании, отказываясь платить или затягивая выплаты, побуждают клиентов решать проблемы в судах, а эту практику необходимо прекратить. Глава ВАС предложил страховому сообществу разработать стандарты договора автокаско и определить минимальные требования к выплатам.

Таблица 1

Расценки на каско некоторых крупных компаний по популярным моделям различных классов (новые авто, руб.)

Компания Тип страхователя Toyota Camry при стоимости 1100 тыс. руб. Nissan Qashqai при стоимости 900 тыс. руб. Volkswagen Раssat при стоимости 1100 тыс.руб. Mitsubishi Lancer 1.8 при стоимости 650 тыс. руб. Оpel Astra при стоимости 650 тыс. руб. Honda Accord при стоимости 1150 тыс. руб. Audi A8 при стоимости 4000 тыс. руб.
    без франшизы франшиза 5% без франшизы франшиза 5% без франшизы франшиза 5% без франшизы франшиза 5% без франшизы франшиза 5% без франшизы франшиза 5% без франшизы франшиза 5%
АльфаСтрахование*            
             
 
ВСК**
 
 
Оранта Страхование***
 
 
Ренессанс- страхование****
 
 
Ресо-гарантия
 
 
Росгосстрах
 
 
Росно*****
 
 
Согласие******
 
 
Эрго Русь - - - - - - -
 
 

* Стоимость рассчитана только по программе «Голое каско» при франшизе 30 тыс. рублей. Для водителей со стажем менее 5 лет и возрастом менее 24 лет всегда применяется франшиза – минимально 9 тыс. рублей. ** Расчет произведен для водителя-москвича, холостого мужчины. *** Расчет произведен при франшизе в 30 тыс. рублей. **** Для Mitsubishi Lancer и Opel Astra расчет произведен по второму пакету, с учетом франшизы в 5 тыс. рублей. Для остальных автомобилей – по третьему пакету с франшизой в 10 тыс. рублей. ***** На Nissan Qashqai, Volkswagen Раssat, Mitsubishi Lancer 1.8, Honda Accord расчет сделан с учетом максимальной франшизы – $1200, на Audi A8 максимальная франшиза – $3000. ****** Расчет по Honda Accord произведен для машин,оборудованных спутниковой поисковой системой, расчет тарифов для третьей группы страхователей проводился для автовладельцев со стажем от 6 до 10 лет. Для Volkswagen Раssat и Audi A8 по третьей группе страхователей тарифы рассчитаны с учетом франшизы в 15 тыс. рублей.

1 – страхователь: 21 год, без опыта вождения. 2 – страхователь: 25 лет, опыт до двух лет. 3 – страхователь: 30 лет, опыт свыше пяти лет. Таблица составлена на основании данных, представленных компаниями, ее содержимое не может считаться публичной офертой.

Таблица 2

Компании - лидеры рынка автокаско по итогам первого полугодия 2013 г.

Компания Премии, млн.руб Выплаты, млн руб
Ингосстрах 9708,1 8585,9
Росгосстрах 8071,1 6232,2
Ресо-гарантия 7330,2 4496,0
Военно-страховая компания 3827,9 2430,7
Согласие 2879,0 1739,7
АльфаСтрахование 2596,3 2216,3
Группа Ренссанс Страхование 2359,9 2184,8
Росно 2243,0 1667,4
Уралсиб 2112,4 2840,8
Страховая группа МСК 1917,0 1867,1
Цюрих 1818,1 2270,5
Югория 1198,5 975,9
Спасские ворота 1047,4 1200,9
Согаз 1041,8 701,2
Ростра 1000,9 593,3
Оранта 972,0 878,9
Прогресс-гарант 939,7 890,0
Гута-страхование 901,8 734,5
Макс 820,1 522,1
Энергогарант 734,4 476,4
Транснефть 499,9 45,2
Мегарусс-Д 430,4 229,4
Сургутнефтегаз 413,7 416,9
ВТБ страхование 402,4 471,1
Компаньон 394.3 132,4
Эрго Русь 391,1 337,9

Источник: Росстрахнадзор

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.